kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» экспериментально-исследовательская деятельность) «Необычное в обычном»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД
 в области «Познавательное развитие»
экспериментально-исследовательская деятельность)
«Необычное в обычном»
(старшая группа)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в области «Познавательное развитие» экспериментально-исследовательская деятельность) «Необычное в обычном»»

Конспект НОД
в области «Познавательное развитие»
экспериментально-исследовательская деятельность)
«Необычное в обычном»
(старшая группа)

Подготовила : воспитатель Шатохина О.С.


Тема: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности»

Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с солью и ее свойствами посредством экспериментирования

Задачи:

-Актуализировать знания детей о соли;

-Расширить знания детей о свойствах соли через организацию экспериментально-исследовательской деятельности;

-Закреплять умение исследовать вещество с помощью органов чувств, называть его свойства, особенности, понимать и использовать в работе мнемосхемы;

-Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности, к познанию окружающего мира, открывая новое в знакомом;

-Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы в процессе экспериментирования;

-Воспитывать аккуратность, необходимость соблюдения правил техники безопасности.

Материалы и оборудование:

Магнитная доска;

Мнемосхемы;

Видеоролики: «Что такое соляные пещеры», «Почему вода в море солёная».

Мешочки с солью и с поролоном;

Фигурки пони с мешками и гирьки;

Лед;

2 стакана с водой;

Соль, 2 сырых яйца;

Чайная ложка.

На каждого ребенка:

Тарелочка;

Емкость с водой;

Розетка с солью;

Лупа;

Чайная ложка;

Мешочек с солью;

Мешочек с поролоном;

Салфетка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. (здороваются)

Воспитатель:

- В круг скорее становитесь, дружно за руки беритесь,

Улыбнитесь, подмигните и к ладошкам прикоснитесь,

теплотой вы поделитесь.

(Дети кладут свои ладони на ладони друг-друга.)

Теперь ко мне все повернитесь и тихо на ковер садитесь.

(Дети усаживаются на ковер.)

- Ребята к нам сегодня пришло письмо, но не простое, а электронное и очень интересное, хотите я вам его покажу? Но чтобы понять, о чем это письмо отгадайте загадку.
Загадка:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Видеоролик: «Что такое соляные пещеры». (время 00.57мин.)
Скажите, о чем рассказывалось в письме, которое мы просмотрели? (Ответы детей)

Как вы думаете зачем людям нужна соль? Давайте сегодня мы с вами побываем в лаборатории, чтобы узнать больше о соли и о ее свойствах? Кто знает, что такое лаборатория? Кто там работает? (Учёные, лаборанты).

- Правильно ребята в лаборатории проводят опыты, а работают там ученные. Я сегодня буду профессором «Всезнайкой», а вы моими помощниками. Наши гости, это тоже ученные они сегодня будут наблюдать, за тем как мы с вами опыты проводим. Но для того чтобы начать нашу с вами работу нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.

Давайте повторим.
При работе в лаборатории:

1- Соблюдать тишину;

2- Не толкать соседа во время работы;

3- Сначала посмотри, а потом повтори;

4- Не трогать руками глаза;

5.- Не брать ничего в рот;

5- Выполнил, положи на место.

Прошу проходите в нашу мини лабораторию, одевайте фартучки и нарукавники и занимайте свои рабочие места. (Дети проходят к столам и рассаживаются.)

Воспитатель: - Соль - незаменимый продукт питания. Мы из полученного письма узнали о том, как ее добывают, но самое главное мы сможем сейчас узнать с вами какими же свойствами она обладает?

Приступаем к исследованию, а запомнить и описать свойства соли нам помогут мнемосхемы.

- Рассмотрите соль. Какого она цвета? (Белая. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).

- Определите запах соли. (Соль без запаха. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).

- Какого она вкуса? (На вкус солёная. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).


- Возьмите щепотку соли. Разожмите пальчики. Что произошло с солью? Значит она, какая? (Соль сыпучая. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).

Возьмите лупы и рассмотрите соль. На что она похожа? (На зернышки, крупинки, маленькие комочки)

- Возьмите ложку соли, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Что произошло с солью? (Соль растворилась. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).

- Ребята, а где люди используют соль? (Для приготовления пищи, лечения людей, для бытовых целей. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).

А еще, соль очень помогает людям в гололед. Знаете как? Смотрите внимательно. (Опыт со льдом.)

-Ребята, а соль — это природный материал или рукотворный? (Соль — это природный материал. Соответствующая мнемосхема и крепиться на доску).

— Вот мы и выяснили свойства соли. Давайте их повторим, используя наших помощников – мнемосхемы. (Перечисление свойств соли с опорой на мнемосхемы.)

Молодцы, ребята, вы замечательно поработали, теперь можно немного отдохнуть.

(Физкультминутка)

- Тихо встали, улыбнулись, выше, выше потянулись.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Глазки вверх, глазки вниз и по кругу пробегись.

И к окну, и к двери, и зажмурь, и посмотри.

Всё вокруг мы посмотрели и на стульчики все сели.


- Ребята, но это еще не все задания. Еще я хочу предложить вам решить задачу? Хотите? Задача действительно очень трудная, поэтому предлагаю настроиться на выполнение сложной задачи.

(Ккинезиологический массаж)

-Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.


- Ну вот теперь мы готовы к решению сложных вопросов.

Слушайте внимательно. «Шли домой два пони и несли груз в мешках. Один нёс мешок с солью, а другой - с поролоном. Одному пони было очень тяжело идти, а второму – легко. Они подошли к реке. Дом их был на другом берегу, а мостика не было. Они стали переплывать реку. Мешки их намокли. Одному пони было легко плыть, а другому пришлось приложить большое усилие, чтобы доплыть до берега и не утонуть. Когда пони пришли домой, то оказалось, что только один из них донес весь груз. Какой пони донес весь груз и почему?».

Да, действительно, очень сложная задача. Давайте попробуем ее решить.

И так, ребята, разбираем условие задачи: что нес один из пони? (Мешок с солью. Фигурка пони помещается на доску.)

Что нес второй пони? (Мешок с поролоном. Фигурка второго пони помещается на доску).

Возьмите в одну руку мешочек с солью, а в другую с поролоном. Какой мешочек легче? Какому пони было легче идти? (Ответы детей. Помещается гирька над пони с мешком поролоном.)

Что произошло дальше по условию задачи? (Ответы детей)

Как вы думаете, какому пони было тяжелее плыть? Почему? (Гипотезы детей.)

Давайте проверим ваши предположения. Возьмите мешочек с солью и опустите его в емкость с водой. Что происходит с мешочком? Почему? (Рассуждения детей)

Опустите в воду мешок с поролоном. Что с ним происходит? (Поролон намок).

Достаньте мешочки из воды. Какой мешочек тяжелее? Почему? Какому пони было легче плыть? (Дети делают вывод. Помещается гирька над пони с мешком соли.)

Верны ли были наши предположения? (Ответы детей)

А еще знаете почему пони с мешком соли было легче плыть?

Посмотрите. (Проводиться опыт с сырым яйцом).

Как видите, соль повышает плотность воды, и она как бы выталкивает, удерживает предмет на поверхности, не дает ему утонуть.

А так как у пони соль постепенно растворялась, то он постоянно плыл в соленой воде, которая удерживала его на своей поверхности, и ему было легко плыть.

Многие из вас ездили на море, и знаете, что в море вода солёная, а хотите узнать почему? Мой помощник профессор Почемушкин поможет вам в этом.

Видеоролик «Почему вода в море солёная». (время 00.55мин.)

Ребята, но мы не ответили на главный вопрос задачи.

«А как вы же вы думаете какой пони донёс весь груз до дома?» (Ответы детей).

Вот и закончилась интересная работа в нашей лаборатории. Мне очень понравилось работать с вами, вы были активны и любознательны. Мы с вами узнали много нового о соли.

«Что позволило нам помочь узнать о соли нового?» :электронное письмо , видеоролик , опыты.

«Важно ли то, что вы сегодня узнали?» да и это очень интересно.

«Какое задание было для вас самым трудным? Почему?» ничего не разлить и не рассыпать, выполнить все правильно.

«Какое задание больше всего понравилось? Почему?»

«Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?»

-Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества. А давайте вспомним с вами что мы делали из окрашенной соли? Давайте с вами вместе повторим и покажем это нашим гостям. Вы у меня молодцы , настоящие помощники и за это

я хочу подарить вам медальки «ЛУЧШИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» А вы хотите сделать подарок нашим гостям? Зачем люди делают подарки?




























Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в
старшей группе.

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию было представлено мероприятие непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме : «Необычное в обычном» с интеграцией образовательных областей в контексте новых ГОС.

Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с солью и ее свойствами посредством экспериментирования.

Задачи:

-Актуализировать знания детей о соли;

-Расширить знания детей о свойствах соли через организацию экспериментально-исследовательской деятельности;

-Закреплять умение исследовать вещество с помощью органов чувств, называть его свойства, особенности, понимать и использовать в работе мнемосхемы;

-Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности, к познанию окружающего мира, открывая новое в знакомом;

-Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы в процессе экспериментирования;

-Воспитывать аккуратность, необходимость соблюдения правил техники безопасности.
Считаю , что данное мероприятие достигло запланированного программного содержания. Дети с самого начала деятельности проявили интерес и активно включились в работу .
Деятельность была выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны и соответствовали теме.
Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно – образовательной атмосферы.

Запланированное мероприятие состоит из трех взаимосвязанных частей: организационной , основной и заключительной.

1-ая часть –мотивационная. На данном этапе целью было вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности – представлен Сюрпризный момент Электронное письмо «Что такое соляные пещеры?»
2-ая часть- выстроена на использовании групп методов:
- игрового – (сюрпризный момент с использованием ИКТ);
- наглядного – (мнемосхемы , сюжетные картинки ,иллюстрации , оборудование);
- практического – (эксперименты и опыты);
- словесного – (беседа , физкультминутка , кинезиологический массаж).

3-ая часть – заключительная , где был проведен итог мероприятия. Обсуждение полученного результата : хода непосредственной деятельности, действия каждого ребенка , обсуждение успехов.

В ходе занятия я старалась побуждать детей к активной речевой и познавательной деятельности. В течении занятия дети были активны ,внимательны, чувствовали себя комфортно.
На поисково – практическом этапе я планировала развитие личностных качеств дошкольников : целеустремленность, настойчивость , решительность , умение размышлять , добиваться результатов , обобщать результаты экспериментов ,которые реализовались в исследовательской деятельности.
Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез , нахождении и применении различных вариантов ответов.
Так же во время занятия был проведен инструктаж по технике безопасности .
Расположение декораций , столов , посадка воспитанников все соответствует нормам .
Я считаю , что выбранная мной форма организации занятия эффективна , динамична. Деятельность всех детей оценила положительно словесным поощрением и вручением каждому ребенку медаль за успехи.
Данная структура занятия вполне оправданна. Так как каждый этап занятия направлен на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор разнообразных методов и приемов.
Считаю , что поставленная в начале занятия цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с солью и ее свойствами посредством экспериментирования, достигнута , задачи выполнены.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Шатохина Ольга Сергеевна

Дата: 22.05.2020

Номер свидетельства: 551025


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства