Просмотр содержимого документа
«Значение закаливания детей в детском саду»
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма является закаливание. Закаливание укрепляет организм, делает работу всех органов более слаженной. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Крепкий организм становиться менее восприимчив к многим инфекциям. Закаливающие мероприятия укрепляют иммунную систему, а это очень важно для развития растущего организма ребёнка. Существуют принципы закаливания: - Регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. - Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют увереннее достигать желаемого результата. - Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше обычного воздействия. - Многофакторность природного воздействия. Использование разных факторов природы (солнце, воздух, вода, земля) . - Эмоциональность. Закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций. - Соответствие возрастным и физиологическим возможностям. Закаливающие процедуры должны проводиться с учётом возраста и здоровья ребёнка. - Комплексность. Все закаливающие мероприятия должны проводиться в комплексе т. к. все они между собой взаимосвязаны. Существуют разные виды закаливания: Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2-3 раза в день. «Носик гуляет»- взрослый предлагает ребёнку крепко закрыть рот и хорошо дышать только носом. «Носик нюхает приятный запах»- ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем. «Носик песенку поёт» на выдохе ребёнок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «ба- бо - бу» «Погреем носик» ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание. Затем нужно хорошо очистить свой нос, высморкавшись в носовой платок. Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Существует множество пальчиковых гимнастик и упражнений. Массаж волшебных точек ушек. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день. Массаж стоп ног. Основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно утром или вечером по 3-10 минут. Существует множество методик проведения массажа стоп. Они все состоят из игровых упражнений, которые выполняет ребёнок под руководством взрослого. Обширное умывание прохладной водой. Суть умывания заключается в следующем: ребёнок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий. «Раз»- обмывает правой рукой левую кисть. «Два»- обмывает левой рукой правую кисть. «Три»- мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя. «Четыре»- мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя. «Пять»- мокрые ладошки кладёт сзади на шею и ведёт одновременно вперёд. «Шесть»- мокрой правой ладонью делает круговые движения по груди. «Семь»- мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку. «Восемь»- ополаскивает руки. «Девять»- отжимает их, слегка стряхивая. «Десять»- вытирает руки насухо. «Босоножье ». Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводиться в любое время дня. Дозировка определяется возрастом ребёнка. Желательно начинать в тёплое время года. Ходьба по солевым дорожкам. Этот вид закаливания укрепляет организм, вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям. Суть заключается в том, что ребёнок ходит по смоченным в солевом растворе( 1 кг. соли на 10 литров воды) дорожкам. Проводить желательно перед дневным сном. Проводиться один раз в день продолжительность 5-8 минут. Во время ходьбы ребёнок должен ходить на носках, на пятках, на всей ступне. Выполнение процедуры можно сопровождать стихами или потешками. Топтание в тазике с холодной водой. Этот вид закаливания укрепляет организм, вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям, стимулирует активные точки, расположенные на подошвах ног. Ребёнок топчется 2-3 минуты в тазике с холодной водой, затем быстро и тщательно нужно растереть стопы ног полотенцем. Закаливание начинается в воде комнатной температуры и с каждым днём температура становится ниже на один градус. И в конечном результате вода становится + 18 градусов. Можно для лучшего эффекта перед топтанием походить по шипованным коврикам или дорожкам. Закаливание проводится только со здоровыми детьми. Дети после болезни в процедуре закаливания не участвуют. Ежедневные солнечные и воздушные ванны. Ребёнок должен как можно больше находиться на свежем воздухе. Прогулки проводятся 2-3 раза в день. Длительность прогулок зависит от состояния погоды и времени года. Одежда ребёнка должна соответствовать погоде.