kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экспериментальной – исследовательской деятельности в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект по экспериментальной – исследовательской деятельности в старшей группе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальной – исследовательской деятельности в старшей группе»

Конспект НОД

Экспериментальной – исследовательской деятельности в старшей группе на

на тему: «Волшебница вода»

(с использованием элементов ТРИЗ)

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Цель: формировать у детей представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода источник жизни.

Задачи

Образовательные:

Знакомить детей с закономерностями в природе, формировать представление о разных состояниях воды: о круговороте воды в природе, побуждать детей к исследовательской деятельности: опытам по определению свойств воды: отсутствие собственной формы, вкуса, цвета, запаха, вода обладает текучестью (её можно переливать, наливать, выливать), прозрачностью. Вода может растворять некоторые вещества. Закрепить представления детей о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое и газообразное: пар и лёд – тоже вода, закрепить свойства льда (прозрачный, твёрдый, хрупкий), закрепить умение детей моделировать с помощью «Маленьких человечков» переход воды в (твёрдое, и газообразное состояние), развивать умение находить в одном объекте наличие двух противоречивых качеств, развивать связную речь детей.

Развивающие:

Развивать любознательность, логическое мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, умение делать выводы, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитательные:

Воспитывать навыки бережного отношения к воде и ко всему в природе, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Безопасность: формировать знания детей о том, что с водой надо обращаться аккуратно, нельзя пить воду без разрешения взрослого, ходить по льду водоёмов без взрослых.

Предварительная работа: чтение стихотворений о воде, потешек, загадывание загадок о воде, паре, снеге, льде, чтение произведения К.Чуковского «Мойдодыр», наблюдение на прогулке за дождём, снегом, рассматривания льда, закрепление их свойств, наблюдение летом за тем, как при активном солнечном свете после дождя идет испарение, экскурсия к пруду и реке в разные времена года. Просматривание презентаций: «Мир морей и океанов», «Река и её обитатели», «Круговорот воды в природе, «Кому нужна вода».

Словарная работа: опыт, прозрачная, пар, хрупкий, бесцветная, текучесть, круговорот.

Материал и оборудование: стаканчики, самовар, сахар, гуашь,кисточки, лимон, вода, лёд, стекло, ложечки, карточки с изображением «Маленьких человечков», подносы, глобус, карточки с изображением предметов, цветные формочки, кусочки льда, мультимедийная установка, сосуды разной формы, снежинки.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, экспериментально – исследовательская деятельность.

Ход НОД

Воспитатель: дети, я сейчас загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать:

  • В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять (вода)



  • Мы говорим: она течёт,

Мы говорим: она играет,

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает(вода)

- Молодцы, ребята, вы все загадки отгадали правильно.

- Раздаётся стук в дверь, входит Незнайка, здоровается с детьми, в руках у него глобус. Незнайка говорит детям, что Знайка подарил ему вот это – показывает глобус. А вот что это такое и для чего нужно, он не знает. Просит детей помочь ему разобраться. (Это глобус, модель Земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля.)

- Дети, а сейчас давайте попутешествуем по глобусу: назовите, какие цвета вы видите на глобусе и что они обозначают?

- Зелёный – это леса; коричневый – горы и возвышенности; белый – снег, лёд; жёлтыё – степи и пустыни; голубой – реки, моря, океаны.)

- Правильно, голубым цветом на глобусе обозначена вода. Её очень много на нашей планете.

(Незнайка благодарит детей за то, что он узнал: что это глобус и что на нём обозначают цвета, в школе это ему пригодится. Прощается и уходит.)

- Предлагаю детям сесть на коврик, закрыть глаза и послушать музыку.

- Дети, вставайте с коврика. Что вам напомнили звуки музыки?

- Шум моря, журчание ручейка, капель воды, сильный дождь, водопад, звук родника…

- Правильно, сейчас вы услышали разные звуки, напоминающие движения воды. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Мы сегодня будем говорить о воде.

- Дети, сегодня мы с вами очень многое узнаем о воде, она как царица, как волшебница, с ней могут происходить разные чудеса. Я вас приглашаю в нашу лабораторию, вы будите сегодня исследователями, будете определять свойства воды.

- Посмотрите на столах стоят стаканы с водой. Вода жидкое или твёрдое вещество? (Жидкое – воду можно переливать из стакана в стакан - переливают. А ещё вода льётся из крана, в реках вода движется по течению, идёт дождь.)

- Дети, давайте определим цвет воды. Поставьте стакан с водой на карточки с рисунком. Что вы видите? (Рисунок, вода прозрачная, бесцветная.)

- Прозрачную воду можно сделать не прозрачной. Как?

