Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"»
План самообразования воспитателя
подготовительной группы «АБВГДей-ка»
на 2019-2020 учебный год
на тему : «Воспитание дошкольников
посредством трудовой деятельности»
воспитатель: Красильникова Т.А.
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
«Труд - это могучий воспитатель, а также средство
всестороннего развития человека»
А. С. Макаренко.
Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще-трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают три основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд и ручной труд.
Самообслуживаниенаправлено на уход за собой. Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда происходит:
-накопление практического опыта;
-формирование навыков и умений;
-формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);
-формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий);
-участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущение радости от результата труда, проявление внимания к партнерам по труду.
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи:
развитие трудовых навыков;
включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
воспитание положительного отношения к труду.
Предполагаемый результат:
• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
• Развито ответственное отношение порученному делу;
• Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
№п/п
Содержание работы
Сроки выполнения
Изучение методической литературы
1
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
3
Николаева С.Н Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве М.: Новая школа 1995 г