Просмотр содержимого документа
«Звуковая дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в ДОУ»
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОНОПЕДИЧЕСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
Слайд № 2.
Деньги потерял - ничего не потерял,
время потерял - многое потерял,
здоровье потерял - всё потерял».
Слайд № 3.
А чтобы сохранить своё здоровье нужно петь. Так как, пение является музыкально-физиологическим процессом, в котором участвуют практически все органы и системы организма.
Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса.
О лечебных свойствах отдельных звуков, пропетых собственным голосом, люди знали со времен самых древних цивилизаций. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания.
Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения, которые были разработаны педагогами В.В.Емельяновым, и М.Картушиной. Эти упражнения развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.
Педагогам следует помнить, что детей надо учить петь не только для утренников, концертов, детских развлечений, но и грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровье-сберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.
Слайд № 4.
1. Свои занятия начинаю с валеологических песенок. Это песенки –приветствия. Затем подготавливаю певческий и артикуляционный аппарат к пению с помощью распевок. На занятиях кружка провожу распевание в игровой форме.
Видео 1 включить отдельно. Попевка «Воробей»
Видео 2 Попевка «Зайчишка»
Видео 3 логопедические распевки «Жуки»
2. Следующий приём, который я использую (по фонопедическому методу В.В.Емельянова): Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами:
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле»
(вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения); 2. Пропеваем, «сидя на лошадке»
(«процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни); 3. «Выдуваем» мелодию
(пропевать мелодию, выдувая при этом воздух); 4. Пропеваем, «сидя на слоне»
(пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
С помощью таких упражнений решаются не только музыкальные задачи, а эти упражнения и способствуем профилактике заболеваний горла.
Слайд № 5
Звуки имеют волшебную силу, с их помощью можно выполнять с детьми «звуковую гимнастику» Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед
Слайд № 6
В этой таблице представлены полезные звуки
Слайд № 7
Слайд №8.
Для детской вокалотерапии лучше использовать мелодии русских народных и детских песен. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки. По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют.
Вокалотерапия является исключительно эффективным антистрессовым средством.
Слайд № 9
Экологический аспект фонопедического метода заключается в том, что система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением.
Слайд № 10. Можно использовать фонопедические упражнения на занятиях по математике:
Упражнение «От шепота до крика».
Скажите «раз, два» шепотом,
«три, четыре» тихим голосом,
«пять, шесть» средним голосом,
«семь, восемь» громко,
«девять!» очень громко,
«десять!!!» —
В свободное время можно читать детям сказки, которые они озвучивают. Это и будет способствовать профилактике заболеваний горла.
Пример: Рассказ-упражнение. Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так:
Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так:
Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко).
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки.
Лошадка подошла к своей маме “Щелкать” высоко. и спросила: “Можно мне погулять?”
“Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”.
От верхнего “о” к нижнему “у” “о – у”
Но Лошадка не послушалась и побежала
“Щелкать” высоко Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать.
Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше.
“Щелкать” высоко. Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук “ш-ш-ш” “Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка
“Щелкать” высоко Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку
Звук “ш” короткий по 4 раза.
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. Звук “ф” по 4 раза Застрекотал кузнечик. Звук “ц” по 4 раза Пролетел жук Звук “ж” продолжительный За ним – комар Звук “з” продолжительный А ветер дул все сильнее и сильнее Продолжительный выдох
Лошадка замерзла Звук “брр” 4 раза И побежала домой “Щелкать” высоко Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама “Щелкать” низко медленно Она стала согревать Лошадку Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза
Слайд № 11 «Полезные звуки»
Игровое фонопедическое упражнение «Здравствуйте»
Используеться на занятиях по развитию речи.
-Здравствуйте, лошадки!
— И-го-го!
— Здравствуйте, козлятки!
— М-ме-ме-ме!
— Здравствуйте, гусята!
— Га-га-га!
— Здравствуйте, утята!
— Кря-кря!
— Здравствуйте, лягушки!
— Ква-а-а! Ква-а-а! Ква-а-а!
— Здравствуйте, котята!
— Мяу! Мяу! Мяу!
Слайд № 12 «Корова»
Ранним-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему затянули: «Му-му-му!»
Глубоко вдохнуть ртом, на выдохе мычать, легко постукивая пальцами по ноздрям
Слайд № 13
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов и также является профилактикой заболеваний горла.
Слайд №14 Дыхательные упражнения.
Упр. «Ладошки», «Выпустим когти»
Слайд №15
В последнее время стала подтверждаться теория о потрясающем влиянии вокального пения на организм. Во время исполнения песни происходит мягкий массаж горла, голосовых складок, легких, бронхов, диафрагмы, что, безусловно, тренирует и укрепляет организм человека, развивает голосовой аппарат, речь, регулирует дыхание. Как показывает практика фонопедические упражнения дают положительный эффект при массовом их применении, как средство для снятия утомления голосового аппарата.
«…пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Композитор Струве Георгий Александрович.