Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в области «Познавательное развитие» экспериментально-исследовательская деятельность) «Необычное в обычном»»
Конспект НОД в области «Познавательное развитие» экспериментально-исследовательская деятельность) «Необычное в обычном» (старшая группа)
Подготовила : воспитатель Шатохина О.С.
Тема: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности»
Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с солью и ее свойствами посредством экспериментирования
Задачи:
-Актуализировать знания детей о соли;
-Расширить знания детей о свойствах соли через организацию экспериментально-исследовательской деятельности;
-Закреплять умение исследовать вещество с помощью органов чувств, называть его свойства, особенности, понимать и использовать в работе мнемосхемы;
-Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности, к познанию окружающего мира, открывая новое в знакомом;
-Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы в процессе экспериментирования;
-Воспитывать аккуратность, необходимость соблюдения правил техники безопасности.
Материалы и оборудование:
Магнитная доска;
Мнемосхемы;
Видеоролики: «Что такое соляные пещеры», «Почему вода в море солёная».
Мешочки с солью и с поролоном;
Фигурки пони с мешками и гирьки;
Лед;
2 стакана с водой;
Соль, 2 сырых яйца;
Чайная ложка.
На каждого ребенка:
Тарелочка;
Емкость с водой;
Розетка с солью;
Лупа;
Чайная ложка;
Мешочек с солью;
Мешочек с поролоном;
Салфетка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. (здороваются)
Воспитатель:
- В круг скорее становитесь, дружно за руки беритесь,
Улыбнитесь, подмигните и к ладошкам прикоснитесь,
теплотой вы поделитесь.
(Дети кладут свои ладони на ладони друг-друга.)
Теперь ко мне все повернитесь и тихо на ковер садитесь.
(Дети усаживаются на ковер.)
- Ребята к нам сегодня пришло письмо, но не простое, а электронное и очень интересное, хотите я вам его покажу? Но чтобы понять, о чем это письмо отгадайте загадку. Загадка: На столе стоит всегда, Внешне, белая она. И на вкус, не вкусна: Но в пищу – каждому нужна. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Видеоролик: «Что такое соляные пещеры». (время 00.57мин.) Скажите, о чем рассказывалось в письме, которое мы просмотрели? (Ответы детей)
Как вы думаете зачем людям нужна соль? Давайте сегодня мы с вами побываем в лаборатории, чтобы узнать больше о соли и о ее свойствах? Кто знает, что такое лаборатория? Кто там работает? (Учёные, лаборанты).
- Правильно ребята в лаборатории проводят опыты, а работают там ученные. Я сегодня буду профессором «Всезнайкой», а вы моими помощниками. Наши гости, это тоже ученные они сегодня будут наблюдать, за тем как мы с вами опыты проводим. Но для того чтобы начать нашу с вами работу нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.
Давайте повторим. При работе в лаборатории:
1- Соблюдать тишину;
2- Не толкать соседа во время работы;
3- Сначала посмотри, а потом повтори;
4- Не трогать руками глаза;
5.- Не брать ничего в рот;
5- Выполнил, положи на место.
Прошу проходите в нашу мини лабораторию, одевайте фартучки и нарукавники и занимайте свои рабочие места. (Дети проходят к столам и рассаживаются.)
Воспитатель: - Соль - незаменимый продукт питания. Мы из полученного письма узнали о том, как ее добывают, но самое главное мы сможем сейчас узнать с вами какими же свойствами она обладает?
Приступаем к исследованию, а запомнить и описать свойства соли нам помогут мнемосхемы.
- Рассмотрите соль. Какого она цвета? (Белая. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).
- Определите запах соли. (Соль без запаха. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).
- Какого она вкуса? (На вкус солёная. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).
- Возьмите щепотку соли. Разожмите пальчики. Что произошло с солью? Значит она, какая? (Соль сыпучая. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).
Возьмите лупы и рассмотрите соль. На что она похожа? (На зернышки, крупинки, маленькие комочки)
- Возьмите ложку соли, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Что произошло с солью? (Соль растворилась. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).
- Ребята, а где люди используют соль? (Для приготовления пищи, лечения людей, для бытовых целей. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).
А еще, соль очень помогает людям в гололед. Знаете как? Смотрите внимательно. (Опыт со льдом.)
-Ребята, а соль — это природный материал или рукотворный? (Соль — это природный материал. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).
— Вот мы и выяснили свойства соли. Давайте их повторим, используя наших помощников – мнемосхемы. (Перечисление свойств соли с опорой на мнемосхемы.)
Молодцы, ребята, вы замечательно поработали, теперь можно немного отдохнуть.
(Физкультминутка)
- Тихо встали, улыбнулись, выше, выше потянулись.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Глазки вверх, глазки вниз и по кругу пробегись.
И к окну, и к двери, и зажмурь, и посмотри.
Всё вокруг мы посмотрели и на стульчики все сели.
- Ребята, но это еще не все задания. Еще я хочу предложить вам решить задачу? Хотите? Задача действительно очень трудная, поэтому предлагаю настроиться на выполнение сложной задачи.
(Ккинезиологический массаж)
-Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
- Ну вот теперь мы готовы к решению сложных вопросов.
Слушайте внимательно. «Шли домой два пони и несли груз в мешках. Один нёс мешок с солью, а другой - с поролоном. Одному пони было очень тяжело идти, а второму – легко. Они подошли к реке. Дом их был на другом берегу, а мостика не было. Они стали переплывать реку. Мешки их намокли. Одному пони было легко плыть, а другому пришлось приложить большое усилие, чтобы доплыть до берега и не утонуть. Когда пони пришли домой, то оказалось, что только один из них донес весь груз. Какой пони донес весь груз и почему?».
Да, действительно, очень сложная задача. Давайте попробуем ее решить.
И так, ребята, разбираем условие задачи: что нес один из пони? (Мешок с солью. Фигурка пони помещается на доску.)
Что нес второй пони? (Мешок с поролоном. Фигурка второго пони помещается на доску).
Возьмите в одну руку мешочек с солью, а в другую с поролоном. Какой мешочек легче? Какому пони было легче идти? (Ответы детей. Помещается гирька над пони с мешком поролоном.)
Что произошло дальше по условию задачи? (Ответы детей)
Как вы думаете, какому пони было тяжелее плыть? Почему? (Гипотезы детей.)
Давайте проверим ваши предположения. Возьмите мешочек с солью и опустите его в емкость с водой. Что происходит с мешочком? Почему? (Рассуждения детей)
Опустите в воду мешок с поролоном. Что с ним происходит? (Поролон намок).
Достаньте мешочки из воды. Какой мешочек тяжелее? Почему? Какому пони было легче плыть? (Дети делают вывод. Помещается гирька над пони с мешком соли.)
Верны ли были наши предположения? (Ответы детей)
А еще знаете почему пони с мешком соли было легче плыть?
Посмотрите. (Проводиться опыт с сырым яйцом).
Как видите, соль повышает плотность воды, и она как бы выталкивает, удерживает предмет на поверхности, не дает ему утонуть.
А так как у пони соль постепенно растворялась, то он постоянно плыл в соленой воде, которая удерживала его на своей поверхности, и ему было легко плыть.
Многие из вас ездили на море, и знаете, что в море вода солёная, а хотите узнать почему? Мой помощник профессор Почемушкин поможет вам в этом.
Видеоролик «Почему вода в море солёная». (время 00.55мин.)
Ребята, но мы не ответили на главный вопрос задачи.
«А как вы же вы думаете какой пони донёс весь груз до дома?» (Ответы детей).
Вот и закончилась интересная работа в нашей лаборатории. Мне очень понравилось работать с вами, вы были активны и любознательны. Мы с вами узнали много нового о соли.
«Что позволило нам помочь узнать о соли нового?» :электронное письмо , видеоролик , опыты.
«Важно ли то, что вы сегодня узнали?» да и это очень интересно.
«Какое задание было для вас самым трудным? Почему?» ничего не разлить и не рассыпать, выполнить все правильно.
«Какое задание больше всего понравилось? Почему?»
«Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?»
-Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества. А давайте вспомним с вами что мы делали из окрашенной соли? Давайте с вами вместе повторим и покажем это нашим гостям. Вы у меня молодцы , настоящие помощники и за это
я хочу подарить вам медальки «ЛУЧШИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» А вы хотите сделать подарок нашим гостям? Зачем люди делают подарки?
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию было представлено мероприятие непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме : «Необычное в обычном» с интеграцией образовательных областей в контексте новых ГОС.
Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с солью и ее свойствами посредством экспериментирования.
Задачи:
-Актуализировать знания детей о соли;
-Расширить знания детей о свойствах соли через организацию экспериментально-исследовательской деятельности;
-Закреплять умение исследовать вещество с помощью органов чувств, называть его свойства, особенности, понимать и использовать в работе мнемосхемы;
-Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности, к познанию окружающего мира, открывая новое в знакомом;
-Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы в процессе экспериментирования;
-Воспитывать аккуратность, необходимость соблюдения правил техники безопасности. Считаю , что данное мероприятие достигло запланированного программного содержания. Дети с самого начала деятельности проявили интерес и активно включились в работу . Деятельность была выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно – образовательной атмосферы.
Запланированное мероприятие состоит из трех взаимосвязанных частей: организационной , основной и заключительной.
1-ая часть –мотивационная. На данном этапе целью было вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности – представлен Сюрпризный момент Электронное письмо «Что такое соляные пещеры?» 2-ая часть- выстроена на использовании групп методов: - игрового – (сюрпризный момент с использованием ИКТ); - наглядного – (мнемосхемы , сюжетные картинки ,иллюстрации , оборудование); - практического – (эксперименты и опыты); - словесного – (беседа , физкультминутка , кинезиологический массаж).
3-ая часть – заключительная , где был проведен итог мероприятия. Обсуждение полученного результата : хода непосредственной деятельности, действия каждого ребенка , обсуждение успехов.
В ходе занятия я старалась побуждать детей к активной речевой и познавательной деятельности. В течении занятия дети были активны ,внимательны, чувствовали себя комфортно. На поисково – практическом этапе я планировала развитие личностных качеств дошкольников : целеустремленность, настойчивость , решительность , умение размышлять , добиваться результатов , обобщать результаты экспериментов ,которые реализовались в исследовательской деятельности. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез , нахождении и применении различных вариантов ответов. Так же во время занятия был проведен инструктаж по технике безопасности . Расположение декораций , столов , посадка воспитанников все соответствует нормам . Я считаю , что выбранная мной форма организации занятия эффективна , динамична. Деятельность всех детей оценила положительно словесным поощрением и вручением каждому ребенку медаль за успехи. Данная структура занятия вполне оправданна. Так как каждый этап занятия направлен на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор разнообразных методов и приемов. Считаю , что поставленная в начале занятия цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с солью и ее свойствами посредством экспериментирования, достигнута , задачи выполнены.