Этап автоматизации звука Р в словах.
Цель: формирование звуковой стороны речи.
Коррекционно – образовательная задача: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Р в словах.
Коррекционно — развивающая задача: развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, голос, речевое дыхание.
Коррекционно — воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: картинка Буратино, презентация слайд-шоу овощей, бумажные пчёлы на ниточках, картинка Буратино с друзьями, два квадрата с расчерченными квадратиками, четыре плоскостных изображения квадрата и круга, десять пуговиц, плоскостные изображения двух труб (музыкальных): большой, маленькой.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Сегодня на занятие к тебе пришёл Буратино.
Он хочет показать тебе слайды.
На слайдах изображены: помидор, картофель, горох, кукуруза, брокколи.
Показ слайдов.
Логопед. Посмотри внимательно на эти картинки, назови их.
Как назвать одним словом, всё то, что ты видел на картинках?
Ребёнок. Овощи.
Логопед. Какой общий звук встречается во всех этих словах?
Ребёнок. Звук Р.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед. Сегодня на занятии мы вместе с Буратино будем учиться произносить красиво и правильно звук Р.
III. Артикуляция звука.
Заслушивается ответ ребёнка.
IV. Характеристика звука.
Заслушивается ответ ребёнка.
V. Дыхательная гимнастика.
Логопед. Когда Буратино шёл к тебе в гости, то он увидел, как ему на встречу летят пчёлы.
Показ бумажных пчёл на ниточках.
Логопед. Посмотри на пчёл и подуй на них, представь, что они летят.
VI. Артикуляционная гимнастика.
- Маляр.
- Вкусное варенье.
- Индюк.
- Барабанщик.
VII. Речевая зарядка.
Логопед. Буратино любит играть на трубе.
У него их две и звучат они по – разному.
Большая труба звучит сурово, а маленькая звучит нежно, мягко.
Перед ребёнком выставляются две картинки с изображением двух труб: большой, маленькой.
Логопед показывает попеременно картинки и произносит слоги, а ребёнок повторяет.
РА — РО- РУ
РЫ – РУ — РА
РУ- РА –РЫ
VIII. Развитие фонематического слуха.
Дидактическая игра « Звуковая мозаика».
Перед ребёнком на столе лежит квадрат, расчерченный на несколько квадратов. А так же лежат геометрические фигуры: круг, квадрат. Такой же квадрат и геометрические фигуры лежат у логопеда.
Логопед. Посмотри, какие интересные фигуры тебе принёс Буратино.
Поиграем в игру. Я сейчас буду произносить слова со звуком Р, ты внимательно их слушай.
Если я произнесу слово со звуком Р, клади в первый квадрат маленький квадратик, а если я произнесу слово в котором не будет звука Р , то тогда клади в следующий квадрат круг.
Слова: картофель, помидор, капуста, лук, горох, редис.
Логопед одновременно с ребёнком на своём квадрате выкладывает соответствующие фигуры.
Затем два квадрата (логопеда и ребёнка ) сравниваются между собой.
IX. Упражнение на развитие мелкой моторики, голоса.
Логопед. Посмотри, эта картинка, на которой изображён Буратино вместе со своими друзьями. Он подарит тебе эту картинку, если ты пройдёшь по волшебной дорожке.
Логопед достаёт пуговицы разных размеров от самых маленьких до больших в два ряда по пять пуговиц и выкладывает их к картинке.
Логопед. Сейчас я буду произносить слова, а ты внимательно их слушай и повторяй, нажимая пальчиками рук на пуговицы, начиная с самых маленьких пуговиц, говори при этом шёпотом, а потом всё громче и громче.
Ребёнок повторяет слова, нажимая при этом на пуговицы, попеременно всеми пальцами рук по-порядку, начиная с большого, а заканчивая мизинцем, так он проходит по дорожке и доходит до картинки, на которой изображён Буратино со своими друзьями.
Слова: торты, груши, помидоры, огурцы, моркови.
X. Упражнение в образовании творительного падежа.
Логопед. Посмотри на картинку и скажи, чем угощает Буратино своих друзей.
Ребёнок. Виноградом, тортом, зефиром, грушами
XI. Итог занятия. Оценка деятельности.
Логопед. Тебе понравилось заниматься с Буратино?
Ответ ребёнка.
Какой звук на занятии ты учился красиво произносить?
Ребёнок. Звук Р.