Взаимодействие родителей и старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста в процессе сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением
Взаимодействие родителей и старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста в процессе сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением
В статье раскрываются вопросы установления доброжелательных отношений между детским садом и семьей, описываются наиболее эффективные формы взаимодействия родителей и старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста в процессе сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие родителей и старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста в процессе сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением»
Взаимодействие родителей и старшего поколения семьи
с детьми дошкольного возраста в процессе сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением
Абыкенова Жанара,
студентка 3 курса специальности «Дошкольное обучение и воспитание»,
Павлодарский государственный педагогический институт
Аннотация: в статье раскрываются вопросы установления доброжелательных отношений между детским садом и семьей, описываются наиболее эффективные формы взаимодействия родителей и старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста в процессе сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением
Ключевые слова: дошкольник, семья, представители старшего поколения, родители, взаимодействие, отношения
Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду. Старшее поколение всегда отличалось способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, что не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости [1].
По свидетельству педагогов, психологов, социологов, отсутствие общения со старшим поколением семьи (бабушками и дедушками) эмоционально обедняет растущую личность. Этот процесс приобретает особую актуальность в современных условиях, когда в семье происходят значительные изменения. Исследователи Ю.О. Галущинская, Н.И.Демидова, О.В. Огороднова утверждают, что для современной семьи характерны исчезновение семейных традиций, разрушение преемственности и эмоционально-родственных связей между поколениями. Всего 22 % детей дошкольного возраста проживает вместе со своими бабушками и дедушками. Для молодой семьи и старшего поколения сейчас приоритетной является модель, когда молодая семья живет отдельно, но приходит к родителям в гости и пользуется услугами родителей. Сейчас перестала существовать «школа «Домостроя»: совместное сосуществование поколений, где происходил процесс личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда – приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, молодые родители там учились взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви, наследуют традиции обряды и ритуалы семьи» [2, с. 53]. Кроме того, подобное разделение семьи снижает ее воспитательные возможности.
Следовательно, роль старшего поколения в воспитании дошкольника, бесспорно, важна и довольна значительна. Подтверждение этому мы находим и в трудах известных зарубежных и отечественных ученых: Ш.А. Амонашвили, Е.П. Арнаутова, Л.И. Божович, P.C. Буре, JI.C. Выготский, Ю.О. Галущинская, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, A.B. Запорожец, М.Б. Зацепина, О.Л. Зверева, С. Кенжеахметулы, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, М.И. Лисина, A.A. Люблинская, Т.А. Маркова, B.C. Мухина, Л.Ф. Островская, Ш.К. Сабаева, С.Г. Якобсон и др.
Помимо этого, ученые (Ю.О. Галущинская, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, О.Л. Зверева, А.А. Курманова, С.А. Козлова, К. Сабаева и др.) рассматривают проблему помощи родителям и старшему поколению с точки зрения сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.
В педагогической литературе по проблеме взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяются три вида связей между семьей и детским садом, что способствует повышению эффективности воспитания детей [3].
К первому виду относятся связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей и старшего поколения. Связи такого рода называются компенсаторными. На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и детского сада, как родительские собрания, консультации, лектории и т.д. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад – семье».
Связи второго вида характеризует включение родителей и старшего поколения семьи в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Они направлены на его совершенствование и тоже носят компенсаторный характер. Практическое проявление таких связей выражается в оказании помощи детскому саду со стороны родителей и старшего поколения – налаживание работы кружков, коллективные мероприятия: развлечения, экскурсии, походы и т.п. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Семья – детскому саду».
Третий вид связей – координационные. Они возникают, когда родители, бабушки и дедушки, педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей [3].
Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между старшим поколением, родителями и детским садом в последнее десятилетие рассматриваются отечественными и зарубежными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников, посещающих дошкольные учреждения. Примером может служить программа «Head Start», рассматривающая работу с бабушками и дедушками, родителями в дошкольном учреждении как многосторонний процесс, предполагающий непосредственное участие семьи в принятии решении при планировании программы воспитания и обучения дошкольников и ее осуществлении, участие семьи, и в частности старшего поколения, в групповых и других мероприятиях в детском саду.
Таким образом, как показывает анализ современных научных трудов, установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построений взаимодействия и создании особой формы общения между семьей и воспитателями детского сада, включающего в себя несколько уровней:
- 1-ый уровень – семья посещает различные мероприятия, вступает в диалог с воспитателями;
- 2-ой уровень – семья знакомится с особенностями воспитания и образования в других семьях группы, которую посещает их ребенок, и детского сада, участвуют в работе родительского актива, поддерживают творческие начинания детей, опираясь на их личностные особенности;
- 3-ий уровень – семья принимает участие в организации работы «круглых столов», активно включаются в участие в детском проекте, принимают помощь воспитателей, методистов, психолога, в изучении личности своего ребенка, в выявлении его задатков [4].
Готовясь к сотрудничеству с семьей необходимо четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным цели и задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию и индивидуальности самих воспитателей, которые будут оказывать помощь в проведении работы с родителями.
Поэтому на данном этапе планируется содержание и формы работы с семьей в дошкольном учреждении, исходя из экспресс-опроса родителей, бабушек и дедушек, с целью изучения их потребностей. На этом этапе важно заинтересовать семью той работой, которую предполагается с ними проводить. Достигается это, во-первых, тем, что вводятся личностные аспекты во взаимодействие с ними. Во-вторых, основой этого сотрудничества является улучшение взаимоотношений и между родителями, бабушками, дедушками и ребенком путем формирования у первых положительного образа ребенка, оказывающего влияние на их педагогическую позицию. В-третьих, говоря родителям, бабушкам, дедушкам о положительных личностных качествах в их ребенке, воспитатели опосредованно убеждают их в том, что они тоже любят ребенка и заинтересованы в его хорошем воспитании, что вызывает у родителей и старшего поколения ответное чувство симпатии, уважения и готовность к сотрудничеству [5].
Изучив психолого-педагогическую литературу по интересующей нас теме исследования, мы совместно с воспитателями ГККП «Ясли-сад № 96» в течение 2013-2014 года провели эксперимент. В качестве экспериментальной базы для проведения опытно-экспериментальной работы были выбраны две подготовительные группы: подготовительная группа «А» - экспериментальная, подготовительная группа «Б» – контрольная.
Сначала, чтобы получить более достоверные данные, с помощью опроса и наблюдения мы произвели оценку взаимодействия родителей, представителей старшего поколения и ребенка.
С первого дня знакомства с родителями, бабушками, дедушками экспериментальной группы воспитатели им напоминали: «Чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей, бабушек, дедушек с воспитателями». Знакомство с жизнью каждой семьи начиналось с заполнения анкеты всеми членами семьи, в которой содержались вопросы о ребенке, взаимоотношениях в семье и семейных традициях.
Проанализировав ответы родителей, мы увидели, что большинство родителей, имеют довольно скудное представление о своей родословной, о своих предках, традициях. Большая часть родителей практически не интересуется данной темой. Это происходит по разным причинам: в силу занятости, неполного состава семьи, или просто отсутствия интереса и понимания важности этого вопроса. Но очень много нового и полезного из анкет мы узнали о ребенке: его увлечениях, поведении, обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями и представителями старшего поколения, о том, кто в семье занимается воспитанием.
В то же время, отметим, что общение детей и старшего поколения в семье дошкольников экспериментальной группы является затруднительным, и только 2% детей могут общаться с бабушками и дедушками, тогда как в контрольной группе данный показатель был равен 10%. Свободное время с бабушками и дедушками проводят 12% детей экспериментальной группы, 15% детей контрольной группы.
Проведя тест «Какой вы родитель?», мы узнали, что как в экспериментальной группе «, так и в контрольной отсутствует взаимопонимание родителей и детей, отношения в семье, чаще построены на стихийном воспитании. Данные показатели были достаточно высоки: в экспериментальной группе – 48%, в контрольной группе – 52%.
На данном этапе проведения эксперимента состоялось заседание «Семейного досуга», на котором обсуждались рисунки детей на тему «Вечер в моей семье». Результаты таковы: 96% всех рисунков похожи: мама с бабушкой на кухне, папа и дедушка смотрят телевизор, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками. На многих рисунках дети не изображали представителей старшего поколения.
Рисунки детей заставили родителей, бабушек и дедушек посмотреть на своего ребенка другим взглядом. Ответ был один: мало общаемся с детьми.
Полученные данные свидетельствовали о необходимости изменения сложившейся ситуации.
Для этого была разработана программа «7-Я».
Цели программы: ориентировать родителей на понимание ценности воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений детей со старшим поколением семьи, позитивно изменить отношение детей к старшему поколению семьи, пробудив у них интерес к бабушкам и дедушкам, их знаниям и жизненному опыту, способствовать вовлечению бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в различные мероприятия детского сада.
Совместно с родителями, бабушками и дедушками дошкольников, воспитателями, мы создали клуб «Счастливая семья». Его работу строили под девизом «Моя семья – моя радость».
Первое заседание клуба было посвящено знакомству с семьями дошкольников. Каждая семья выпустила стенгазету под заголовком «Вот мы какие!», где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе были описаны семейные увлечения. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняла участие каждая семья. Показали свои умения и дети, и родители, и бабушки, дедушки.
Второе заседание клуба было посвящено марафону «Моя большая дружная семья». В стихах, песнях, игровой форме дети выразили свое отношение к бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам. Дети, высказали свое мнение, как они понимают, что такое «мир семьи». В итоге получилось, что «мир семьи» – это родной дом, уют, тепло; взаимопонимание, любовь, уважение; праздники, традиции.
Взрослые постарались объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить три важных правила: уважай старших и люби их, заботься о младших; помни, что ты помощник в семье.
На вопросы, какие качества надо воспитывать в себе, с каким настроением надо выполнять домашние обязанности, как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы, отвечали не только дети, но и взрослые. В конце марафона каждая семья получила в подарок альбом-пособие «Моя родословная» (автор-составитель воспитатель М.А. Кушенова).
Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет», поэтому у нас началась практическая работа по сбору материалов о родословной семьи.
С помощью альбома-пособия, в котором содержались задания для детей и родителей, все участники клуба приступили к выполнению первого задания. Дети знакомились с происхождением имен и фамилий, в словарях и справочниках вместе со взрослыми искали материалы. Подобные заседания клуба стали проводиться 1 раз в 2 месяца.
Кроме организованных заседаний клуба, следуя программе «7 – Я», мы организовали и провели занятия с дошкольниками и их бабушками и дедушками. «Мастеришка» – занятия направленные на активизацию мыслительной и трудовой деятельности, на развитие мелкой моторики рук, любознательности и творческого потенциала, и совместное сотрудничество ребенка, старшего поколения и родителей.
Каждый месяц у нас проводились «Творческие гостиные». Их тематика представлена в таблице 1.
Таблица 1. – Тематика «Творческой гостиной» в экспериментальной группе за 2013-2014 год
Месяц
Тема
сентябрь
1. Осенний семейный праздник
2. Выставка семейных поделок «Огородные чудеса»
октябрь
1. Почитайте мне сказку
2. Информационная брошюра от семей «Советуем почитать детям»
ноябрь
1. Посмотрите все друзья, мы – спортивная семья.
2. Выставка семейных газет «Папа, мама, бабушка, дедушка и я – спортивная семья»
декабрь
1. Новый год стучится в дверь
2. Мастер-класс семьи «Как украсить комнату к Новогодним праздникам»
3. Мастер-класс семьи «Подарок своими руками»
январь
1. Очумелые ручки
2. Информационный стенд семей «Как организовать досуг ребенка»
февраль
1. Именины.
2. Фоторепортаж семей «В нашем доме – Именины»
март
1. Мы за чаем не скучаем
2. Мастер-класс семьи «Как красиво сервировать стол»
апрель
1. Игротека
2. Родительский круглый стол «Семейные игры» (обмен мнениями между родителями, советы друг другу, игры)
май
1. Ты цвети наш милый город
2. Мастер-класс семьи «Как правильно вырастить рассаду»
3. Фоторепортаж семьи «Цветочные фантазии»
Проведенная работа оказала положительное влияние на развитие семейных традиций, в которых участвуют дошкольники. Реализуемые нами формы взаимодействия детского сада и семьи в рамках программы «7Я» – семейный клуб, творческие гостиные, «Мастеришка» – оказалась наиболее эффективными для формирования у дошкольников навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. Клуб позволил создать благоприятные условия на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия между детьми, старшим поколением, родителями и педагогами, что способствовало активизации интереса семей воспитанников к возрождению семейных обычаев и традиций, развитию социально-нравственных качеств у дошкольников (доброта, взаимопомощь, сострадание, сопереживание, уважение, любовь к ближнему), объединению коллектива родителей в решении воспитательно-образовательных задач. По мнению родителей, возрождение семейных традиций благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.
В экспериментальной группе в течение года сформировались и свои традиции:
- раз в месяц мы все вместе собираемся за круглым столом и за чашкой чая обсуждаем интересные для нас темы;
- родители, представители старшего поколения по очереди, находят высказывания известных людей, фразы народной мудрости о нравственном воспитании детей и знакомят с ними друг друга на информационном стенде;
- в день своего рождения именинник целый день в центре внимания: для него мы водим хоровод, говорим добрые пожелания, дарим подарки, сделанные своими руками;
- каждый понедельник ребята рассказывают об интересных событиях, произошедших с ними в выходные: прочитанная книга, увиденный мультфильм и т.д.;
- ещё одна замечательная традиция родилась весной: под девизом «Детскому саду – новый зеленый наряд!» родители, бабушки, дедушки и дети приносят рассаду цветов, саженцы кустов и деревьев. Все вместе мы украшаем территорию детского сада.
Таким образом, традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Данные полученные в ходе эксперимента свидетельствуют о положительной динамике изменения процессов как внутри семьи, так и улучшения взаимодействия детей и родителей, бабушек, дедушек вне семейного круга.
Литература
Курманова А.А. Особенности социализации детей старшего дошкольного дошкольного возраста. – Алматы, 2012. – 100 с.
Галущинская Ю.О. Воспитание ценностного отношения к старшему поколению у дошкольников. – Шадринск: ШГПИ, 2013. – 97 с.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 1999. – 288 с.
Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как? / Науч. ред. В.М. Иванова. – М.: АПО, 2003. – 265 с.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(281) "Взаимодействие родителей и старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста в процессе сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением"
["seo_title"] => string(175) "vzaimodieistviie-roditieliei-i-starshiegho-pokolieniia-siem-i-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-sotrudnichiestva-s-doshkol-nym-obrazovatiel-nym-uchriezhdieniiem-1"
["file_id"] => string(6) "321996"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1461488941"
}
}