Просмотр содержимого документа
«"Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора".»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, установление эмоционального контакта детей раннего возраста со сверстниками и взрослыми средствами музыкального фольклора.
Содержание:
Теоретическое обоснование педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора.
Цели и задачи данной технологии
Поэтапная реализация педагогической технологии
Критерии отбора музыкальных произведений, развивающих эмоциональную отзывчивость малышей.
Совместная деятельность воспитателей, музыкального руководителя и воспитанников.
Основные принципы работы.
Результат использования технологии развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора
Литература
Приложения:
Перспективное планирование
Репертуар
Анкетирование родителей
Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста (по Гогоберидзе А.Г., Деркунской В.А.)
Технология развития эмоциональной отзывчивости
у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора
Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами музыкального фольклора, позволяет выстраивать процесс обучения с учетом Российских и международных законов и реализовывать эмоциональный компонент образования.
Образование – сложная педагогическая категория. Успех образования детей раннего возраста, согласно Регионального компонента государственного образовательного стандарта, определяется не только информированностью (знаниями, умениями, навыками), но и желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях.
Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Раннее детство - не просто время спонтанной и свободной активности ребенка.
Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых.
Это самоценный период, обладающий богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми.
Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве.
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности.
На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.
Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.
Интонация или знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций.
Детям раннего возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и интенсивностью социализации. И именно ритм и певучесть фольклорной ткани близка детям. Малые фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.
Знакомство с музыкальным фольклором при соблюдении традиций предполагает многовариативность, импровизационность при использовании и требует творческой активности и фантазии педагога. Репертуар фольклора огромен, выбор богатейший и главная задача специалиста – дать канву, по которой каждый педагог вышьет свой индивидуальный рисунок, “загорится” сам и “зажжет” своими эмоциями всех присутствующих: взрослых и детей. Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.
Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами музыкального фольклора.
Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды (сензитивные), в которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоции и чувств являются первые три года жизни.
В ДОУ наметилась тенденция: о необходимости развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста.
Выявлены противоречия:
между необходимостью использования в художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста музыкального фольклора и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения;
между необходимостью формирования у детей раннего возраста эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.
Определена цель: развитие эмоциональной отзывчивости, установление эмоционального контакта детей раннего возраста со сверстниками и взрослыми средствами музыкального фольклора.
Поставлены задачи:
подобрать и систематизировать фольклорный репертуар в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей.
объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально эстетического развития ребенка.
положительная динамика музыкального развития детей раннего возраста.
Поэтапная реализация темы: “Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора” проходила в три этапа:
1 этап – организационный,
носил теоретико-диагностический характер.
1. Анализ возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей на раннем возрасте;
2. Анализ возможности использования темы: “Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора”, в рамках реализуемых в ДОУ программ:
подобраны средства воспитания и развития (фонотека, картотека сценариев занятий, картотека музыкального репертуара, подбор костюмов и атрибутов к пляскам и играм),
разработан перспективно-тематический план развития эмоциональной отзывчивости у детей 2 и 3 г.жизни средствами музыкального фольклора,
3. Определен план работы музыкального руководителя совместно
с воспитателями.
4. Составлен план мероприятий с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора.
5. Создан пакет методических материалов по диагностике развития эмоциональной отзывчивости у детей средствами музыкального фольклора, определены критерии оценки.
Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значительна для детей, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала эмоциональное отношение к ней. Так как процесс развития эмоциональной отзывчивости должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей, провели анализ возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей на раннем возрасте.
Учитывая исходный уровень музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости детей на музыку, постарались выстроить процесс формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора на основе сочетания базисной программы М.А.Васильевой “Программа воспитания и обучения в детском саду” на 2 и 3-м г.жизни, а так же программы А.И. Бурениной “Топ-хлоп, малыши”. Задачи программ могут решаться средствами музыкального фольклора. Фольклорный материал составляет примерно 30-40 % от всех музыкальных произведений, предлагаемых на год.
