Тема: «Украсим фартук» (декоративное рисование по мотивам чувашской вышивки) Продолжительность : 25 минут.
Группа: старшая группа Цель: учить создавать образы – символы чувашских узоров. Задачи: - Образовательные: учить создавать образы-символы чувашских узоров, изображающие: «пахотную землю», «горы», «воробьиные лапки», «рогатки» в технике рисования гуашью; учить понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположение орнамента. Формировать умение составлять узор, ритмично располагая его элементы. - Развивающие: развивать и поддерживать интерес к процессу создания образов-символов чувашских узоров. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.
- Воспитывающие: воспитывать интерес к искусству чувашских мастеров.
Формы организаций детской деятельности: подгрупповые.
Методические приемы: 1. Внесение и рассматривание изделий чувашского прикладного искусства. 2. Беседа по содержанию экспонатов групповой выставки «Чувашские узоры» 3. Игра «Назови узор». 4. Рассказывание отрывка из чувашской народной сказки «Лиса-плясунья» 5. Предложение украсить фартук для сказочного персонажа «лиса-плясунья» 6. Практическая деятельность (выполнение работы детьми) 7. Оформление выставки детских работ «Фартук с чувашским узором».
Используемые материалы и оборудование: 1. Изделия чувашского прикладного искусства(образцы вышивок, посуда, глиняные игрушки) 2. Тарелка с чувашским орнаментом. 3. Старинный чувашский фартук с яркой вышивкой. 4. Мольберт 5. Папка-передвижка «Рисование по мотивам чувашской вышивки», указка. 6. Наборы гуашевых красок (по 4 цвета на каждого ребенка – красный, синий, зеленый, черный) – по количеству детей 7. Кисточки художественные тонкие (по количеству детей) 8. Салфетки бумажные по 2 штуки на каждого ребенка 9. Заготовки альбомных листов в виде фартука для практической работы 10. Детские столы для выполнения практической работы 11. Детские стулья (по количеству детей) для выполнения практической работы
Ход занятия.
Занятие проходит в групповой комнате. Воспитатель вносит керамическую тарелочку с чувашским узором, привлекает внимание детей: -Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (Дети подходят к воспитателю). – Что у меня в руках? (ответы детей). Воспитательобобщает ответы детей: -Да, это тарелочка с чувашским орнаментом – яркая, красивая, в центре украшена элементом, который в чувашской вышивке называется «солнце».
Вопрос к детям: - Как вы думаете, куда нам стоит поместить тарелочку в группе? (предложения детей). -Верно, в нашей группе организована выставка «Чувашские узоры», там мы и разместим новую тарелочку! (Воспитатель предлагает кому-либо из детейразместить тарелочку на выставке).
Беседа по содержанию экспонатов групповой выставки «Чувашские узоры»
Беседа проходит у выставки «Чувашские узоры», где собраны образцы чувашских вышивок, предметы посуды, головные уборы, глиняные игрушки с чувашским орнаментом. Вопросы к детям : Какие предметы размещены на нашей выставке? Назовите их. Что общего у всех этих предметов? Вам нравятся чувашские узоры? Чем вам нравится чувашская вышивка? Какие цвета есть в чувашской вышивке? Что означают цвета в чувашском орнаменте? Дети отвечают на вопросы воспитателя, при затруднениях взрослый помогает детям, подсказывает возможные варианты ответов.
Воспитатель предлагает продолжить беседу у столика с папкой передвижкой «Рисование по мотивам чувашской вышивки», сидя на стульчиках. – Ребята, помните, мы с вамиговорили о том, что вышивку можно «читать»? Что это значит? (Воспитатель проситкого-либо из детей сказать, как он понимает это выражение). – Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Назови узор».(Воспитатель показывает нарисованный узор с помощью указки, дети его называют). Примерные названия элементов чувашской вышивки: «горы», «рогатки», «воробьиные лапки», «пахотная земля», «кувшины», «солнце». (Ознакомление детей с названиями чувашской вышивки шло в ходе предшествующей работы).
Воспитатель обращается к детям: - Ребята, помните, мы с вами читали сказку «Лиса-плясунья»? Какого народа эта сказка? (это чувашская народная сказка). Какие еще мы читали чувашские легенды и сказки? (дети называют известные им чувашские народные сказки). –Ребята, а в сказке «Лиса-плясунья» во что была одета лиса? (дети называют предметы одежды лисы – платье, фартук, мониста, браслеты…). Воспитатель при необходимости рассказывает отрывок из сказки «Лиса-плясунья», в котором рассказывается – во что была одета лиса.
Воспитатель предлагает детям украсить фартук для лисы-плясуньи чувашскими узорами, да такой фартук нарисовать, чтобы лисе еще раз поплясать в нем захотелось! – Ребята, вы можете нарисовать узоры, которые мы с вами рассматривали на папке-передвижке, а можете
нарисовать узоры, вышитие на этом старинном фартуке – красивом, узорчатом, с красным орнаменом, который мы с вами уже можем «прочитать». Воспитатель показывает на листе бумаги, расположенном на мольберте, образец рисования 2-3 элементов узора, обращает внимание детей на подбор цвета, расположение элементов, аккуратность в работе с гуашью, использовании салфетки.
Дети рассаживаются за столы, на которых размещены все необходимые материалы для работы. Папка-передвижка, старинный фартук, образец нарисованных воспитателем элементов на мольберте, остаются в поле зрения детей. Ребята в процессе работы могут подходить, рассматривать понравившиеся элементы, рисовать их.
Практическая деятельность детей.
-Ну, что же, ребята, я думаю, что лисе-плясунье ваши фартуки очень бы понравились! Когда ваши работы подсохнут, мы организуем выставку «Фартук с чувашским узором»!
Оформление выставки в прихожей группы.
Использованная литература:
«Загадочный мир народных узоров». Учебно-методическое пособие. Чебоксары – 2005.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо». Воронеж, 2004.
Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ». Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.