Просмотр содержимого документа
«Занятие "Путешествие в зимний лес"»
КУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Гармония»
Занятие
«Путешествие в зимний лес»
Автор- составитель:
Парфенова А.Н.
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме
Привлечь внимание детей к проблемам зимующих птиц
Активизировать словарь по теме
Воспитывать умение слушать других, не перебивая; учить работать и играть в коллективе
Методические приемы: загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видео, рассказ воспитателя, упражнения на релаксацию.
Материалы: магнитофон, зимние мелодии, фонограмма голосов птиц, иллюстрации, изображения птиц.
Ход занятия
Психогимнастика
Воспитатель. Дети, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Почувствуйте, как через ваши руки проходит тепло.
(начинает звучать музыка)
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас
Вы самые лучшие, что есть на свете
Глаза открываем,
Здравствуйте, дети!
(музыка выключается)
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром.
Дети. Это зима.
В. Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о зиме.
О каких скакунах говорится в стихотворении?
Правильно, о зимних месяцах. Давайте посмотрим видеоурок тетушки Совы. Она расскажет нам об этих месяца(просмотр видео урока)
В. Дети, вы согласны со мной, что зима похожа на сказку Я знаю, что вы любите сказки, а я люблю их рассказывать. Хотите. Я вам сейчас ее расскажу, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать мой голос. И вы обязательно сможете не только услышать, но и увидеть сказку Зимы. Ложитесь в снежные кроватки, устраивайтесь поудобнее.
(дети ложатся на пол, где постелено голубое покрывало)
В. Слышите, чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу волшебница Зима. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные и снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она нас зовет в свою сказку, обещая чудо, и мы, подчиняясь ее власти, спешим ей навстречу и замираем от радости! Зима- кружевница весь лес нарядила! Все вокруг сделала белоснежным и сказочным!
(музыка затихает)
В. Вы сумели увидеть зимнюю сказку? Какую зиму вы представляли?
Ответы детей ( снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую)
В. Про что зимой говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, блестит?
В. Про что можно сказать:
Морозный (день, ветер, узор)
Снежная (погода, зима, буря, королева, горка)
Холодное ( утро, небо, мороженное)
Ледяные(горки, реки, сосульки, фигуры)
В. Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, давайте погреемся.
(дети встают в круг, проводится игра)
Руки в кулачки сожмем
И немного подождем
На ладошки мы подуем,
Все снежинки с них мы сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем,
Щечки надуваются,
Губки улыбаются.
В. Согрелись? Значит мы можем начинать путешествие в Зимний лес. А как мы туда попадем , вы узнаете, отгадав загадку.
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали.
Д. Это снежинки.
В. Мы сейчас с вами тоже превратимся в снежинки, сказав волшебные слова:
Вокруг себя повернись
И в снежинку превратись.
Полетели снежинки над полями, над лесами, над высокими домами
(дети изображают полет снежинок, передвигаясь по группе под музыку)
В.Вот мы и прилетели в чудесный зимний лес. Посмотрите, вокруг деревья, укрытые снегом и лес выглядит так сказочно, так красиво!
Что же сделала зима с лесом? ( заколдовала, заморозила, запорошила)
Давайте попробуем подобрать красивые слова для описания леса.
-Какой стоит лес (Лес стоит заколдованный, сказочный,заснеженный, задумчивый, сонный)
-Какой снег в лесу (пушистый, мягкий, колючий, блестящий, искристый, серебристый).
Как выглядят деревья зимой (тихие, задумчивые, укрытые снегом, как одеялом, одеты в снежные шубки, замерзшие, продрогшие, у елок иголки, как ледяные пальчики).
-Ребята, как вы думаете, зачем зима укрывает деревья снегом
-Правильно, чтобы они не погибли от холода. Но иногда ветер так сильно дует, что раздувает снег, и деревья могут замерзнуть. Деревьям могут помочь люди. Как (можно набросать побольше снега на корни деревьев).
-Давайте потеплее укроем наше дерево. Я буду читать стихотворение, а вы- добавлять слова, связанные со словом снег. За правильно сказанное слово, вы получаете снежинку, и укрываете дерево.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые…(снежинки)
На полянки, на лужок
Выпал беленький…(снежок)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее…(снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в…(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка…(Снегурка)
На снегу-то, посмотри!
С красной грудкой …(снегири)
-Ну вот, теперь дереву не страшны морозы.
(в это время включается фонограмма «Голоса птиц»)
В. Дети, вы слышите? Птицы щебечут - это они разговаривают с нами. Что они хотят нам рассказать?
Да, им холодно! Холодной зимой трудно жить птичкам. Но самое страшное для них это не холод, потому , что те птицы, которые остались зимовать, отрастили себе пушок- второй слой перышек. Холод птицам не так страшен, как голод. От голода птицы могут погибнуть. Сейчас наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, зернышки уже съедены. И прилетают птички поближе к человеку.