- Дети: если в неё добавить краску.

- Наберите краску на кисточку и опустите её в стакан с водой, размешайте краску, наблюдайте, как вода меняет прозрачность. Какого цвета стала вода? (Вода стала зелёной, красной, жёлтой.)

- Виден теперь рисунок на карточке? (не виден, вода стала не прозрачная.)

- Какой можно сделать вывод?

- Вода принимает цвет той краски, которую мы в ней растворили.

- Попробуйте воду на вкус. (Вода не сладкая, не кислая, вода без вкусная.)

- Можно изменить вкус воды?

- Да, можно.

- А как?

- Добавить сахар.

- Давайте попробуем изменить вкус воды. Возьмите ложечку, наберите в неё сахар и положите в стакан размешайте и попробуйте воду.

- Какая вода стала на вкус?

- Вода стала сладкой.

- Какой можно сделать вывод?

- Вода приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворили.

- Понюхайте воду. Пахнет вода? (Вода не пахнет.)

- Правильно, вода не имеет запаха. Запах воды можно изменить, как?

– Дети: положить в воду кусочек лимона. Дети кладут, нюхают. (Появился запах, вода пахнет лимоном.)

- Какую форму имеет вода?

- Дети: Вода не имеет формы.

- Посмотрите на столе у меня стоят сосуды с водой. Они одинаковые?

- Нет, они разные по форме.

- Какой вывод можно сделать?

- Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.

-Вода жидкое вещество. Дети, вспомните, как выглядят « человечки» жидких веществ? (У них руки опущены, свободны.)

-Дети, у вас на столах лежат карточки с разными «человечками». Давайте построим модель воды. (Дети выкладывают карточки из «человечков», символизирующих вещество в жидком состоянии.)

- Почему вы выбрали этих «человечков? (Вода жидкое вещество.)

- Показываются слайды: река летом. Дети, что вы видите на слайде?

- Река летом, вода в реке течёт по течению.

- Что вы видите на другом слайде?

- Река зимой, вода в реке замёрзла и превратилась в лёд

- Почему лёд зимой не тает? (Потому что «маленьким человечкам» холодно, они плотно прижались друг к другу, крепко взялись за руки.)

- Встаньте и покажите как выглядят «маленькие человечки» льда.(Дети встают и плотно прижимаются друг к другу, крепко держась за руки.)

- Правильно. Вода замёрзла и превратилась в лёд. А лёд твёрдое вещество, «маленькие человечки» твёрдых веществ выглядят по - другому: они крепко держатся за руки, плотно прижавшись, друг к другу.

- Сейчас я дам вам по кусочку льда, вы его положите в формочку. Видно через лёд, какого цвета дно у формочки? Почему? (Видно, лёд прозрачный.)

- Возьмите кусочек льда и положите на ладонь. Какой лёд? (Холодный.)

- Что происходит со льдом и почему? (Лёд начал таить, потому что ладошки тёплые.)

- Во что превратился лёд? (В воду.)

- Что произошло с «маленькими человечками?» (Они опустили руки.)

- Я сейчас стукну молоточком по кусочку льда. Что стало со льдом и почему? (Лёд раскололся, он хрупкий.

- Дети, скажите как выглядят «Маленькие человечки» твёрдых веществ, льда?

- Они плотно прижимаются друг к к другу и крепко держатся за руки.

- Встаньте и покажите как выглядят «маленькие человечки» льда. (Дети встают и плотно прижимаются друг к другу, крепко держась за руки.

- Дети посмотрите на экран.

- А ещё, во «что превращается вода зимой? (В снег.)

- Правильно, летом идёт дождь – зимой снег, кружатся в воздухе снежинки и падают на землю, образуя большие сугробы (показ слайдов.)

- Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо». ( Дети делятся на две команды). Одна команда говорит, что хорошего в том, что зимой много снега. Другая команда говорит, что плохого в том, что зимой много снега(передавая друг другу снежинку).

- 1 команда: «Хорошо» - приятно гулять по улицам, когда идёт снег; красиво, когда снег лежит на лугах, деревьях; хорошо играть в снежки свежим снегом; можно слепить снеговика, построить постройки, Кататься на санках, лыжах…

- 2 команда: «Плохо» - заметает дороги, тяжело идти, буксуют машины, попадает в лицо – неприятно, попадает в сапожки – можно промочить ноги и заболеть, когда идёт снег – плохо кататься на коньках…

- Дети, послушайте. Я прочитаю вам стихотворение.

«Посмотрите-ка сюда,

У него внутри вода.

Он – блестящий самовар.

Из под крышки вьётся пар.

Пар водичка или нет?

Ну-ка, дайте мне ответ.

- Пар это вода.

- Вода нагрелась, закипела, появился пар. «Человечки» воды превратились в пар.

- Скажите, как выглядят «Человечки» пара ?

- Они прыгают, бегают, летают.

- Правильно они находятся всегда в движение. Давайте на мольберте покажем переход воды из жидкого состояния в парообразное с помощью «маленьких человечков»

- Выходит ребёнок и на мольберте показывает, как вода превращается в пар (с помощью «Маленьких человечков»)

- Подношу охлаждённое стекло к пару, Что появилось на стекле? (Капельки воды.)

- Капельки пара собирается на стекло и снова падают в самовар.

- Так происходит и в природе: с приходом зимы – капельки воды превращаются в снежинки, в реках, прудах, озёрах, морях – в лёд. Весной солнышко пригревает – снег таит, лёд, вода начнёт испаряться, превратится в пар, соберётся в облачке и выпадет в виде дождя. Происходит круговорот воды в природе.

Предлагаю детям сесть на коврик и посмотреть на экран и послушать стихотворение Н.Рыжовой:

Вы узнали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На морозе замерзает,

В лес туманом заползает,

В самоваре закипит –

Паром сильно зашипит.

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

-Проводится игра «Маленькие человечки». Звучит музыка. Дети («маленькие человечки») гуляют по группе. На сигнал воспитателя, например: «вода льётся из крана, лимонад, камень, стол, роса, пар, молоко и т. д.», изображают « Маленьких человечков» жидкого, твёрдого и газообразного вещества.

- Сегодня мы много говорили о воде определили свойства воды. Назовите их.

- Вода бесцветная, прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы, может растворять некоторые вещества, принимает цвет того вещества, которое мы в ней растворили.

- Где встречается вода в природе? (в реках, озёрах, морях, океанах, прудах.)

-А ещё вода содержится в подземных озёрах, если она выходит на поверхность, образуется родник.

Ребёнок читает стихотворение А.Бунина «Родник»

«В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит»

- У нас в посёлке много родников. Вы пили воду из родников, какая она?(чистая, прозрачная, хрустальная, студёная)

- Дети а кому нужна вода? (человеку, растениям, животным, рыбам)

- Как надо относиться к воде? (бережно, не бросать мусор в водоёмы, нельзя мыть вблизи водоёмов машины, велосипеды)

- Как надо беречь воду дома? (умылся, закрой кран)

«Воду зря не выпускай,

Кран покрепче закрывай»

- Дети, закройте глаза и представьте, что станет на планете Земля, если в природе исчезнет вода?(нечего будет пить, погибнут растения, животные, всё живое на земле)

- Воду надо беречь, не загрязнять, без воды всё живое погибнет.

« Без меня вам

Не умыться, не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!»

- Послушайте, стихотворение Н.Рыжовой (сопровождается на экране показом слайдов)

В природе путешествует вода.

Она не исчезает никогда:

То в пар превратится, то в лёд.

Растает и снова в поход –

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьётся –

Дождями вернётся…

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь…

Вас окружает всегда и везде

Это волшебница – чудо вода.

Рефлексия.

Дети, вы сегодня были настоящими учёными. Кому было интересно проводить исследования, возьмите в подарок - красную розу.

Кто немного затруднялся или показалось, что это очень трудное дело – возьмите – ромашку.

Раздаются стук в дверь, входит «Волшебница вода», благодарит детей за то, что они сегодня много говорили о воде и угощает детей конфетами, называются они «Морскиие», прощается и уходит.

-Приглашаю детей к столу: сейчас мы будем пить горячий чай из самовара с конфетами.




































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Экспериментальной – исследовательской деятельности в старшей группе

Автор: Банина Елена Рашитовна

Дата: 23.04.2017

Номер свидетельства: 411033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность "
    ["seo_title"] => string(164) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-k-obiektam-prirody-chieriez-ekspierimiental-no-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "192431"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427458972"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект НОД в области «Познавательное развитие» экспериментально-исследовательская деятельность) «Необычное в обычном»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_nod_v_oblasti_poznavatelnoe_razvitie_eksperimentalno_issledovatelskaia_"
    ["file_id"] => string(6) "551025"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590173465"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта по естествознанию Тема: «Когда звучит капель?». для старшей группы"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_po_iestiestvoznaniiu_tiema_koghda_zvuchit_kapiel_dli"
    ["file_id"] => string(6) "433513"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508501363"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Свойства снега и льда»"
    ["seo_title"] => string(98) "konspiektpoznavatielnoekspierimientalnoidieiatielnostivstarshieighruppienatiemusvoistvasnieghailda"
    ["file_id"] => string(6) "323881"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462256724"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства