kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлена система работы по организации взаимодействия ДОО и семьи.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»










СЕМИНАР «Взаимодействие ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»

















Подготовила Заместитель заведующего МБДОУ д/с № 31 Шмачкова И.А.









  На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

«Закон об образовании в РФ»

Ст. 18 п. 1 «… Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности»

Исходя из этого, можно сделать вывод что, хотим мы или нет, но мы обязаны взаимодействовать с родителями наших воспитанников.

ФГОС

В соответствии с новым Законом «Об образовании» разработан ФГОС ДО.

А что такое ФГОС?

– это совокупность требований предъявляемых к дошкольному образованию, обязательных к выполнению.

Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОО.

В пункте 1.4 Стандарта указано, что «Один из основных принципов дошкольного образования - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений».

А кто кроме детей еще является участником образовательных отношений? Педагоги и родители.

В пункте 1.6 Стандарта говорится, что Стандарт направлен на решение ряда задач, одной из которых является:

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Так же в пункте 1.7. 6 Стандарта отмечено, что он является основой для:

6) оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей…

 Кроме того в Стандарте определены обязанности дошкольной организации:

 •   информировать родителей относительно целей  дошкольного  образования,  о Программе реализуемой в ДОО

 •    обеспечить открытость дошкольного образования; (САЙТ)

С этой целью наряду с традиционными формами, такими как размещение информации в родительских уголках в каждом детском саду создан официальный сайт.

На сайте представлены нормативно правовые документы федерального, регионального, муниципального уровня, а также локальные акты и нормативные документы детского сада, здесь представлена информация о финансово-хозяйственной деятельности, материально-техническом обеспечении, кадровом и программном обеспечении. На сайте имеется раздел «Для родителей», где размещаются различные памятки, консультации воспитателей и специалистов ДОУ для родителей по всем направлениям развития, кроме того систематически не реже 1 раза в неделю в разделе новости мы размещаем объявления для родителей и информацию о наиболее значимых и интересных мероприятиях, организуемых в детском саду.

Официальный сайт, вызывает у нас противоречивые чувства: с одной стороны это дополнительная нагрузка, требующая колоссальной затраты сил, времени, но в то же время размещение информации на сайте является нашей правовой гарантией, подтверждением того, что мы выполняем требования ФГОС по информированию родителей, обеспечиваем открытость, прозрачность деятельности учреждения. Говоря другими словами размещая информацию на сайте, мы создаем условия для того, чтобы каждый родитель имел возможность познакомиться с работой ДОО.

 •    создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
 •    поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
 •    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй.

Еще один современный документ, который уже утвержден, но еще не вступил в силу, это Профессиональный стандарт педагога

В «Профессиональном Стандарте» определены необходимые умения педагога:

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы

и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Сегодня в каждом детском саду разработана и реализуется своя ООП, на основе примерных программ ДО. В каждой программе определены цели и задачи работы с родителями. В каждой программе они по своему сформулированы, но по сути они все похожи. Наш детский сад работает по ООП, разработанной на основе примерной программы Радуга.

Авторы программы «Радуга» видят одной из миссий ДОО

«…Содействие семье:

  • в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка;

  • в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

  • в сохранении и укреплении его физического и психического здоровья;

  • в развитии содержательного партнерства для создания единого образовательного пространства ребенка…»

В нашей программе Целью работы с родителями является создание системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Сплочение родителей и педагогов ДОО и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

  2. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

  3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

  5. Формировать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Изучив теоретические основы по проблеме взаимодействия с семьей, мы определили, какие условия необходимы для повышения эффективности сотрудничества детского сада и семьи:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении педагога с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.

Педагоги детского сада общаются с родителями ежедневно, и именно от них зависит, каким будет отношение семьи к педагогу и к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Должен уметь успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли, даст положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Тщательная подготовка к каждому мероприятию. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой

работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж и педагога и учреждения в целом.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Организация работы по взаимодействию ДОО и семьи

1. Ознакомление родителей с работой ДОО, презентация работы ДОО (родительские собрания, Дни открытых дверей, ознакомление родителей с ДОО через офиц. Сайт)

2. Изучение семей, составление социальной карты группы, здесь мы:

- Анализируем контингент семей и их социальный статус

- Определяем стили воспитания в семье, выявляем уровень педагогических компетенций родителей. На основе полученных сведений составляется социальная карта группы, сада а так же определяются запросы родителей.

На этом этапе мы используем такие формы работы, как:

Собеседование с родителями, анкетирование, посещение семей (при необходимости).

3. Составление плана работы. Выбор форм и методов взаимодействия, в зависимости от контингента родителей, их запросов

4. Реализация плана работы. Практическое применение форм и методов работы с родителями,

5. Аналитическая работа, оценка результатов взаимодействия, выявление уровня удовлетворенности родителей работой педагогов, сада. С этой целью мы проводим анкетирование по выполнению запросов, беседы с родителями.

