«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»»
Обобщение инновационного опыта: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» Подготовила воспитатель Куликова Ольга Борисовна
Актуальность исследования. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Дошкольные учреждения выполняют задачу большой значимости – подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу – формирование нового человека.
Подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.
Объект исследования – является процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования– формы и методы организации труда в дошкольном учреждении.
Цель исследования – выявить критерии и уровни сформированности трудовых умений и навыков старших дошкольников. В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования:
Проанализировать научные теоретические положения по трудовой деятельности.
2. Обработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.
Основная гипотеза: предполагается, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общение.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы исследования:
теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;
изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, тестирование, анкетирование, беседу;
теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.
Исходными теоретическими положениями исследования выступают теории трудового воспитания (П. Р. Атутов, А. Н. Бондаренко, Р. С. Буре, Я. Л. Коломинский, М. В. Крулехт, Л. В. Куцакова, В. И. Логинова, А. С. Макаренко, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева и др.); основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. П. Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г. Н. Волков, А. А. Григорьева, Д. А. Данилов, Н. Д. Неустроев, И. С. Портнягин, А. Д. Семенова, К. С. Чиряев, З. Б. Цаллагова и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что: раскрыты сущность и содержание трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, построенные на принципах народности, природосообразности, культуросообразности, естественности, целостности, направленности, связи труда с жизнью, наглядности, ретроспективности.
База проведения исследования: МБДОУ Детский сад № 2 с. Теньгушево, Теньгушевского района, Республики Мордовия.
Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Пестолоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д. Шатова и др.).
Основы трудолюбия, закладываются в семье. Трудовым воспитанием занимаются родители, бабушка и дедушка, немаловажным может быть и вклад старших братьев и сестер. Одним из важных условий трудового воспитания в современной семье является систематическая трудовая деятельность ребёнка дома. Она будет способствовать развитию в нём самом, такие личностные качества, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьют в нём трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, и как следствие, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.
В детском саду ответственными за воспитание детей, в том числе трудовое, являются педагоги каждой возрастной группы. «Детский сад – это первое звено системы образования, учреждение общественного дошкольного воспитания детей, которому принадлежит организующая направляющая роль».
В посильной трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения, у них формируются волевые качества, умения планировать свою работу и предвидеть, оценить ее результат. Последнее имеет большое значение при подготовке детей к обучению в школе. Вместе с тем анализ опыта трудового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о том, что труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни дошкольников в детском саду. В старшей группе дошкольного возраста уровень сформированности трудолюбия недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. Для достижения положительных результатов необходимо обучать детей навыкам труда, проводить с детьми специальные занятия.
Главная задача трудового воспитания дошкольников — формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 5-6 лет. Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.
Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.
В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнять дети 5-6 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.
Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».
Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.
Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто сложили игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», — говорит воспитатель.
Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности
Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.
Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.
При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.
Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.
Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы — умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.
К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно.
Таким образом, можно выделить задачи трудового воспитания, направленные на формирование положительного отношения к труду взрослых; задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование; задачи, направленные на воспитание у детей некоторых личностных качеств; задачи воспитания навыков организации своей и общей работы; задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда. Все задачи осуществляются взаимосвязано. Главная задача трудового воспитания дошкольников — формирование правильного отношения к труду.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.
На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.
Трудовая деятельность детей становится все более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. Поэтому актуальность проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества.
Основными принципами воспитания у детей позитивного отношения труду являются:
- поддержка инициативы в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип развивающего образования (системности и последовательности).
В п. 3.1. ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста.
ФГОС ДО предполагает следующие виды труда: самообслуживание; хозяйственный труд; труд природный; ручной труд. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков. Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств, например, самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место, но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях. Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.
Организация труда – дело хлопотное для воспитателя. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Считаю, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, мастерски, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом.
Не побоюсь утверждать, что труд детей дошкольного возраста является одним из важнейших средств воспитания. Процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Чтобы ребёнок был счастливым человеком – научить его различным видам деятельности, сделать его трудолюбивым. Вместе с родителями можно полностью реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Диагностика уровня сформированности трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
С целью достижения цели и задач исследования и подтверждения его гипотезы мною была проведена опытная работа на базе МБДОУ Детский сад № 2 с. Теньгушево, Теньгушевского района, Республики Мордовия. Участвовало в педагогическом опыте 8 детей в возрасте 5-6 лет.
Цель педагогического опыта – изучить особенности трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста в детском саду, влияние трудового воспитания на моральное, физическое, интеллектуальное развитие и формирование личности.
Использовала следующие методы исследования:
беседа с детьми;
наблюдение за детьми;
анкетирование и опрос родителей.
Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Сформированность трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» Родителям для заполнения предлагался бланк с вариантами ответов без указания баллов.
Данная методика предусматривает ряд психолого-педагогических параметров определения уровня сформированности трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Прогноз адаптации строится по следующим критериям:
1. Трудовая деятельность ребёнка
2. Уборка игрушек
3. Мытьё посуды
4. Методы в воспитании трудолюбия
5. Затруднения
6. Навыки самообслуживания
7. Хозяйственно-бытовой труд в семье
8. Труд на свежем воздухе(уборка территории у дома, посильное участие в родительских субботниках, помощь в огороде, саду)
9. Ручной труд (конструирование, шитьё, вязание, аппликация)
10. Самостоятельность ребёнка
11. Роль в воспитании детей
12. Уборка постели
В зависимости от ответа каждому критерию присваивается от 1 до 3 баллов. Все полученные баллы суммировались и по результатам анкетирования выделяли следующие уровни сформированности трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в детском саду:
высокий – 55-40 баллов;
средний – 39-24 балла;
низкий – 23-16 баллов.
Низкий уровень сформированности – результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
Средний уровень – труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
Высокий уровень – ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности. Труд результативен.
По результатам обработки анкетных данных было выявлено уровни сформированности трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Анализируя результаты, выяснила, что с высоким уровнем развития трудовых навыков детей в группе – 5 детей. Они хорошо владеют трудовыми умениями и навыками. Всегда принимают активное участие в уборке комнат и участка. Всегда доводят начатое дело до конца. Поделки из природного и бросового материала у них получаются красивые, интересные и аккуратные.
Со средним уровнем развития трудовых навыков – 3 детей Они хорошо владеют трудовыми умениями и навыками, аккуратны, но без интереса и желания убирают свою постель после сна и ухаживают за комнатными растениями. Их не интересует уборка комнат, поделки из природного и бросового материала выполняют не аккуратно.
С низким уровнем развития трудовых навыков детей нет.
Кроме того, результат наблюдения показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса трудового воспитания детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения. Итоги опроса родителей показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество.
Реализация педагогических условий сформированности трудовых умений и навыков по каждому виду трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
С целью выявления уровня сформированности трудовых навыков и умений детей была осуществлена педагогическая диагностика по каждому виду трудовой деятельности детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд и труд в природе.
Цель исследования: определить уровень сформированности трудовых умений и навыков у детей по основным видам детского труда.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме трудового воспитания у детей старшей группы, был проведен эксперимент, созданы определенные условия: выбрана диагностическая методика, определены критерии для определения уровней сформированности трудовых умений и навыков у детей в групповой комнате, созданы условия для выполнения детьми трудовых поручений.
Велось наблюдение за детьми во время приема пищи, гигиенических процедур, дежурств, прогулок, на занятиях по ручному труду. Детям давались различные поручения и задания индивидуально, оценивалась аккуратность в работе, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, взаимодействие со сверстниками, качество работы, интерес к труду и бережное отношение к оборудованию. Расширяла у детей представления о труде представителей различных профессий, знакомила с сельскохозяйственным трудом через художественную литературу, иллюстрации. Дети должны были усвоить, что на выращивание хлеба, овощей и другого сельскохозяйственного труда затрачивается большой труд, что нужно ценить и беречь результаты этого труда.
Осуществляла контроль над деятельностью воспитанников по самообслуживанию (напоминала о необходимости следить за чистотой одежды, поддерживать чистоту личных вещей). Дети привлекались к уборке игрушек, вещей (аккуратно складывать вещи перед сном).
Использовала такие формы организации труда, как поручения (например, было поручено следить за порядком в уголке с игрушками и книгами, за групповой комнатой).
Перед началом работы провела беседы, задавали детям вопросы, побуждающие их продумать. Это способствовало развитию у детей самостоятельности, инициативы, заставляло активно использовать имеющийся опыт.
Труд детей оценивался справедливо, конкретно, доброжелательно. Оценивались не только результаты труда, но и отношение детей к своим обязанностям – добросовестно, старательно или небрежно выполняли работу, дружно ли трудились.
В основу методики этой педагогической диагностики было положено два основных критерия:
1. Отношение ребенка к данному виду труда (активен или неактивен).
2. Результат усвоения ребенком способов выполнения трудового действия, навыка (успешен или неуспешен).
Результаты
• Активен — неуспешен (АН) — говорит о том, что у ребенка есть интерес к трудовой деятельности, но он не освоил способы выполнения определенного трудового действия.
• Неактивен — неуспешен (НН) — у ребенка не только не сформированы навыки определенного трудового действия, но и отсутствует интерес к определенному виду трудовой деятельности.
• Неактивен — успешен (НУ) — ребенок не проявляет интереса и желания участвовать в доступной ему трудовой деятельности, но при побуждении его к ней со стороны взрослого справляется с трудовым поручением, так как освоил определенные трудовые действия, владеет навыками данного вида труда.
• Активен — успешен (АУ) — это самый высокий результат, так как у него сформированы интерес и навыки, необходимые для определенной трудовой деятельности.
В результате таблица педагогической диагностикисформированности трудовых умений и навыков по каждому виду трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста может выглядеть следующим образом: Активен – неуспешен (АН): в самообслуживании –1 ребёнок (12,5%), в хозяйственно-бытовом труде – 5 детей (50%), в труде природы – 3 детей (37,5%), в ручном труде – 5 детей (62,5%); Неактивен — неуспешен (НН): в самообслуживании 1 ребёнок (12,5%), в хозяйственно-бытовом труде (0 %), в труде природы – (0%), в ручном труде – (0%); Неактивен — успешен (НУ): в самообслуживании 2 детей (25%), в хозяйственно-бытовом труде – 1 ребёнок (12,5%), в труде природы 1 ребёнок (12,5 %), в ручном труде – 1 ребёнок (12,5%); Активен — успешен (АУ)): в самообслуживании 5 детей (62,5%), в хозяйственно-бытовом труде – 3 детей (37,5 %), в труде природы – 3 детей (37,5 %), в ручном труде – 2 детей (25%).
Диагностика показала, что многоплановая и кропотливая работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста дала свои устойчивые положительные результаты: дети овладели необходимыми умениями и навыками самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться в определенной последовательности, складывать и убирать одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок; самостоятельно выполняют обязанности дежурного по столовой, по занятиям; доводят начатое дело до конца; испытывают удовольствие в процессе выполнения интересной для них и полезной для других деятельности; имеют первичное представление о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; имеют представление о значимости труда родителей, других близких людей.
Выводы
С целью достижения цели и задач исследования и подтверждения его гипотезы мною была проведена опытная работа на базе МБДОУ Детский сад № 2 с. Теньгушево, Теньгушевского района, Республики Мордовия. Участвовало в педагогическом опыте 8 детей в возрасте 5-6 лет.
С целью определения уровня сформированности трудовых умений и навыков старшего дошкольного возраста в детском саду было проведено анкетирование родителей. Его результаты были средние. Поэтому было принято решение о проведении педагогического опыта.
В ходе педагогического опыта были на практике реализованы необходимые условия для формирования трудовых умений и навыков старшего дошкольного возраста. Дети овладели умениями, позволяющими ему выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом, труде в природе и ручном труде.
В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.
В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение подведу итог проделанной работы:
Трудовое воспитание в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Трудовое воспитание необходимо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребенку исполняется 5-6 лет, так как именно в этом возрасте главным становится воспитание трудолюбия, положительного отношения ктруду, понимая его общественную значимость. От того на сколько успешно ведется работа по трудовому воспитанию зависит собранность у детей старшего дошкольного возраста нравственных ориентиров, направленных на осознание полезности труда.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
При правильной организации трудовойдеятельности в соответствии с возрастными особенностями возможно приобщение ребенка старшего дошкольного возраста к труду. Также нужно уметь правильно организовать виды и формы трудового воспитания.
В условиях введения ФГОС ДО, проблема трудового воспитания стала рассматриваться несколько под другим углом. Ведь теперь целью дошкольного воспитания становится развитие активной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него.
Таким образом, теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать основные выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования личности старшего дошкольника в трудовой деятельности, позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
2. Обоснована и опытно-поисковым путем проверена эффективность комплекса педагогических условий, способствующих процессу формирования трудовых умений и навыков старшего дошкольника в трудовой деятельности:
- организация трудовой среды в ДОУ;
- постоянная включенность трудовой деятельности детей в образовательный процесс ДОУ и семьи;
- взаимодействие ДОУ и семьи в русле формирования личности старшего дошкольника в трудовой деятельности.
Заключительная диагностика показала, что многоплановая и кропотливая работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста дала свои устойчивые положительные результаты. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на мой взгляд, могут стать углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкой организации трудовой деятельности детей.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не может осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе с взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы.
Необходима выработка новых стратегических подходов по взаимодействию воспитателя, ребёнка и родителей в вопросах формирования нравственно-трудовых качеств воспитанников. Должна быть преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формирования трудовых качеств личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://base.garant.ru/70512244/#ixzz4lSlZ3BL5
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26) – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70414724/
Бабинова Н. Работа с одарёнными детьми в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я. – 2015. – №6. С. 37-41.
Бобер В. С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 3. С. 40-41.
Богданова Н. Н. Формирование трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в семье посредством мультипликационных фильмов // Междунар. Центр Науки и Образования, РИНЦ. – 2016. – № 1 (29). С. 56-87
Буре Р. Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. – 2014. – №4. С. 67-69.
Витковский А. Воспитание у дошкольников трудолюбия // Первое сентября. – 2014. – № 2. С. 43-45.
Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! / О. П. Вологодская. – М.: Центрполиграф, 2014. – 191 c.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения / И. В. Савина. – М.: «Творческий центр Сфера», 2012. – 205 с.