-Каких птиц мы можем увидеть зимой?
(представление птиц детьми)
1ребенок (представляет синицу)
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится-
Поет, не уставая, синица расписная
(ребенок читает стихотворение и вешает изображение птицы на дерево)
Воспитатель ( дополняет ) Синица- это небольшая птица с желтеньким брюшком, а на голове - черная шапочка. Это очень шустрые и быстрые птицы. Синицы не улетают в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупло. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
За окном зима. Метели
Всю округу замели, Снегом белым-белым-белым: Дом, деревья, фонари.
Прилетели к дому птички Очень славные – синички. Только холодно бедняжкам, Снег попрятал всю еду.
Грустные сидят синички, Птички, ростом невелички, Я надену рукавички Выручать друзей пойду.
И в кормушку, что мы с братом Птицам сделали когда-то, Семена и хлебных крошек Положу по самый край.
Вы зимы не бойтесь, птички, Мои милые синички. Я не дам ей вас обидеть, Угощайтесь! Налетай!
2ребенок (представляет снегиря)
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
( на дерево вешается изображение снегиря)
Воспитатель(дополняет) С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам, они зовутся снегирями, потому, что появляются вместе со снегом. Увидеть этих птиц не трудно, их красные грудки хорошо заметны на фоне белого снега. Питаются снегири зимой семенами сорных растений, ягодами рябины и калины. Весной снегири будут уже на родине. Там они совьют гнезда, выведут и выкормят птенцов. А в начале зимы мы опять услышим их посвист.
3-ий ребенок ( представляет сороку)
Не сидит она на месте,
На хвосте разности вести
Может в них и мало прока,
Но горда собой сорока.
(на дерево вешается изображение сороки)
Воспитатель (дополняет)
Сорока - белобока, длиннохвостая птица, непоседа. Она очень любопытная.
Увидит что- нибудь блестящее, монетку, стеклышко и разглядывает своим круглым взглядом. Потом схватит, и утащит в свое гнездо.
4-ый ребенок( представляет ворону)
Особа всем известная,
Она – крикунья местная
Увидит тучку темную,
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона,
Ворона…..
(на дерево ребенок вешает изображение вороны)
Воспитатель(дополняет) Ворона- важная, горластая. Вороны бывают полностью черного цвета, но могут быть и черные с серым. Обычно вороны летают стаей. В каждой стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
5-ый ребенок (представляет дятла)
Дятел- врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства
Лечит липы, клены, ели
Чтоб росли и не болели.
(на дерево вешается изображение дятла)
Воспитатель (дополняет) Дятел большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом ,чтобы извлечь насекомых. Дупло
В стволе дерева служит гнездом.
6-ой ребенок (представляет воробья)
Чик- чирик, чик- чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ногам кочует,
Зернышки ворует!
(на дерево вешается изображение воробья)
Воспитатель ( дополняет)
Воробей- веселый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домом людей. Это очень неприхотливые птички.
(Воспитатель представляет голубя и вешает на дерево его изображение)
-Голуби очень доверчивые птицы, они всегда возле людей…..
-Итак, дети, какие птицы у нас собрались? Как можно назвать их одним словом? (зимующие)
Физкультминутка
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.) С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.) Подойдет ко мне мороз, (Присели.) Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.) Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.) Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
В. Дети, мы уже говорили о том, что зима - очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. И прилетают они за помощью к человеку. Люди добрые, они пожалеют несчастных птичек и покормят их.
А мы будем помогать птичкам зимой?
(ребенок читает стихотворение)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Птицы на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна- и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
В. Давайте, дети, организуем для птиц «столовую». Еда с нашего стола подходит не всем птицам. Мы сейчас покормим птиц их любимой едой.
(воспитатель показывает детям корм, а дети раскладывают по кормушкам)
-Это семена дыни. Их клюет синица. А еще синица любит сало.
-Овес, пшено клюют только воробьи, для них также подходят хлебные крошки.
-Вороны всеядные птицы.
-Голуби любят крупу и хлеб.
В. Как хорошо вы позаботились о птицах! Теперь им не страшны морозы!
А нам пора возвращаться из сказочного зимнего леса. Дети, давайте подарим песенку всем обитателям зимнего леса.
(дети исполняют песню «Серебристые снежинки»)
-Садитесь на наш волшебный ковер и мы полетим домой. А пока мы летим, вспомните о том хорошем, полезном, что вы сегодня узнали и сделали.
(звучит музыка- релакс)
-Вы добрые дети и я верю, что вы будете беречь природу и помогать птицам.
Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут уничтожать вредителей, охранять сады, парки и радовать нас своими песнями.