по экологическому воспитанию и художественной литературе в старшей группе по теме «Чистый воздух и вода – богатство планеты».
Воспитатель: Васильева О.М.
Создание мотивации | Педагог читает стихотворение Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живем! Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса и горы, и моря – Все называется Земля! А если в космос ты взлетишь, То из окна ракеты Увидишь шар наш голубой, Любимую планету! -Ребята, а вы знаете, какие условия необходимы для жизни на планете всему живому? -(Свет, вода, тепло, воздух) |
Сюрпризный момент | Вносится глобус – Модель Земли. |
Познавательно-речевая деятельность | -Ребята как вы думаете, что это? -(Шар, земля, глобус) -Правильно – это модель нашей планеты Земля, так она выглядит из космоса. Это модель уменьшенная во много раз, а называется она глобус. -Посмотрите на глобус, вы увидите много разных обозначений. А вы знаете, что обозначено на нем голубым цветом. -(Моря, океаны, реки, озера) -Правильно, голубым цветом обозначены водные пространства планеты. -А еще наш земной шар окружен необычной оболочкой. Как вы думаете, что это за оболочка? Из чего она состоит? -(Оболочка состоит из воздуха) - Оболочка окружающая нашу планету, состоит из нескольких слоев воздуха и называется она атмосферой. -Ребята как вы думаете, зачем на земле нужен воздух? -(Чтобы дышать) -Как вы думаете, а зачем нужна вода? -(Пить, умываться, купаться) -А как вы думаете, что нужнее воздух или вода? |
Художественная литература | Это очень сложный вопрос. Послушайте сказку, может быть она поможет вам ответить на него. Чтение сказки «Спор» |
Познавательно-речевая деятельность | -Ребята, вы поняли, что же важнее всего для жизни на земле. -(Для жизни все важно) -Правильно для жизни на планете все необходимо: воздух и вода, и свет и тепло. Все в природе взаимосвязано и от этой связи зависит жизнь на земле. (Раздается стук. Появляется игровой персонаж – поросенок. Он грязный, плачет, кашляет.) -Ребята, кто это к нам пришел, такой грязный, такой несчастный? -(поросенок хрюша) -Как вы думаете, что с ним могло случиться? Почему он такой грязный? -(Он упал в лужу и испачкался) Поросенок: - Я шел к вам в гости мимо речки, солнышко пригрело, и я решил искупаться. Искупался и вышел из воды грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось? -(Вода в речке была грязная) Поросенок: - Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее текла черная вода. Вот такая (показывает картинку). А еще там стояла высокая труба, и из нее выходил разноцветный дым. Вот такой (показывает картинку). Вдохнул я воздух с дымом и закашлялся. И так мне стало плохо и неприятно. |
Эмоционально-чувственное развитие | Бедный поросенок тебе очень плохо, мне тебя жалко. Ребята, а вам жалко поросенка. Как же нам помочь поросенку, что нужно сделать? - (Умыть его) Поросенок уходит умываться. |
Динамическая пауза | Пока поросенок умывается, давайте поиграем в игру «Ручеек» - чистый и прозрачный. |
Познавательно-речевая деятельность | Возвращается поросенок. - Дети, посмотрите, каким чистым стал наш поросенок. Поросенок: Ребята, какая чистая вода течет у вас из крана! -А как вы думаете, откуда она там взялась? -(Из речки) -А еще воду берут из подземных озер. Там она особенно чистая, а если выходит на поверхность, образуется родник. - А кто из вас пил воду из родника? - А как говорят о чистой воде? -(Прозрачная, хрустальная) -Как вы думаете, что нам нужно делать, чтобы с поросенком или еще с кем-то больше такого не случилось? -(Беречь воду и воздух, чтобы они были чистыми.) - Правильно. Надо охранять чистоту воздуха и воды, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть в них машины и велосипеды. Чтобы воздух был чистым не жечь в кострах мусор. Ведь вода и воздух – это богатство нашей Земли и залог здоровья и людей и животных, и растений. Поросенок: Как хорошо у вас ребята. Вы, очень много знаете, с вами интересно. Но мне уже пора домой. До свидания. А вам оставляю вот этот конверт. |
Художественная литература | Посмотрим, что же находится в конверте. Это обращение нашей планеты Земля ко всем людям, живущим на ней. Взгляни на глобус – шар земной – Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: «Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река, Свои теряя берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек! В тебя мы верим, не солги, Ты береги нас, береги!» |
Практическая деятельность | - Ребята, мы с вами говорили о том, как нужно беречь чистоту воды и воздуха. А сейчас я предлагаю придумать и нарисовать знаки, охраняющие природу (воздух, воду) - Очень хорошие знаки у вас получились, молодцы все хорошо потрудились. |
Художественная литература | Педагог сопровождает деятельность детей чтением стихотворения. Мы речь свою ведем о том, Что вся земля – наш общий дом. Наш добрый дом, просторный дом – Мы все с рожденья в нем живем. Еще о том ведем мы речь, Что мы наш дом должны беречь, Давайте докажем, что не зря На нас надеется Земля. |