Ни у кого не вызывает сомнения, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей полноценной жизни. Логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям мною был разработан звуковой лэпбук. Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ООД;
- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).
Цель: в игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, в чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования дидактического пособия «Лэпбук «Шипелочка»:
- способствовать речевому развитию детей, а именно: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах;
- расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.
В Лэпбуке представлены игры и речевой материал по автоматизации звука[Ш].Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения, как этап формирования первичных произносительных умений и навыков .Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [Ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа: умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Возникает необходимость разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.
Исходя из вышеизложенного, данное дидактическое пособие позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.
Содержание пособия включает задания на автоматизацию звука «Ш».
1. Артикуляционная гимнастика в картинках.
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
Цель: автоматизация изолированного звука Ш. «Пошипи как змейка»
3. Игры со звуком Ш.
Цель: развитие фонематического слуха.
«Помоги Мишке собрать предметы, в названии которых есть звук Ш».
Ребенку нужно найти предметы, в словах которых есть звук Ш.
«Помоги Наташе найти слова со звуком Ш».
Ребенку нужно найти слова со звуком Ш.
«Выбери картинки, в словах которых есть звук Ш».
Ребенку предлагается показать картинки, в которых есть звук Ш.
4. Игра «Определи место звука в слове».
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце).
Логопед называет слова, где звук Ш находится в начале, середине или конце. Ребенок должен определить место звука в слове и передвинуть машинку в нужный квадрат (начало, середина, конец).
5. Игры со слогами.
Цель: автоматизировать произношение звука Ш в слогах.
«Помоги мышке убежать от кошки »
Ребенок должен назвать слог в облачке и нажать на него.
Повтори за взрослым (открытые и закрытые слоги).
6. Игры со словами.
Цель: автоматизировать произношение звука Ш в словах, фонематический слух, грамматический строй речи, обогащать словарный запас.
«Найди тень»
Ребенок должен найти тень предмета и назвать слово.
«Один – много»
Ребенок называет существительное в единственном числе, а затем во множественное.
«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
«Два, пять» ( употребление числительных2 и 5 с существительными ).
«Подарки для змейки»
Ребенок «дарит» подарок змейке, четко произнося звук Ш в слове.
«Назови предметы»
Ребенок должен назвать все предметы на картинке со звуком Ш.
«Пройди по дорожке и собери предметы»
Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке, называя предметы, которые встречаются на пути.
7. Чистоговорки и стихи.
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.
«Повтори чистоговорки»
Ребенок повторяет за логопедом чистоговорки, четко произносит звук Ш.
8. Предложения.
Цель: автоматизировать звук Ш в предложениях.
«Повтори предложение»
Ребенок должен повторить предложение, четко произнеся звук Ш.
«Рассмотри картинку и составь предложение»
9. Игра «Сделай букву сам».
Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.
Прослушай стихотворение и выложи букву Ш из полосок бумаги.
Одна палочка лежит,
Три на ней стоят –
Это буква Ш
Смотрит на ребят.
Обведи букву Ш пальчиком и повтори стихотворение.
10 . Книжка-раскладушка.
Цель: развивать внимание, память, мышление.
«На что похожа буква Ш?»
Ребенку предлагается рассмотреть букву и сказать на какой предмет она похожа.