Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ по формированию основ здорового образа жизни детей»
Взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ по формированию основ здорового образа жизни детей.
Чеканова А.В.,
воспитатель,
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение № 61 г. Апатиты
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Конец формы
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в своей работе в ДОУ используем различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические - укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
физкультурно-оздоровительные - созидание здоровья через различные формы двигательной активности (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.);
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (поддержка эмоционального благополучия ребенка-дошкольника. обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
здоровьесберегающие образовательные технологии (формирование у дошкольников валеологических знаний и навыков).
валеологическое просвещение родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
В начале учебного года провели анкетирование родителей «Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни» с целью выяснить отношение родителей к воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни.
По анализу анкетирования было выявлено, что 83% родителей частично знакомы с ЗОЖ, 17% стараются придерживаться ЗОЖ в семье. Все родители знают, что ребёнку нужен режим дня, но соблюдают его только 12% опрошенных. Для прогулки в режиме дня ребёнка отводится от 1 часа до 15 минут или могут совсем не гулять. Ведущей деятельностью ребёнка дома является: 35% - компьютерные игры, 43% - просмотр телепередач, 12% - чтение книг, 7% - конструирование, 3% - настольные игры. 5% родителей назвали 4 подвижные игры, в которые они играют с детьми, 27% - 3 игры , 58% - 2 игры, остальные играют в игры, предложенные ребёнком.
В результате у родителей недостаточны знания по формированию ценностей здорового образа жизни детей, занижен интерес к игровой деятельности и двигательной активности ребёнка. Ценностные ориентации родителей относительно значимости здоровья, игры не актуальны и, вследствие этого, не реализованы в повседневной жизни. Таким образом, наметились пути работы с родителями:
- проводить работу по повышению педагогической грамотности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни;
- пропагандировать активные виды отдыха с детьми.
Для выполнения поставленных задач используем разнообразные формы работы:
педагогические беседы с родителями «Одежда и здоровье детей», «Спортивные игры и упражнения зимой», «Условия полноценного дневного сна», «Предупреждение утомления детей»;
групповые родительские собрания «Здоровье ребёнка в наших руках», «О здоровье всерьёз», где родители обмениваются опытом семейного воспитания;
участие родителей совместно с ребенком в проектах «Спортландия», «Главный путь к здоровью - это спорт», «Если хочешь быть здоров», «Выходной день дома». Эти совместные работы родителей и детей отражают их семейный, спортивный досуг;
консультации «Здоровый образ жизни семьи», «О правильном питании и пользе витаминов»; «Как вырастить здорового ребёнка»; «Спортивный уголок дома»; «Игры на свежем воздухе»;
буклеты «Летний отдых с детьми», «Зимний отдых с детьми»;
памятки «Формирование здорового образа жизни у детей», «Семь советов родителям»;
создание мини - библиотеки, где родители знакомятся с литературой на тему: «Какой вид спорта выбрать для ребенка», «Уголок здоровья дома». Подборка книг ежемесячно обновляется;
выставки совместных творческих работ, фотогазеты «Спортивная семья», «Наши будущие спортсмены»;
участие родителей в подготовке и проведении спортивных праздников, физкультурных досугов, походов;
участие в городских соревнованиях по лыжным гонкам в рамках открытой Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России» «Марафон дошколят»;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
анкетирование.
Наглядные стенды в приемной знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.), в группе для родителей в социальной сети VK.
Провели опрос среди родителей «Какие кружки, секции посещает ваш ребенок?». На сегодняшний момент из 25 детей занимаются танцами 5 детей, в спортивных секциях – плавание, гимнастика, общая физическая подготовка, йога, футбол – 10 детей.
Для повышения интереса родителей к занятиям спортом детьми в приемной выставляем грамоты, медали, кубки награжденных детей, а сами победители рассказывают другим детям о своих успехах.
На территории нашего дошкольного учреждения имеется спортивная площадка со спортивным оборудованием, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность на прогулке не только во время пребывания детей в ДОУ, но и после вместе с родителями.
Проводимая работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении, повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.