Просмотр содержимого документа
«Зачем нужны пальчиковые игры детям»
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Пальчиковые игры — это самый верный способ развить у ребенка речь и моторику. Занятия с пальчиками лучше всего начинать с трехмесячного возраста, т.к они благотворно влияют на здоровье малыша и способствуют раннему развитию речи.
Пальчиковые игры – это инсценировка детских стихов. Они способствуют развитию произвольного внимания, формирования кисти рук и установки речи. Словесная речь у ребенка начинает свое развитие, когда движения рук и пальчиков имеют точные действия. Кисти рук малыша подготавливают основу для связности будущей речи, развитию точных действий пальцев ладони, а также синхронизации рабочих действий полушарий головного мозга.
Разучивая тексты с гимнастикой, ребенок не только станет лучше говорить, но и разовьет внимание и память, а также творческие способности.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
Прежде чем предлагать игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
Для разминки и подготовки к проведению пальчиковых игр предложите ребенку пальчиком правой, а затем левой руки нарисовать круг, линию – вертикальную и горизонтальную. Если игра предполагает движения одной рукой, то постепенно малыш должен научиться выполнять движения пальцев и правой и левой руки. Пусть малыш сжимает и разжимает кулачок.
После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кистей. Покажите ребенку, как «рассказывать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнения самостоятельно. Выучив одну игру, кроха обязательно постарается инсценировать другие стишки и песенки. Если малыш не выполняет упражнение в точности, а фантазирует, не сердитесь, отнеситесь к этому как к творческому подходу. Если у него плохо получается повторить за вами, помогите ему. При возникновении трудностей можно взять руку ребенка и сделать движение вместе с ним. После заучивания движений можно обходиться только словесным описанием.
Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь одной-двумя в день. Лучше повторить игру два-три раза. Старайтесь найти удобное время, когда и вы и ребенок с удовольствием готовы провести несколько минут вместе за интересным и полезным занятием.
Малыши от года до двух лет способны неплохо действовать одной рукой. Поэтому для них подойдёт пальчиковая гимнастика«Медведь». Четверостишье проговариваем и медленно засовываем носовой платочек в кулак, а затем с силой его выдёргиваем обратно:
«Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!»
Трёхлетние дети уже неплохо справляются с упражнениями посложнее. Например, упражнение «Осьминог». Необходимо положить обе кисти на стол, касаясь подушечками восьми пальцев (кроме больших). Пальцы врозь. Движения нужно выполнять двумя руками одновременно:
«Как же трудно осьминогу обувать сапожки,
(шагаем пальцами по столу в ритме стиха, начиная с мизинцев)
Если даже не могу
(постукивание большими пальцами по столу вместе)
Я обуть две ножки
(постукивание большими пальцами по столу поочередно).
Детям четырёх лет становятся доступны более сложные упражнения пальчиковой гимнастики. Они уже способны, например, пригрозить, попрощаться, позвать к себе, воспроизвести аплодисменты и многое другое. Например, игра «Утки».
Только поднялась заря, (поднимаем руки ладошками вверх)
Во дворе: кря, кря, кря! (разворачиваем ладони и соединяем ритмично большой палец с остальными)
Кря - «привет» и кря – «пока», (еще два движения)
Кря – вопрос и кря – ответ, (еще два движения)
Кря да кря – язык такой, (еще два движения)
Уткам, селезням родной. (пожимаем руки, как бы здороваясь)
Обязательно используйте игры на симметричное изображение одновременно двумя руками.
Пальчиковая гимнастика – это могут быть не только стихотворные упражнения, но и просто какие-либо действия руками: разрывание бумаги на кусочки, сбор бусинок, работа с пластилином, выкладывание фигурок из спичек, работа с мозаикой и многое другое.
И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека» и был не далёк от истины. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики не только имеет хорошо развитую речь, но у него не плохо развита логика, внимание, память. Все эти показатели являются основополагающими для будущего первоклассника и способствуют более успешному обучению в школе, исключению тревожного и негативного отношения к учёбе.