Данная работа знакомит детей с чувашским узором, его колоритом, основными элементами, учит детей раскрашивать чувашский узор по предложенному образцу, развивает эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, развивает умение детей высказывать свое мнение о красоте художественных вещей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района Чувашской Республики
Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему «Чувашский узор».
Подготовила:
воспитатель Андреева Роза Петровна
с. Моргауши - 2016
Цель: Создание условия для формирования представления о чувашском узоре.
Задачи: Образовательные: Знакомить детей с чувашским узором, ее колоритом, основными элементами. Обучать детей раскрашивать чувашский узор по предложенному образцу.
Развивающие: Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение детей высказывать свое мнение о красоте художественных вещей.
Воспитывающие:Вызывать эмоциональный отклик на изделия чувашского декоративно-прикладного искусства. Прививать интерес и уважение к культуре родного края.
Оборудование и материалы: Аудиозапись с чувашской песней «Илемле»; картина и фотография радуги; белая бумага без узора и с чувашским узором; доска разделочная без узора и с чувашским узором; ковш без узора и с чувашским узором; салфетка без вышивки и с чувашской вышивкой; матрешка, расписанная чувашским узором; матрешка, расписанная русским узором; фотография чувашского узора; образец открытки с чувашским узором; открытки – раскраски с чувашским узором на каждого ребенка; геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб; цветовые кружочки (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый); карандаши цветные; 2 накидки на столы; демонстрационная магнитная доска.
Словарная работа: «Чувашский узор», повторение чувашских слов, обозначающих домашних животных.
Предварительная работа: Оформление уголка родного края. Рассматривание иллюстраций о Чувашской Республике, повторение цветов и геометрических фигур, разучивание слов пальчиковой гимнастики.
Методические приёмы: Познавательная ситуация, сюрпризный момент, словесная игра «В чем отличие?», применение ТСО, пальчиковая гимнастика «Дружные пальцы», продуктивная деятельность детей, упражнение для глаз, сравнение, анализ, обобщение, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
(На стенде рисунок и фотографии радуги. Дети приглашаются к стенду.)
В.: Ребята, что это?
Д.: Радуга.
В.: Да, это радуга. Какая она?
Д.: (Ответы детей.)
В.: Радуга красивая, волшебная,…, многоцветная. Какие здесь цвета?
Д.: (Ответы детей.)
В.: А есть на свете еще что-нибудь такое же красивое, радостное, многоцветное, как радуга?
Д.: (Ответы детей.)
В.: Я тоже знаю, что так похоже на радугу. Хотите, расскажу?
Д.: (Ответы детей.)
В.: Тогда, присаживайтесь удобнее.
(Дети садятся полукругом.)
В: (Демонстрирует белый лист без узора.) Это лист бумаги. (Демонстрирует второй лист с чувашским узором.) Это тоже лист бумаги. Чем они отличаются друг от друга?
Д.: (Ответы детей.)
В.: Первый лист без рисунка, а второй с рисунком. Это не простой рисунок. В рисунке есть свой порядок. Здесь фигуры и цвета повторяются, чередуются между собой. Какие математические фигуры вы видите на рисунке?
Д.: (Ответы детей.)
В.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Используются прямая и ломаная линии. Молодцы! (Выставляет их на магнитную доску.)
В.: Если в рисунке эти фигуры (показывает на фигуры) и эти цвета (показывает на цвета), то рисунок называется «чувашский узор». Посмотрите, какой он красивый, яркий, волшебный, как радуга.
В: Скажите: «Чувашский узор».
Д: (Повторяют сначала вместе, затем индивидуально). Чувашский узор.
(Бумага без узора убирается на стол по правую руку, а бумага с узором на стол по левую руку. Укрываются, чтоб не отвлекали. Выставляются 2 салфетки. Одна салфетка без узора, вторая с чувашским узором.)
В.: Это салфетка (показывает на первую) и это салфетка (показывает на вторую.) Чем они отличаются?
Д.: Первая без узора, а вторая с чувашским узором.
В.: Какая салфетка многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?
Д.: Салфетка с чувашским узором.
В.: В чувашском узоре красный цвет – цвет счастья, желтый цвет – цвет солнца, зеленый цвет – цвет природы и жизни, синий цвет – цвет волшебства, черный цвет – цвет добра.
В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Используются прямая и ломаная линии.
(Салфетка без узора убирается на стол по правую руку, а салфетка с узором на стол по левую руку. Укрываются, чтоб не отвлекали. Выставляется доска (разделочная) без узора и с чувашским узором.)
В.: (Демонстрирует доску (деревянную) разделочную без узора.) Это доска разделочная. ( Демонстрирует вторую доску с чувашским узором.) Это тоже доска разделочная. Чем они отличаются друг от друга?
Д.: Первая без узора, а вторая с чувашским узором.
В.: Какая доска многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?
Д.: (Ответы детей.)
В.: Здесь красный – цвет счастья, желтый – цвет солнца, зеленый – цвет природы и жизни, синий – цвет волшебства, черный – цвет добра.
В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Используются прямая и ломаная линии.
(Доска без узора убирается на стол по правую руку, а доска с узором на стол по левую руку. Укрываются, чтоб не отвлекали. Выставляются 2 ковша. Один без узора, другой с чувашским узором.)
В.: Это ковш (показывает на первый) и это ковш (показывает на второй.) Чем они отличаются?
Д.: Первый - без узора, а второй - с чувашским узором.
В.: Какой ковш многоцветный, красивый, радостный и волшебный, как радуга?
Д.: Ковш с чувашским узором.
В.: Здесь красный – цвет счастья, желтый – цвет солнца, зеленый – цвет природы и жизни, синий – цвет волшебства, черный – цвет добра.
В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Используются прямая и ломаная линии.
(Ковш без узора убирается на стол по правую руку, а ковш с узором на стол по левую руку. Укрываются, чтоб не отвлекали. Выставляются 3 матрешки. Одна с чувашским узором, а другие с русским узором.)
В.: Что вы можете рассказать об этих матрешках?
(Высказывания детей о матрешках.)
В.: Молодцы! Одна с чувашским узором, а другие с русским узором. А теперь выходим на пальчиковую гимнастику.
(Дети становятся в круг на игровую зону. Выполняется пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» правой рукой на русском языке, а левой рукой то же самое, но на чувашском языке.)
В.: Наши пальчики умеют превращаться. Вот они домашние животные. Покажем кошку, собаку, козу, корову, лошадь. (Показывают и называют сначала на русском, затем на чувашском языке.) Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы.)
А теперь этот палец – дедушка, этот палец – бабушка, этот палец – папа, этот палец – мама, этот палец - я. (Показывают поочередно пальцы.) Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы.)
А теперь считаем. Один, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять. Один, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять. (Считают поочередно пальцы.) Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы.)
(Дети садятся полукругом. Выставляется лист, на котором нарисован чувашский узор.)
В.: Что это?
Д.: Чувашский узор.
В.: Какой он?
Д.: Он многоцветный, красивый, яркий, как радуга.
В.: Он такой, потому что нарисован цветом добра, волшебства, счастья, солнца, природы. (Располагает рисунок рядом с радугой.)
(Открываются предметы на правом и левом столах.)
В.: Ребята, почему чувашские мастера украшают предметы узорами?
Д.: (Ответы детей).
В.: Правильно. А еще в старину говорили, что чувашский узор оберегает дома и хозяев от беды и несчастий, исцеляет от болезней.
(Воспитатель предлагает закрыть глаза, тихо посидеть, представить радугу и чувашский узор, сравнить их.)
В.: Скоро праздник мам и бабушек – 8 Марта. Предлагаю украсить открытку для мам чувашским узором. (Рассаживаются за столы. Раскрашивают узор цветными карандашами.)
В: Передайте всю вашу любовь и нежность, красоту мамам, их тепло и заботу с помощью чувашского узора на открытке. Чтобы эти узоры оберегали ваших мам от болезней и бед.
(во время раскрашивания звучит чувашская песня «Илемле».)