Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 56 г. Апатиты
сообщение из опыта работы по теме:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ЗА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сидорова И.В.
Воспитатель
АПАТИТЫ - 2020
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Что такое здоровье? Отсутствие болезней и физических дефектов? Не только. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровье человека и его сохранение является актуальной темой во все времена. Для нас, педагогов и родителей, на первом месте всегда остается здоровье наших детей!
Одна из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка (адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В дошкольной образовательной организации уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечению его психологического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за своё здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
– сохранение физического и психического здоровья детей;
– содействие накоплению и обогащению двигательного опыта;
– создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
– обеспечение психологического благополучия с преобладанием положительных эмоций;
– организация взаимодействия детского сада и семьи, как необходимое условие полноценного развития ребёнка.
Ранний возраст это возраст, который ограничен малыми возможностями самих малышей, но одновременно очень важный период, в котором закладываются все основные кирпичики будущего благополучия. Особенно в адаптационный период дети раннего возраста нуждаются в особой помощи и защите, чтобы самостоятельно справиться с психо – эмоциональным состоянием. В реализации данной задачи помогают здоровьесберегающие технологии.
Более приоритетным направлением деятельности с детьми раннего возраста является физкультурно-оздоровительная профилактическая работа.
Одним из основных условий здоровьесберегающей деятельности полноценного физического развития детей - это создание предметно-развивающей среды в группе. В группе имеется спортивный уголок с достаточным количеством разнообразных игрушек, пособий, которые способствуют стимулированию двигательной активности, повышают интерес к движениям. Задача — научить детей правильно и разнообразно их использовать. Имеется оборудование для развития ходьбы, лазания, ползания и других видов движений: игрушки, которые можно катать, бросать; корригирующие дорожки для ходьбы, горка, разнообразные мячи, коврики, скакалка; погремушки, колечки, ленточки, платочки, флажки, тоннель, различные маски для проведения подвижных игр. Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие.
В условиях реализации ФГОС ДО физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на укрепление здоровья и формирование потребности здорового образа жизни воспитанников, осуществляется в различных формах:
– организация рационального режима дня (в адаптационный период, щадящий, гибкий режим с учётом климатических условий—полярной ночи); – создание условий для оптимального двигательного режима (физкультурные занятия, утренняя и бодрящая гимнастики, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастики, подвижные игры, физкультминутки и т.д.);
– организация прогулок;
– оздоровительные и закаливающие мероприятия;
– полноценное рациональное питание;
– создание атмосферы социально-психологического благополучия (музыкальные паузы, игры-релаксации).
Физкультурные занятия, подвижные игры, различные виды гимнастик
( бодрящая, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная, зрительная) позволяют накопить и обогатить двигательный опыт, сформировать необходимые двигательные навыки и умения, воспитывать физические качества у детей. Физическая нагрузка регламентируется с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма и является хорошим стимулом для поднятия настроения. Гимнастика проходит под музыку («Зарядка для зверят»), под которую дети проходят по массажной дорожке на ковер и выполняют соответствующие движения под слова песни. Используем технологию «Сухой душ»: обруч, высоко закрепленный и обвязанный атласными лентами. После выполнения гимнастики дети проходят через ряд атласных лент, которые нежно гладят детскую кожу. Не большие воздушные потоки, которые образуются от лент, способствуют тактильным ощущениям и детям очень нравится эта процедура.
Под присмотром родителей дома развиваем дыхание детей, где они дуют в свое удовольствие, используя свисток, дуделку или свистульку. А мы учимся делать правильные вдохи и выдохи, играя:
- играем в гонки с бумажными шариками на столе, дуя на них
Параллельно играем в игры, развивая и укрепляя артикуляционный аппарат. Дети с удовольствием играют в «Улыбку», «Хоботок», «Заборчик», выполняя посильные упражнения.
Гимнастику глаз проводим для укрепления мышц глаз и профилактики близорукости с детьми от 2 лет. Дети от 1 года еще не способны сконцентрироваться. Играем, выполняя упражнения «Жмурки», «Крылья бабочки» и «Стишки – потешки».
Пальчиковая гимнастика сопровождается короткими стихам или песенками. Проводим в любой удобный отрезок времени индивидуально, либо с подгруппой детей. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Особое внимание уделяем закаливанию детского организма. Система закаливающих мероприятий включает: воздушное закаливание (облегчённая форма одежды, соответствующая сезону), хождение босиком по «дорожкам здоровья», включая упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, мытьё лица и рук до локтя прохладной водой
Эффективным средством закаливания является бассейн. Организация игр с детьми в бассейне детского учреждения способствует физическому и эмоциональному развитию детей, оказывает благотворное влияние на нервную систему, снимает утомление, улучшает сон.
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки. Используются различные подвижные игры, игровые развивающие упражнения (ходьба, бег, прыжки на месте, прыжки с продвижением вперёд и т.д.).
Проведение оздоровительных мероприятий позволяет повысить сопротивляемость организма к различным заболевания, повысить уровень компенсаторно-защитных функций. Наметилась позитивная тенденция снижения заболеваемости детей.
В детском учреждении организован с медицинскими требованиями и нормами мониторинг здоровья дошкольников; организация и контроль питания детей раннего возраста, физического развития, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов.
Регулярно проводится осмотр детей врачом-педиатром, мониторинг состояния здоровья детей.
Для укрепления иммунной системы ребёнка проводим следующие мероприятия: «С» - витаминизацию третьего блюда, витаминотерапию, закладывание в нос оксолиновой мази, фитотерапию (тонизирующие витаминные чаи, аэрация воздуха фитонцидами чеснока и лука), увлажнитель воздуха, вакцинацию против гриппа. Для дезинфицирования среды в группе применяем бактерицидные лампы и рециркулятор МСК - 913, предназначенный для обеззараживания воздушной среды в помещении.
Уделяем должное внимание организации питания детей. В ДОУ выполняются все принципы организации рационального питания: полноценность, калорийность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приёма пищи. В рацион питания вводим ежедневные салаты из овощей, натуральные соки и фрукты. Системный подход в организации питания позволяет добиться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшению физического развития детей.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самооб-служивания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Так как правильная организация питания даёт ребёнку ответы на вопросы: Что есть? Как есть? Когда есть? Ритуалы приготовления к приёму пищи, знания о пользе и вреде продуктов – всё это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.
Создать атмосферу социально-психологического благополучия в группе позволяет развивающий центр «Песка и воды», который имеет многофункциональное значение. Набор игрового материала к нему хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей, различных животных и растения, транспорт и пр. Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или тонет), камешки, ракушки и т. д. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и приобретают социальный опыт.
Многообразие сенсорных игр: с кинетическим песком, манкой, пробками, прищепками, крупой (фасоль, перловка), с природным материалом (шишки, косточки различных фруктов, ракушки), настольные развивающие игры (мозаика, конструкторы, шнуровки и мн. др.) стимулируют не только развитие ручной моторики, но и способствуют обогащению чувственного опыта, снятию эмоционального напряжения малышей. Обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, купируют состояния невротических проявлений в период адаптации занятия изобразительной деятельностью:
- рисование с использованием нетрадиционных техник: пальчиком, ладошкой, тампоном, по зеркалу, кляксография, каракули и др.
- лепка пластилином
- аппликация с применением пуговиц, скотча, наклеек
Они достаточно просты по технологии и напоминают игру. У детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени они готовы многократно повторять то или иное действие. Изобразительная деятельность способствует развитию важнейших психическими функций – зрения, двигательной координации, речи и мышлению.
В качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя используем технологии музыкального воздействия: музыкальные занятия и музыкально – ритмические движения, объединяющие музыку, слово, движение. Использование музыкально – ритмических пауз в любое свободное время, при организации детей между режимными моментами благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей: гиперактивных и легковозбудимых успокаивают, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстёгивают.
Организуем в детском саду активный отдых детей: развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья, каникулы, музыкальный калейдоскоп. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения у детей. При планировании учитываем интерес, увлечённость и настроение каждого ребёнка, соответствие нагрузки уровню его физического развития и подготовленности.
Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. С целью формирования валеологической компетентности родителей, мотивации к ведению здорового образа жизни, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяем различные технологии педагогического взаимодействия с семьёй: беседы, консультации по ознакомлению с современными формами оздоровления детей, выставки совместного семейного творчества, дни Здоровья и т.д. Отмечаются партнерские отношения, основанные на доверии и взаимоуважении. Положительную оценку имеют участие родителей в семейном клубе «Содружество», где они получают знания по воспитанию валеологической культуры, приобретают умения и навыки по формированию ценностей здорового образа жизни. Эффективная реализация комплексного подхода здоровьесберегающих технологий, применения единой стратегии оздоровления позволяет сформировать у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и бережное отношение к своему здоровью.
Литература:
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.—М.: Т.Ц. Сфера, 2005
Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа.—Волгоград: Учитель, 2007
Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.—Волгоград: Учитель, 2008
Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.—Волгоград: Учитель, 2009
Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4–7 лет.—Волгоград: Учитель,2008
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.—М.: МОЗАИКА—СИНТЕЗ, 2010.