kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Загадки как средство развития речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Загадки как средство развития речи дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Загадки как средство развития речи дошкольников»

Загадки как средство развития речи дошкольников

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.

Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку.

Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.

Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит, развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде.

Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности

Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает обучение интересным, ненавязчивым.

Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать.

Загадка развивает логическое мышление, формирует у детей навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания, монологической речи.

Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.


Виды загадок:


• Прямые загадки


• Загадки-рифмовки


• Загадки-обманки


• Загадки на образное мышление


• Математические загадки


• Занимательные (логические) задачи


• Самостоятельно придуманные или собственные загадки


Все виды загадок мы используем в работе с вашими ребятишками. Давайте познакомимся подробнее с вариантами видов загадок. Посмотрим как можно заниматься этим интересным для ребёнка занятием и дома и вовремя прогулки, чтобы развитие каждого ребёнка нашей группы проходило успешнее.


Прежде чем рассказать подробнее какие виды загадок существуют и как их использовать посмотрите какие этапы работы с загадками проходят с нами в детском саду ваши дети.


Этапы работы с загадками


1. Отгадывание прямых загадок.


2. Придумывание своих прямых загадок (описательных)


3. Отгадывание загадок - рифмовок


4. Отгадывание загадок - обманок


5. Придумывание своих загадок с элементами методики ТРИЗ(РТВ)


Как всегда и во всём, что касается детей мы идём от более простого к сложному.


Пожалуй, первый и второй пункт идут рядышком, чередуются на занятиях. Самостоятельное придумывание загадок (описательных) порой помогает детям понять сущность загадок и дети начинают лучше разгадывать народные, авторские загадки после того, как сами поняли алгоритм составления загадок.


Загадки рифмовки очень любимы детьми, как «находить» такие загадки я тоже расскажу.


Загадки обманки очень похожи на загадки рифмовки, но именно рифма и путает детей, необходимо быть предельно внимательным и не поддаваться складности стихов.


Ну, а последний этап – придумывание своих собственных загадок не просто описательных, а с использование метафор – это доступно детям с достаточно-развитой речью с большим запасом активного и пассивного словаря.


Мы разберём постепенно все эти этапы. Не стоит забегать вперёд, торопиться, играйте с детьми столько сколько им хочется.


Ни в коем случае не заставляйте.


Прямые загадки

Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление.


Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.


Разговорная форма::


Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок) Стихотворная форма:


Серая шейка, жёлтый носок,


Плавает в речке, как поплавок.


(Уточка)


Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит,


без ран болит.


(Солнце, туча, река, сердце).


Чтобы облегчить ребёнку отгадывание загадок, на первых порах полезно пользоваться наглядностью. Например, задача ребёнка среди нескольких игрушек (или изображений на картинках) выбрать того (или то), что ему загадали.


Полезно загадать загадку после того, как видели или изучали этот предмет, или животное, например: понаблюдали на прогулке за собаками, пришли домой и загадали загадку о собаке. Или, перед тем как дать ребёнку яблоко, например, загадайте ему загадку про него.


Загадки в разговорной форме


• Хвост длинен, сама крошка, боится очень кошки. (Мышка)  Сладкая, оранжевая, на грядке растёт. ( Морковь)  Раньше всех встаёт. «Ку-ка-ре-ку!» Поёт!


• Кто громко лает, и в дом не пускает?


• В дупле на старом дубе, живу в густом лесу. Хожу в пушистой шубе, орешки я грызу. (Белка)


• Всё время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (Дятел)


• Мягкое, белое, лежало одеяло, солнце напекло – одеяло потекло. (Снег)


• Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь)



Загадки можно использовать для определения есть ли в слове-отгадке загаданный звук.


• У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса)


• Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)


• Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там и пропал. (Сахар)


• Семьдесят одёжек и все без застёжек. (Капуста)


• Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)


• Зимой белый, летом серый. (Заяц)


• Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)


• У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы)


• Явился в белой шубке. Прощайте две скорлупки! (Цыплёнок)


• В воде родится, а воды боится. (Соль)


• Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросёнок)


• Может и разбиться, может и свариться; а если захочешь, может в птицу превратиться. (Яйцо)


• На цветке – цветок, пьёт цветочный сок. (Бабочка)


• Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)


• Мала, а никому не мила. (Мышь)


• Висит груша, а нельзя скушать. (Лампа)


• На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)


• Живёт в норке, грызёт корки. Небольшие ножки, боится кошки. (Мышь)


• Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик)


• Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы)


• Что всегда идёт, а с места не сойдёт? (Часы)


• От дома начинается, у дома и кончается. (Дорога)


• Упадёт – не плачет, ножек нет, а скачет. (Мячик)


• Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)


• Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)


• Вырос в поле злой и колкий, во все стороны иголки. (Репейник)


• Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой. (Снег)


• Разошлись все мальчики в тёмные чуланчики, каждый мальчик – в свой чуланчик. (Пальцы в перчатке)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Загадки как средство развития речи дошкольников

Автор: Мукаева Мария Валерьевна

Дата: 10.09.2023

Номер свидетельства: 636434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рекомендации для родителей «Загадки, как средство развития речи детей»"
    ["seo_title"] => string(71) "rekomendatsii_dlia_roditelei_zagadki_kak_sredstvo_razvitiia_rechi_detei"
    ["file_id"] => string(6) "616490"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667329291"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Предметно-развивающая среда, как средство развития  речи дошкольников. "
    ["seo_title"] => string(80) "priedmietno-razvivaiushchaia-srieda-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "189475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426928335"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Статья "Художественно-речевая деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей детей""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_khudozhiestvienno_riechievaia_dieiatiel_nost_doshkol_nikov_kak_sriedstvo"
    ["file_id"] => string(6) "397043"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488392797"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей среднего  дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(116) "didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "244292"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445905648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность. "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-doshkol-nikov-chieriez-tieatralizovannuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "130386"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415892822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства