КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"Как подготовить ребёнка к детскому саду"
Этот вопрос волнует многих родителей, но к сожалению, его задают большей частью слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации или когда до первого посещения ребенком детского сада остается совсем мало времени. Между тем, если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию заранее, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятными, а порой и тяжелыми переживаниями. Поскольку ребенок привык проводить все время с близкими, не исключено, что он испугается или почувствует себя одиноко. Чувство одиночества может вызвать у него угнетенное или, напротив, возбужденное состояние, что повлечет за собой нежелание есть, играть, ложится спать. Некоторые дети не принимают предложения воспитателя поиграть с ним или с детьми, все время молчат, другие подолгу безутешно плачуг, призывая маму, и успокаиваются только тогда, когда кто-либо из родных приходит, чтобы забрать ребенка домой. Физическое и психическое состояние у маленьких детей тесно взаимосвязаны между собой, поэтому трудное течение адаптации может сопровождаться и вегетативными явлениями. Ослабленные дети; как и те, которые воспитываются дома в "тепличных " условиях, легко просто уживаются. Положительные стороны посещения ребенком дошкольного учреждения заключается в том, что там более квалифицированно и последовательно по определенной программе осуществляется всестороннее воспитание детей, имеются специальное оборудование, разнообразные пособия, как правило не возникает проблем с питанием, доставляющим порой много хлопот и огорчений в домашних условиях. Они более самостоятельны, рано овладевают посильными навыками самообслуживания. Музыкальные занятия способствуют их успешному эстетическому развитию. Вместе с тем, в группе детского сада, где на одного воспитателя приходится 25 и более детей, каждому ребенку не может быть уделено столько внимания, сколько он получает дома. Ничто не заменит ребенку и родительскую ласку, теплоту, любовь, которые так важны для формирования его личности. Семья дает ребенку много такого, чего не может в полной мере обеспечить детский сад. Учитывая все сказанное, мы настоятельно рекомендуем молодым родителям не бояться трудностей адаптационного периода, заранее готовя ребенка к поступлению в детский сад, можно избежать их. В чем же должна состоять подготовка? Прежде всего - во всестороннем воспитании ребенка: ~физическом, умственном, нравственном, эстетическом, осуществляемом с учетом его возрастных особенностей и возможностей). Необходимо с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, разумно одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха. Ни в коем случае не перегревать,широко использовать для закаливания организма такие природные факты как вода, свежий воздух. С грудного возраста проводить воздушные ванны, обтирания и обливания. Взять за правило в любую погоду по нескольку часов гулять с ребенком. Все это будет способствовать укреплению здоровья ребенка,предохранит от простудных заболеваний, снизит их вероятность в адаптационный период. Некоторые дети отказываются идти в детский сад из-за того, что там надо спать днем, подобных трудностей не возникает, если ребенок приучен к выполнению режима дня, соответствующего его возрасту. То же следует сказать и о рационе. Он должен быть разнообразным. Много недоразумений возникает, когда дома
ребенка кормят однообразной пищей, предлагают только любимые блюда. Маленькие дети нередко бывают приучены только к манной каше, а овощные блюда, которые готовят в детском саду отказываются есть или едят только измельченную пищу. Советуем дома готовить подобные блюда, тогда, придя в детский сад он получит привычную пищу, что также облегчит ему привыкание. Надо позаботиться и о формировании навыков и привычек, в частности связанных с едой, научить ребенка есть самостоятельно,пить из чашки, пользоваться салфеткой. Если малыш приучен засыпать при укачивании с соской, надо еще до поступления в детский сад отучить его от этого. Формируя у ребенка познавательную активность, любознательность, игровые умения, родители помогут ему быстрее сориентироваться в группе при поступлении в детский сад, воспитателю же будет нетрудно заинтересовать ребенка игрушками, вовлечь в игру или занятие. А это отвлечет его от мыслей о родных, успокоит в момент расставания, поможет интересно и содержательно провести день, Немаловажное значение имеет развитие речи. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше, легче адаптируется, чем ребенок, не владеющий речью. Занимаясь с малышом, развивайте у него умение
слушать, отвечать на вопросы и задавать их, выполнять поручения, рассказывать об увиденном. Следует обратить внимание на произношение: когда речь ребенка невнятна, он нервничает от того,
что его не понимают. Очень важно уже с первого года жизни приучать ребенка спокойно относиться к новым людям, постепенно расширять круг общения, не ограничивая его только близкими родственниками. До первого посещения ребенком детского сада постарайтесь с воспитателем встретиться, расскажите о привычках вашего малыша, о его умениях, опыте общения, вкусах. В первые дни целесообразно приводить ребенка не на весь день, а на несколько часов. Итак, подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение включает:
1. Укрепление здоровья: проведение закаливающих процедур, прогулки, регулярное проветривание жилых помещений, поддержание оптимального температурного режима в них, развитие двигательной активности, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха.
2. Формирование опыта и навыков общения со взрослыми и детьми.
З,Приучение к режиму дня.
4. Рациональное питание. Приближение домашнего рациона к рациону детского сада.
5,Формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, игровых умений.
6.Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.