Хочу отметить, что сегодня анализируя уровень выполнения программы или задач годового плана мы проводим анализ не с точки зрения того, как детский сад работает с детьми, а с той точки зрения, как мы совместно с родителями, взаимодействуя с семьей реализовали программу или решили годовые задачи.

Например: В этом году первой задачей в годовом плане было:

Повысить эффективность работы по формированию у дошкольников основ экологической культуры за счет использования активных форм обучения.

В аналитической справке я указала, что работа по решению 1 годовой задачи проводилась в тесной взаимосвязи с родителями.

Для педагогов ДОУ был организован семинар-практикум: Формирование экологической культуры дошкольников через различные виды деятельности. Использование активных форм и методов обучения при реализации ООП.

В программу семинара были включены сообщения из опыта работы воспитателей по взаимодействию ДОО и семьи в вопросах экологического воспитания.

Полученные в ходе семинара знания, рекомендации воспитатели включили в практику работы. Большинство педагогов активно используют в работе активные формы и методы обучения, такие как: проекты, экологические акции, викторины, опытно-экспериментальную деятельность, выставки детских работ и совместного творчества, участие в конкурсах различного уровня, и т.д.

Родители активно принимали участие в образовательном процессе: участвовали в образовательных проектах: «Покормите птиц зимой», «Удивительный мир рыб», «Птицы нашего края», «Животные севера», «Природа родного края»…

При непосредственном участии родителей организовали и провели экологические акции: «Чистюля», экологический субботник в рамках всероссийской акции «День посадки леса», «Огород на окне», «Помоги птицам зимой» к Международному Дню птиц, в мае запланировано участие в акции «Зеленая весна».

Родители приняли активное участие в работе на УОУ: уборка урожая, подготовка почвы, посадка деревьев, кустарников, выращивание рассады.

Родители организовали совместные экскурсии в загородный парк, где дети имели возможность посмотреть животных , покормить их.

Для родителей был проведен мастер-класс по изготовлению лепбуков. А затем была проведена выставка лепбуков экологического содержания, изготовленных родителями совместно с детьми.

Многие родители приняли активное участие в выставках работ совместного творчества: «Осень в гости к нам пришла», «Берегите природу», «Цветочные фантазии», «Удивительный мир рыб».

В результате активного сотрудничества с семьей, повысился уровень компетентности родителей в данной проблеме, их персональная ответственность, что в свою очередь позволило повысить эффективность работы по формированию экологических представлений у детей.

Целенаправленная, систематическая работа, подбор эффективных методов и форм, с учетом контингента семей, а так же интересных и приемлемых для педагогов, дает возможность достижения определенных результатов:

Ожидаемые результаты:

  • Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и партнёрских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников.

  • Развитие творческого взаимодействия педагогов, родителей и детей.

  • Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

  • Укрепление детско – родительских отношений.

  • Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону

  • Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ.

  • Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду.

  • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

  1. Коллективные

( род.собрания, консультации, беседы, практикумы, круглые столы, деловые игры .

  1. Индивидуальные.

(собеседования, индивидуальные беседы и консультации, домашние задания, интернет переписка)

3. Наглядно – информационные.

(информац. стенды, папки-ширмы, выставки, фотостенды, газеты, доска объявлений)

Наряду с традиционными формами работ, такими как :

  • родительские собрания

  • консультации

  • оформление информационных стендов

Используем Инновационные формы и методы работы с семьей:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- оформление выставок детско-родительских работ

- тесты, опросы на любые темы;

- семейные встречи;

- совместные проекты;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интервью с родителями на определенные темы;

- День открытых дверей

 - вечер вопросов и ответов;

- размещение информации на сайте детского сада

- закрытые группы в соцсетях для родителей групп.

-семейный театр

Заключение

Достичь высокого качества работы, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОО и семьи. Успех в этом нелегком процессе - процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры Родителей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Взаимодействие ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Шмачкова Ирина Александровна

Дата: 06.10.2017

Номер свидетельства: 431110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_raboty_s_roditieliami_v_usloviiakh_riealizatsii_fgos_do_iz_opyta_ra"
    ["file_id"] => string(6) "419821"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496237957"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Формы сотрудничества ДОУ с родителями детей логопедических групп в условиях реализации ФГОС."
    ["seo_title"] => string(107) "formy-sotrudnichiestva-dou-s-roditieliami-dietiei-loghopiedichieskikh-ghrupp-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249616"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446922764"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Из опыта: "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС""
    ["seo_title"] => string(53) "izopytarabotasroditieliamivusloviiakhriealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "259909"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448864775"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "«Формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ» /Консультация для воспитателей/"
    ["seo_title"] => string(80) "formy_raboty_s_roditeliami_v_usloviiakh_realizatsii_fgos_dou_konsultatsiia_dlia_"
    ["file_id"] => string(6) "642298"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702547342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства