Рекомендации для родителей «Загадки, как средство развития речи детей»
Рекомендации для родителей «Загадки, как средство развития речи детей»
Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет её как
«замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворений». Иносказание, метафоричность загадки и делают её замысловатой.
Для работы с детьми используются загадки о животных и растительном мире, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы. При этом к ним необходим дифференцированный подход. Некоторые загадки содержат нетипичные признаки предмета или явления и поэтому допускают различные толкования. Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет, форма, размер, функции). Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и явлений, о которых идёт речь.
Рассматривая загадку как средство развития речи и мышления детей, можно наметить определённую последовательность в работе. Целесообразно вначале знакомить со стихотворениями загадками, в которых обращено внимание на многозначность слова (например, загадки об иголках: швейные, еловые; о ключах: дверном, нотном, гаечном, роднике). Помимо обогащения и уточнения словаря, эти загадки вызывают большой интерес, так как знакомство с новым значением уже известного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом. Оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных, заключена тайна, и её можно разгадать.
Затем можно перейти к загадкам с подсказкой («Подскажи словечко»), которые хорошо использовать для обогащения речи детей новыми словами. Следующий шаг – авторские и народные загадки. Таким образом, даже простое отгадывание загадок, кроме интереса, приносит большую пользу, обогащает словарь и речь в целом, знакомит с разными значениями слов.
Но загадки можно использовать шире, например, как материал для простейших логических упражнений на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда и т. п.) и видовые (подосиновик, роза, чашка) существуют как бы параллельно. Ребёнок не видит между ними связи, так как не может делать простейших обобщений. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и понятия, но и целый ряд приёмов мышления. Например, загадав загадки о луке, моркови, капусте, можно задать вопрос, как их назвать одним словом (овощи). Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок: природа детского мышления требует наглядности. На материале загадок о животных и насекомых можно проводить логическое упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны отдельно их назвать.
На основе загадок проводятся упражнения «Кто лишний и почему?».
Дети отгадывают, например, 2-3 загадки о птицах и 1 о каком-либо животном. А потом задаётся вопрос о лишнем объекте.
Для тренировки в сравнении используются любые загадки. Например, предложив детям отгадать загадку о ёлке, можно спросить их, какие ещё хвойные деревья они знают, и попросить сравнить ель и сосну, или верблюда и слона, бабочку и кузнечика. Такие упражнения развивают речь детей, формируют навыки построения предложений, развивают наблюдательность.
Загадки используются и для составления словосочетаний. Например, отгадав загадки о топоре, пиле, ножницах, молотке, дети отвечают на вопросы, что можно делать этими предметами. Загадки о животных можно использовать для составления словосочетаний «кто как голос подаёт».
И наконец, почти любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со словом – отгадкой.
Дети любят загадки, хорошо их понимают, часто, по аналогии с услышанным, пытаются составлять загадки сами. Всё это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка даёт как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей «Загадки, как средство развития речи детей»»
Рекомендации для родителей
«Загадки, как средство развития речи детей»
Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет её как
«замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворений». Иносказание, метафоричность загадки и делают её замысловатой.
Для работы с детьми используются загадки о животных и растительном мире, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы. При этом к ним необходим дифференцированный подход. Некоторые загадки содержат нетипичные признаки предмета или явления и поэтому допускают различные толкования. Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет, форма, размер, функции). Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и явлений, о которых идёт речь.
Рассматривая загадку как средство развития речи и мышления детей, можно наметить определённую последовательность в работе. Целесообразно вначале знакомить со стихотворениями загадками, в которых обращено внимание на многозначность слова (например, загадки об иголках: швейные, еловые; о ключах: дверном, нотном, гаечном, роднике). Помимо обогащения и уточнения словаря, эти загадки вызывают большой интерес, так как знакомство с новым значением уже известного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом. Оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных, заключена тайна, и её можно разгадать.
Затем можно перейти к загадкам с подсказкой («Подскажи словечко»), которые хорошо использовать для обогащения речи детей новыми словами. Следующий шаг – авторские и народные загадки. Таким образом, даже простое отгадывание загадок, кроме интереса, приносит большую пользу, обогащает словарь и речь в целом, знакомит с разными значениями слов.
Но загадки можно использовать шире, например, как материал для простейших логических упражнений на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда и т. п.) и видовые (подосиновик, роза, чашка) существуют как бы параллельно. Ребёнок не видит между ними связи, так как не может делать простейших обобщений. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и понятия, но и целый ряд приёмов мышления. Например, загадав загадки о луке, моркови, капусте, можно задать вопрос, как их назвать одним словом (овощи). Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок: природа детского мышления требует наглядности. На материале загадок о животных и насекомых можно проводить логическое упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны отдельно их назвать.
На основе загадок проводятся упражнения «Кто лишний и почему?».
Дети отгадывают, например, 2-3 загадки о птицах и 1 о каком-либо животном. А потом задаётся вопрос о лишнем объекте.
Для тренировки в сравнении используются любые загадки. Например, предложив детям отгадать загадку о ёлке, можно спросить их, какие ещё хвойные деревья они знают, и попросить сравнить ель и сосну, или верблюда и слона, бабочку и кузнечика. Такие упражнения развивают речь детей, формируют навыки построения предложений, развивают наблюдательность.
Загадки используются и для составления словосочетаний. Например, отгадав загадки о топоре, пиле, ножницах, молотке, дети отвечают на вопросы, что можно делать этими предметами. Загадки о животных можно использовать для составления словосочетаний «кто как голос подаёт».
И наконец, почти любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со словом – отгадкой.
Дети любят загадки, хорошо их понимают, часто, по аналогии с услышанным, пытаются составлять загадки сами. Всё это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка даёт как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.