Просмотр содержимого документа
«Содержание обучения дошкольников. Исторические и современные подходы к его определению.»
Содержание обучения дошкольников.
Исторические и современные подходы к его определению.
4.1. Содержание обучения дошкольников.
Обучение — это структурированный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит обучение человека.
Обучение дошкольников в дошкольных центрах направлено на то, чтобы дать детям возможность приобрести базовые знания и навыки, необходимые для их последующего успеха в школе. Воспитатели дошкольных учреждений знакомят детей с основами естественных наук, такими как умение считать, писать, понимать окружающий мир и природу и т. д.
Целью дошкольного образования является формирование личности с необходимыми основами знаний и навыков.
Дети дошкольного возраста легко и быстро усваивают информацию. Детство — это чувствительный период, который следует максимально использовать для обучения.
Таким образом, конечный результат обучения дошкольников — это хорошо сформированная и гармоничная личность, обладающая знаниями и навыками, необходимыми для успеха в школе и в дальнейшей жизни.
Образование и воспитание не противопоставляются друг другу, а, наоборот, тесно связаны. Единство воспитания и образования подчеркивают следующие показатели их содержания:
Социальный характер воспитания и образования — они возникают и функционируют, чтобы удовлетворить потребности общества, подготовить его достойных членов.
Зависимость от социально-исторических и культурных процессов, происходящих в обществе и государстве. Содержание, цель, задачи и ожидаемые результаты образования и обучения меняются и развиваются с течением времени и истории.
Содержание обучения и воспитания не только меняется на протяжении истории, но и влияет на социальные, экономические, культурные и политические процессы, происходящие в обществе и государстве.
У них общие методы реализации — организованная образовательная деятельность, собственный пример, получение собственного практического опыта и т. д.
Общий социально-исторический опыт, который со временем был адаптирован к потребностям сегодняшнего дня, а также адаптирован к возрастной категории детей, их физическому и умственному развитию, их индивидуальным потребностям и возможностям.
Между участниками учебно-тренировочного процесса существует обязательное взаимодействие.
Процессы воспитания и обучения остаются неизменными на протяжении веков, но эти процессы обогащаются и усложняются, меняют свою форму, становятся разнообразнее и по-разному влияют на детей дошкольного возраста.
Независимо от разнообразия целей и задач обучения и воспитания, первостепенной задачей является всестороннее и своевременное развитие личности.
Содержание образования направлено на формирование системы ценностей и методов социального поведения у дошкольника.
Содержание обучения ориентировано на развитие системы знаний, умений и навыков, а также на практическую и познавательную деятельность.
Таким образом, содержание образования и обучения направлено на формирование и развитие полноценной личности, отражающей их взаимосвязь и потребность в единой организации.
Воспитание и обучение дошкольников — это единый целостный педагогический процесс, протекающий на протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении во всех видах деятельности и направленный на всестороннее развитие ребенка, подготовку его к обучению в школе.
4.2. Исторические подходы к содержанию обучения.
Воспитание дошкольников рассматривается не только в современной педагогике, но и в педагогике античности. Люди всегда стремились воспитать человека с необходимым багажом знаний. Получение знаний и навыков возможно только в рамках специально организованного учебного процесса, который нужно начинать как можно раньше.
Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.
С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения. Первые школы открывались при храмах, монастырях. Затем создаются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием методикой обучения. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью учеников, а также культурно-этническими традициями, существовавшими в той или иной стране.
В историю вошли две воспитательные системы, сложившиеся в античные времена (6-4 вв. до н.э.) в Древней Греции: спартанская и афинская. В основе спартанской системы лежит идея воспитания юноши, сильного духом, физически развитого, сведущего в военном деле. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начаткам чтения и письма. В Афинах сложилась иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела. Величайшие мыслители древности, философы Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. сформулировали первые идеи, положения, рекомендации о воспитании и обучении детей и юношей.
Во времена Киевской Руси дети в основном получали образование в семье. Воспитание в этом случае преследовало цель привить детям трудолюбие, обучить навыкам разных видов трудовой деятельности, а также обучить выполнению своих общественных ролей. В то время особым уважением пользовались люди, обученные грамоте, именно они обучали детей высоких сословий.
В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования - образование. Дошкольное воспитание в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей.
В 1763 г. в России был открыт первый воспитательный дом. В него помещались дети от 2 до 14 лет. Они делились на группы: от 2 до 7; от 7 до 11; от 11 до 14 лет. До 2 лет дети воспитывались у кормилиц. Дети первой группы воспитывались в играх и трудовых делах: мальчиков учили огородному и садовому делу; девочек - домашним делам и домоводству.
Вопросы раннего воспитания и обучения детей актуализировались в этот период. Все больше осознается значение раннего детства в формировании человека. Больше внимания уделяется изучению особенностей развития маленьких детей, разработке задач, содержания и методов воспитания детей до школы.
Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге.
А.С.Симонович (редактор педагогического журнала «Детский сад») были разработаны некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до трех лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. В детском саду должны находиться дети от 3 до 7 лет. Цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей детских садов и при индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно.
К началу XX в. в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.
Усовершенствованная «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, базовые знания о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась роль воспитателя в организации педагогического процесса.
В 1938 году было опубликовано «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. Более четко говорилось об учете возрастных особенностей детей. Руководство по-прежнему определяло содержание работы с детьми не по возрастным группам, а по отдельным разделам воспитания: физическое воспитание, игра, развитие речи, рисование, лепка и занятия с другими материалами, музыкальные занятия, знакомство с природой и развитие первоначальных математических знаний. Это создавало трудности воспитателю в отборе программного материала для работы с детьми того или иного возраста.
В «Руководстве для воспитателей», изданном в 1953 году, по-новому рассматривались многие вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду. Обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме – на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада.
В 1978 году было опубликовано восьмое, исправленное издание. «Программа воспитания в детском саду» охватывала четыре возрастные ступени физического и психического развития ребенка на протяжении дошкольного возраста:
ранний возраст — от рождения до 2 лет;
младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет;
средний дошкольный возраст — до 5 лет;
старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период в связи с необходимостью обеспечения преемственности детского сада и начальной школы.
Программа раскрывала содержание обучения и воспитания детей, была построена с учетом положения о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии, указывала на необходимость целенаправленного руководства воспитателем различными видами детской деятельности: игровой, трудовой, учебной, бытовой, в процессе которых могут активно усваиваться знания, умения, определенные формы поведения.
В программе подчеркивалась особая роль детского сада в подготовке детей к школе, ответственность воспитателя за их коммунистическое воспитание, организацию педагогического процесса и осуществление задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Программа просуществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду».
В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы образования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, идеализация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.).
В концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образования России:
гуманизация— воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;
развивающий характер образования— ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;
дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения— развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
деидеологизация дошкольного образования— приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
4.3. Современные подходы к содержанию обучения.
Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного образования со знанием подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка.
Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.
Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной,прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурноисторической парадигме понимания ребенка» (А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцева ), можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.