Осмысливая эти программы, адаптировали их соответственно условиям в ДОУ и особенностям детей, а так же своему творческому видению проблемы эмоциональной отзывчивости детей на музыку. И представили материал в виде перспективного планирования фольклорных произведений по видам музыкальной деятельности.
Формирование репертуара – одна из основных сторон деятельности музыкального руководителя и фундаментом для его построения служат различные программы.
Совместно с воспитателями -1-ой младшей группы мы подобрали средства воспитания и развития, систематизировали и соответствующе оформили фонотеку фольклорных произведений, папку сценариев развлечений и занятий, картотеку музыкального репертуара, разработали и изготовила
с помощью коллег и родителей костюмы и атрибуты к пляскам и играм.
Выделила для себя как наиболее преемлемые в работе методики Метлова Н.А.; Н.А.Ветлугиной; Картушиной М.А; Бурениной А..
В рамках темы налажено сотрудничество с воспитателями и родителями: составлен план мероприятий с родителями , разработаны анкеты для родителей; работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей проходит в совместной деятельности с воспитателями .
Как происходит включение ребенка в музыкальную деятельность, как влияет она на эмоциональное развитие, какие трудности он переживает и как оценить эмоциональное состояние малыша?- крайне важно иметь адекватные возрасту методы обследования, четко выверенные критерии оценок, позволяющие определить начальный уровень эмоционального развития на музыку и его перспективы. С этой целью была выбрана для первоначальной диагностика А.Г.Гогоберидзе и В.А.Деркунской.
2 этап – практический,
носил практико-ориентированный характер:
совместная с воспитателями реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми по программе дошкольного образования на 2 г.ж.: М.А.Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду”; Е.Г.Боронина «Оберег», а так же дополнительной образовательной программы по музыкальному воспитанию А.И. Бурениной “Топ-хлоп малыши»;
мероприятия с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора;
знакомство воспитателей с технологией использования фольклора в жизни малыша;
отслеживание промежуточного результата по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-го и 3-его года жизни средствами музыкального фольклора.
Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональная сфера ребенка - фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка.
На раннем этапе эмоциональная отзывчивость выступает как средство развития музыкальной деятельности, это основано на высокой чуткости нервных клеток мозга маленького ребенка, он чрезвычайно восприимчив к восприятию звуковой палитры мира, но эмоции еще очень бедны и не всегда ребенок знает, как их выразить.
Построенная система работы по знакомству детей с различными видами музыкальной деятельности с использованием фольклорных произведений, приводит к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку приобретает новое качество – она становится результатом.
Обращая особое внимание на эмоциональный отклик детей, активно развивая восприятие музыки, используя такие народные произведения, как веселые плясовые: “Ах, вы сени”, “Камаринская” и др. и колыбельные - музыку спокойного характера, предлагая в контрасте эти произведения, побуждаем детей к проявлению эмоций через движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера: укачивание, жесты, мимические действия глазами.
Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствовали первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций детей 2 и 3 г.ж., но проблема речевого развития детей в раннем возрасте остается актуальной.
Учитывая речевые трудности малышей, развиваю слуховое восприятие, с этой целью подобран ряд произведений “Дождик”, “Солнышко – ведрышко”, “Погремушка спит и пляшет” и др., которые помогли малышам научиться различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание инструментов.
Возрастная особенность малышей раннего возраста –
в подражательностидействиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, учим детей простейшим танцевальным, образным движениям:
на 2-м г.жизни - кружение на месте, помахивания руками, притопы ногами, хлопки в ладоши, “фонарики”, качание с ноги на ногу,
на 3-м г.жизни - “пружинка”, притоп одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом и др.…
Развивая музыкально сенсорные способности детей, обратились к народным музыкальным инструментам – бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка и музыкальным игрушкам. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например звучание бубна - колокольчика, барабана - дудочки, совершенствовался динамический слух (тихо – громко), звуковысотный слух (высоко – низко).
Конечно же, вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора проходила в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности:
во время музыкальных занятий,
интегрированных занятий (по плану воспитателя),
в процессе организации музыкальных развлечений, праздников,
в индивидуальной работе с детьми,
во время режимных моментов: при приеме детей, для поднятия настроения – “Гости у нас, дорогие у нас”,
на зарядке,
во время умывания – “Водичка, умой мое личико”, “Ладушки – ладошки”,
следуя традициям, заведенным в детском саду – регулярно происходило пение колыбельных при укладывании детей на сон - “Как на горке, на горе”, “Крепко спит петушок”, “Спать не хочет мишка”, “Танечка, баю - бай, бай” и др. в исполнении взрослых,
организуя перед обедом проведение хороводных игр “Заинька”, “Петушок, золотой гребешок”, “Платочек”, “Бубен” и др.
Все это благотворно влияло на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
И везде воспитатель - помощник и опора музыкального руководителя.
Реализация такого подхода к развитию эмоциональной отзывчивости средствами фольклора требовала поддержки и со стороны родителей. Знакомство родителей на консультациях «Фольклор как средство развития речи», «Родная колыбель», «Малые формы фольклора в режимных моментах малыша», проведение воспитателями открытых занятий по теме
Способствовали зарождению у родителей интереса к данной проблеме. Родители привлекались к изготовлению атрибутов, масок, костюмов для народных праздников.
Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками мы объединили усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду и дома.
Основные принципы в работе можно представить следующим образом.
Понимая, что детское восприятие в раннем дошкольном возрасте ситуативно, важно донести до малышей суть фольклорного произведения, развёртывающихся событий. Постепенно вводим детей ввоображаемую ситуацию, учим выполнять действия «понарошку», понимать условное игровое взаимодействие со взрослыми. Эта способность у детей начинает формироваться к концу 2-го и на протяжении 3-го года жизни. Но элементы её следует закладывать уже в начале второго года жизни, постепенно переводя детей от натуралистичности и конкретики восприятия к образности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей
с фольклором - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно только эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения вовремя занятий поддерживала внимание детей. А это немаловажный фактор. Ведь, как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей.
Вместе с тем, дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют чуткость ко всем действиям воспитателя, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются, поэтому для малышей они выполняют информативную роль. Следовательно, эмоциональность взрослого можно рассматривать не только как способ поддержания ориентировочной активности детей, но и как возможность удовлетворения их познавательной потребности, возникающей в процессе ознакомления с новыми произведениями.
Но самый главный принцип – это принцип наглядности, т.е. используемые наглядные средства. В своей работе использую и плоскостные и объёмные пособия. Некоторые фольклорные занятия (например, по потешкам «Вот и люди спят» или «Петушок») не предусматривают каких либо сложных наглядных средств, требуется лишь несколько видов соразмерных игрушек. Игровая ситуация имитируется тканью, бумагой, веточками и т.п. В других занятиях применяла красочные ширмы, серии картин, плоскостные фигурки. Например, «Петушок и его семья» (красочные плакатики, изображающие петуха, курицу и цыплят). Имея пособие, можно познакомить детей с десятью потешками, потому что объединены они одним содержанием.
Использовала ещё один приём – динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т.п. Например, говоря о «петушке – масляна головушка», приводила в движение именно эту часть игрушки, при чтении строки «Что ты рано встаёшь? Голосисто поёшь?» - полностью приводила игрушку в движение и «подавала голос». Этот приём помогает понять смысл прочитанной строчки. От понимания первой строки зависит понимание последующего текста, поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании.
Таким образом, потешка, присказка, песенки и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строка несёт определённое смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картинку. Принципы поэтапности и цикличности в проведении фольклорных занятий позволили осуществлять живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования.
3 этап – обобщающий,
носил контрольно-оценочный характер.
Объемно проанализировав весь материал, считаем проделанную работу результативной:
Разработан комплект методического обеспечения по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора.
Согласованы действия музыкального руководителя, воспитателей и семьи в вопросах формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора.
Отмечена положительная динамика развития детей раннего возраста (приложение).
Согласование музыкально-практической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами новых подходов и форм музыкального фольклора позволило реализовать эмоциональный компонент образования.
Такая работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей и в целом отмечается положительная динамика развития ребенка, заложены основы музыкальности:
- активный эмоциональный отклик на музыку,
- определенный музыкальный опыт,
- первичные вокализации, певческие интонации,
- совершенствуется речь,
- развивается двигательная активность.
Специально организованное общение способствовало структурированию эмоционального мира малыша, а специально созданные условия - появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Ценные те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивает свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминает событие со всеми деталями и нюансами.
Считаем необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания фольклорные формы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Литература:
Бабаджан Т.С.Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1967.
Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: метод, руководство для работающих по программе “Радуга”/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г. Якобсон и др.- М.: Просвещение, 2005.
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. –
ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2010г. – 656с.
Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2 – 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников /Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. – 184с.
Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/ Н.А.Ветлугина, Кенеман А. - М., Просвещение, 1983.
Шамина Л.Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992
Фольклор для маленьких/ Павлова Л.Н., журнал “ Дошкольное воспитание”. - 1990 - №4, 7, 10.
Фольклор – музыка – театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. Под редакцией С.И.Мерзляковой. «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999
Перспективное планирование фольклорных произведений
по видам музыкальной деятельности
для детей раннего дошкольного возраста
Квартал
Слушание - восприятие
Пение - подпевание
Музыкально-фольклорные игры и
элементы хореографии
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Пение (подпевание)
Программное
содержание
Методические указания
Знакомить детей с народными песнями, несложными по содержанию и ритмическому рисунку.
Различать колыбельную и плясовую.
Подпевать повторяющиеся фразы.
Активизировать разговорную интонацию.
Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют). Потом его укачивают, а когда проснётся, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).
Предложить детям и воспитателям использовать этот материал в группе и дома.
Музыкально-фольклорные игры
Программное
содержание
Методические указания
Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Выполнять несложные правила: догнать, убежать, выбрать.
Поощрять попытки детей к импровизации при показе образных движений («идёт киска» или «идёт петушок»).
Эти забавные игры побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется – дети ориентируются по интонации взрослого («весёлый петушок», «грустная кисонька»).
Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать главному герою и друг другу.
Движения. Элементы народной хореографии.
Программное
содержание
Методические указания
Овладеть простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки.
Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске.
Орнаментальный хоровод: ходить по кругу в одну сторону, взявшись за руки, делать «воротики», пробегать под ними.
Подготавливать детей к парным пляскам: учить ходить парами врассыпную и друг за другом.
В этом возрасте танцам, как таковым, не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием, по возможности самостоятельно. Поэтому в репертуаре указаны хороводные игры, где используются плясовые элементы, часто с солистом.
Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых или старших детей.
На занятиях и развлечениях можно использовать фонозаписи русских народных мелодий.
Народные музыкальные инструменты
Программное
содержание
Методические указания
Знакомить с различными инструментами. Учить извлекать звуки на некоторых инструментах
(шумовые, свистульки, гусли).
Вызывать желание слушать музыкальные инструменты, узнавать их, правильно называть.
При обучении игре на инструментах отмечать несложный ритмический рисунок, отмечать двухчастную форму.
Осваивать 2 – 3 приёма игры на деревянных ложках.
В этом возрасте интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребёнка с тем или иным инструментом. Знакомство по видеозаписи не принесёт должного результата. Ребёнок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не сводите этот момент к шалости, а учите его играть что-нибудь конкретное: звуки свистульки походи на птичьи голоса, на гуслях можно изобразить мелодичное движение ручейка и т.д.
Например, у свистульки есть дырочка, которую нельзя зажимать, иначе свистулька не будет петь, а зажимая другие дырочки, можно извлечь звуки разной высоты.
Если зажимать поочерёдно каждую из дырочек, получится песня воробышка («чик-чирик»)
Некоторые инструменты малышам можно только послушать, а играет на них взрослый.
В игре на ложках сначала надо рассмотреть её части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная её сторона называется «щекой».
Учим детей проговаривать потешку и ритмично в такт стучать ложками: