Взаимодействия семьи и ДОУ, способствующие успешной социализации детей с ОВЗ
Взаимодействия семьи и ДОУ, способствующие успешной социализации детей с ОВЗ
Взаимодействие семьи и ДОУ, способствующие успешной социализации детей с ОВЗ. Вся работа ДОУ строится таким образом, чтобы малыш воспринимал и принимал себя таким, какой он есть, не чувствовал себя ни ущемленным, ни больным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействия семьи и ДОУ, способствующие успешной социализации детей с ОВЗ»
Во все времена рождение ребенка признавалось счастьем. Спросите об этом у любых родителей – они это подтвердят!?? Как подтвердят и те родители, дети которых родились с ограниченными возможностями здоровья. Однако родители таких детей проходят с рождения очень сложный путь.
Мы условно разделили бы его на несколько этапов:
Первый этап - «За что?» - неприятие факта рождения больного ребенка;
Второй этап - « Кто виноват?» - поиск причин, виновников в случившемся;
Третий «Помогите!» - разрывающее душу стремление ВЫЛЕЧИТЬ!;
Четвертый «Надо!» - смиренное признание необходимости специального воспитания и образования;
Последний этап «Ты не такой! Но ты ведь МОЙ!» - тихое принятие ребенка таким, какой он есть.
Вот этот этап важен не только для самих родителей, но и для педагогов, специалистов, работающих с этими детьми. Потому что, именно на этом этапе проходит осознание и родителями и педагогами необходимости друг в друге, важности дела, которым они вместе занимаются! Именно на этом этапе важно подать друг другу руки, почувствовать сердцем и открыть дверцу в этот огромный и большой мир!
Наш детский сад посещают дети с детским церебральным параличом (ДЦП) и нарушением осанки. Дети, которые приходят к нам, помимо двигательных нарушений, имеют различные нарушения зрения, слуха, речи, умственного и психического развития, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Так как мы образовательное учреждение, помощь таким деткам осуществляем по следующим направлениям:
- профилактическую
- коррекционно-развивающую
- оздоровительную
- просветительскую работу.
В целом же, вся работа в ДОУ строится таким образом, чтобы малыш воспринимал и принимал себя таким, какой он есть, не чувствовал себя ни ущемлёнными, ни больным. Это место, где ребенок может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Для формирования полноценного члена общества, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное - постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
От взаимоотношений ребенка с родителями зависит то, насколько адекватным будет его взаимодействие с окружающей средой, а также дальнейшая успешная социализация в обществе.
К сожалению, не всегда получается так, что родители в состоянии дать своему малышу ту любовь и поддержку, в которой он нуждается и не потому, что он нелюбим ими, а потому, что они не умеют общаться с ним, и часто сами нуждаются в помощи специалистов: социальных работников, психологов, педагогов, логопедов, дефектологов, медиков, задача которых - помочь родителям научиться обращаться со своим ребенком, принять его таким, какой он есть, а иногда даже и помочь им научиться любить его.
У нас накоплен значительный опыт организации сотрудничества (взаимодействия) с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.
родительские собрания
консультации
индивид. беседы
оформление стендов
открытые занятия
Анкетирование родителей
праздники
развлечения
досуги
совместные мероприятия
обучающие курсы для родителей
клуб мам особых детей
ящик доверии и отзывов
Поэтому особое внимание мы уделяем вопросу взаимодействию семьи и ДОУ.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка и как следствие успешная социализация в обществе.
Но как бы ни старались педагоги и специалисты ДОУ, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Только активная двусторонняя связь может компенсировать “неполноценность” их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям.
Коллектив ДОУ №32 считает, одним из важных результатов взаимодействия педагогов и родителей - сама личность ребенка, адаптированного к внешней среде и дальнейшему обучению в школе.
На базе ДОУ с 2009 года действует клуб «МАМ особых детей», который позволил объединить всех участников в педагогическую триаду ребенок – специалист – родитель. В клубе нет постоянного состава (обычно от 5 до 12 человек), длительность встречи не превышает одного часа. Это дает возможность открыто обсуждать наболевшие проблемы и выслушать каждого о своем ребенке, не стесняясь других родителей. Стоит помнить, что только те родители, которые готовы к сотрудничеству, придут на встречу, остальных «силой» привлекать не стоит.
В самом начале работы клуба пришли родители, которых больше интересовала успешная реабилитация и лечение их детей, родители делились своим опытом об операциях в разных городах. Но, получая поддержку от педагогов ДОУ, цели клуба и родителей изменялись.
В этом большую роль сыграла одна из членов клуба Галиева Альфия Рауфовна - человек с непростой судьбой. Она одна воспитывала 2 детей с диагнозом ДЦП. Младший сын Артур посещал детский сад, а старший находился дома с тяжелой формой ДЦП. Несмотря на это, она была очень активным членом, и многие ее идеи были воплощены в виде «обратной связи»: «Книга отзывов»; «Сундучок для предложений»; «Блокнотик успехов». Когда трагически оборвалась жизнь старшего сына, клуб и ДОУ поддержали ее в трудную минуту, а младший сейчас успешно учиться в 30 школе.
Еще одной из традиции по инициативе членов клуба стало приглашение выпускников на утренники и мероприятия в детский сад. Специалисты, воспитатели имеют возможность видеть своих ребят и радоваться их успехам и достижениям. В клубе не забывают и о таких активных членах семьи, как бабушки и дедушки, которые берут на себя помощь в воспитании внуков. Они являются носителями семейных традиций, формирующих у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, вносят чувство гордости за свою семью.
Интересно проходят организованные в клубе мероприятия «День семьи»; «Бабушкины пироги»; «Тепло и уютно как дома»… Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии способствует социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми физическими отклонениями присутствовать на праздниках необходимо. Им поручаются роли без слов, или с небольшим количеством слов, или с восклицаниями, которые за них может (если в этом есть необходимость) произнести родитель. Все дети радуются, выражают восторг и благодарность.
Получила спонтанное развитие и «Музыкальная гостиная», так называемые «Праздники без подготовки». Дети поют песни вместе с родителями, танцуют, читают стихи, участвуют в конкурсах, совместно исполняют несложные музыкальные произведения.
С родительскими комплексами в клубе борются разными способами. Один из них — совместные игровые тренинги с использованием коммуникативных технологий. К примеру, дети и родители садятся за круглый стол и говорят друг другу комплименты. «Я люблю мою доченьку Алину за то, что она…» А в ответ и мама слышит, какая она добрая, ласковая, хорошая… Такие занятия помогают родным людям стать ближе друг к другу, учат родителей не просто слушать своих детей, но и слышать их.
Много внимания в клубе уделяют и отработке умения взаимодействия ребенка с социумом в целях социальной адаптации в бытовых условиях (магазин, кафе, транспорт и др.). Такие встречи привносят огромный заряд внимания, позитива, ощущения, что ты не одинок, что чудо обязательно свершится и даже самый тяжелый диагноз пусть не окончательно, но отступит.
Коллектив ДОУ №32 считает, одним из важных результатов взаимодействия педагогов и родителей - сама личность ребенка, адаптированного к внешней среде и дальнейшему обучению в школе.
В ДОУ созданы все необходимые условия для развития детей с особыми образовательными потребностями.
Программа «Доступная среда» вступила в реализацию в 2016 году, обеспечив тем самым беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в групповые помещения и бассейн, установлен пандус, гидравлический подъемник в чаше бассейна, механический подъемник для передвижения маломобильных детей по лестницам.
Следующий шаг коллектива - это открытие в ДОУ в 2017 году федеральной экспериментальной площадки по теме « Взаимодействие ДОО и семьи как условие социализации детей с ОВЗ».
С сентября 2018 года в ДОУ №32 состоится открытие « Центра психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата, не посещающих ДОУ», где 2 раза в неделю будут проводиться коррекционные и развивающие занятия на основе индивидуальных особенностей развития ребенка специалистами ДОУ.
В июле 2018г были выделены деньги (520 т. р.) из бюджета РБ и ГО г. Стерлитамак на приобретение 2 интерактивных столов: это мобильный многофункциональный комплекс который можно эффективно задействовать и успешно применять для детей с ОВЗ в образовательной сфере.