Просмотр содержимого документа
«Воспитание гуманистической направленности поведения у детей дошкольного возраста»
Воспитание гуманистической направленности поведения у детей среднего дошкольного возраста
Гуманистическая направленность поведения - это общественная характеристика поведения ребёнка в окружении сверстников, отражающая его умение ориентироваться в ситуации, осознавать суть происходящего. Она проявляется к доброжелательности, которая в зависимости от ситуации принимает разные формы: оказание помощи, поддержка сверстников, проявление сочувствия, выражение радости от успеха сверстника, стремление порадовать его, сделать приятное. Решение этих задач возможно при условии предельного внимания педагога к ситуациям повседневной жизни.
Для формирования представлений воспитатель использует рассматривание картинок отражающих ситуации из жизни детей; чтение художественных произведений, где описывается какая-либо ситуация, содержащая в себе моральный смысл; игры-упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, разыгрывание сценок. На пятом году жизни у детей довольно активно накапливается опыт взаимодействия со сверстниками. Случается, что кто-либо из детей оказывается обиженным группой ребят. Чтобы обратить внимание детей на подобные ситуации, используются картинки, где изображены случаи жизни группы, и показать каким образом следует поступить, чтобы помочь обиженному. Задача воспитателя - обнаружить перед детьми наличие невнимания детей к состоянию сверстника. Дети, затрудняющиеся в осмыслении этого факта, не могут обнаружить связь между состоянием ребёнка и поведением группы детей. Педагог может встретиться и с проявлением детей к эмоциональному состоянию сверстника. Детям предлагается задуматься над поведением, оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия. Немалые трудности представляет для воспитателя формирование у детей умений доставит радость другому, радоваться успеху сверстника, его достижениям. Большое значение для формирования представлений о поступках, которые отражают внимание к окружающим, имеет чтение художественной литературы (Л.Пеньевский "Как Миша варежку потерял", А. Барто "Вовка добрая душа", О.Иоселиани "В тенистой зелёной деревне", Н.Носов "На горке").
Уместно здесь же обратить внимание на добрые поступки детей в группе. Дети начинают вспоминать поступки, на которые они ранее и не обращали внимания. Такие беседы помогают конкретизировать представления о добром отношении к окружающим, обращают внимание на доброжелательность сверстников, побуждают следовать им в повседневной жизни. Целесообразно использовать и приём сопоставления, читая детям рассказы, в которых описываются "недобрые" поступки.
Воспитателю следует обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих: огорчение, обиду, радость. Большую помощь окажут невербальные формы общения: улыбка, поощрение кивком головы, проявление радости, демонстрация своего удовлетворения суждениями детей, их советами герою. Положительные оценки заслуживают высказывания детей, в которых отражается чувствительность к отрицательному состоянию окружающих, сочувствие и умение найти способ оказания помощи.
В совместной деятельности между детьми может возникнуть спор, ссора, тогда перед воспитателем встаёт ещё одна задача: научить детей выходить из спорных ситуаций, проявляя терпимость к причинённым обидам, неудобствам, убеждать детей в том, что сверстник нечаянно совершил оплошность и его надо понять и простить. Разъяснения воспитателя служат формированию у детей умения удержаться от упрёков, быть снисходительными.
Таким образом, на протяжении года у детей постепенно нарастает чувствительность к состоянию сверстников и умение самостоятельно проявлять гуманное отношение к ним. Каждый из детей ощущает доброжелательное отношение сверстников к его переживаниям.
В группе устанавливается положительная эмоциональная обстановка, что оказывает благоприятное влияние на весь процесс нравственного воспитания детей.