Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное занятие по произношению в подготовительной речевой группе на тему: «Звуки р, л в слогах, словах и предложениях» »
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации г. Орла
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 комбинированного вида
тел./факс: 33-12-16
302038 г. Орел, ул. Рощинская, 35 semicvetik-17@yandex.ru
Индивидуальное занятие по произношению в подготовительной речевой группе на тему:
«Звуки р, л в слогах, словах и предложениях»
Учитель – логопед:
Морозова Н.В.
2015 г.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обучение детей умению давать артикуляционную характеристику звуков р-л;
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха, дифференциация звук р, л в слогах, словах, предложениях;
- упражнение в звуковом анализе;
- совершенствование диалогической формы речи;
- развитие дыхания, артикуляционного аппарата;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- совершенствование общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к профессии летчика.
Предварительная работа. Автоматизация звуков р, л.
Оборудование. Два картонных домика для звуков, картинки со звуками р, л. Две картинки с изображением леса.
План занятия.
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Сравнение звуков р, л по артикуляционным характеристикам.
Дифференциация звуков р-л на слух и в произношении.
Д\и «Поймай звук».
Д\и «Запомни, повтори».
Д\и «Поменяй звук в слове».
Д\и «Засели домик».
Д\и «Составь предложение».
Итог занятия.
Ход занятия.
Организационный момент.
Сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас в путешествие.
Артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы хорошенько подготовится к путешествию, нужно сделать зарядку для языка.
Улыбочка-трубочка (под счет 1-2) - 5 раз.
Лопаточка-иголочка (под счет до 5-ти) - 3 раза.
Маляр.
Вкусное варенье - 5 раз.
Лошадка – 10 раз.
Грибок (счет до 5-ти) – 3 раза.
Гармошка – 10 раз.
Дыхательная гимнастика.
Фокус – 3 раза.
Что-то стало прохладно, давайте погреем ладошки.
Погреем ладошки.
Сравнение звуков р, л по артикуляционным характеристикам.
Если мы отправимся в путешествие на ракете. Ракета летит: р-р-р! Произнесите, как летит ракета? Как располагаются зубы, язык? (Зубы приоткрыты, язык вверху в форме ковшика, кончик дрожит).
Если мы отправимся в путешествие на самолете. Как он гудит? (л-л-л) Как располагаются зубы, язык? (Зубы приоткрыты, язык вверху в форме ковша прижимается к зубам.)
Давай подумаем, чем отличаются звуки р-л?
Дифференциация звуков р-л на слух и в произношении.
Выделение звуков из слогов, слов. Д\игра «Поймай звук».
Летчики и космонавты должны иметь хороший слух. Проверим, как вы различаете на слух звуки р-л.
Если услышите звук р изобразите мотор (вращательные движения руками перед грудью): р, л, с, р, ар, ал, ол, ур, ра, ло, ры.
А теперь, на звук р – изобразите мотор, а на звук л – разведите руки в стороны, изображая крылья самолета: ракета, герой, лопасти, луч, Родина, пилот, маршрут, крыло, город, село.
Мы составили маршрут путешествия. Плотно упаковали рюкзаки. Взяли фотоаппарат, бинокль. Поехали в аэропорт. Купили билеты. Поднялись по трапу в салон самолета, заняли свои места и полетели.
Дети имитируют движения по ходу рассказа логопеда.
Дифференциация звуков р-л в слогах. Д\игра «Запомни, повтори».
Дифференциация звуков р-л в словах. Д\игра «Поменяй звук в слове».
Пролетаем мы с друзьями
Над волшебными лесами …
В 1-м лесу звук л нужно заменить на звук р.
Лов- ров дал- бал- игла-
Лак- вал- плут- лама-
Во 2-м лесу звук р нужно поменять на звук л. (Слова те же.)
Упражнение в звуковом анализе. Д\игра «Засели домик».
Пролетаем мы с друзьями
Над большими городами …
В одном городе живут звуки р-л. Но жители этого города перепутались и не могут найти свои дома. Поможем им? Нужно отобрать отдельно картинки со звуком р и со звуком л. (Один ребенок отбирает картинки со звуком р, а другой со звуком л.)
А теперь картинки, которые мы выбрали нужно поселить в домики. Здесь (логопед показывает на первый подъезд в обоих домиках) будут картинки с отобранными вами звуками в начале слова. Здесь (2-й подъезд) – в середине слова, а здесь (3-й подъезд) – в конце слова. (Дети раскладывают картинки.)
Егор, назови картинки где звук р в начале слова. (в конце; в середине).
(Аналогично с другим ребенком со звуком л.)
Дифференциация звуков р-л в предложениях. Д\и «Составь предложение».
Вам в благодарность жители города дарят картинки. (роза, белка, шар, ласточка). Давайте их назовем. Какие предложения можно придумать? (Дети придумывают по 2 предложения.)
Итог занятия.
Славно мы летали с вами
Над лесами, городами,
Над горами, над рекой …
И вернулись мы домой.
Вы хорошо потрудились, научились различать звуки р-л. Молодцы!