kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педаго­гики и психологии, так как дает представление не только об об­щих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста»













«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»























ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педаго­гики и психологии, так как дает представление не только об об­щих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, опреде­ляет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно речь способствует развитию социальных отношений у детей. Посред­ством речи один дошкольник привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диало­гических умений, формирование которых у дошкольников, с од­ной стороны, определяется развитием общения, а с другой сто­роны, обусловлено процессом освоения речи как деятельности, заключающимся в использовании языка для коммуникации.

Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффектив­ного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспи­тания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обо­гащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и при­роды, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обога­щает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку пре­красные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают ла­коничность и точность слова; в стихах улавливают музыкаль­ность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, по­казывают, как богата родная речь юмором, живыми и образны­ми выражениями, сравнениями.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся соб­ственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». На важность приобщения детей к кра­соте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, А. А. Леонтьев и др.).

Знакомство ребенка с художественной литературой начина­ется с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, до­ступные ему.

Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет ду­ховную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объ­ясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один есте­ствоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого пе­дагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», ко­торый «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Е. И. Тихеева пришла к убеждению о ведущей роли соци­ального фактора в развитии речи ребенка. Она пишет: «Язык - продукт и орудие общественности. Он возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расшире­нии его социальных связей являются одним из основных усло­вий развития его языка».

Литературное произведение выступает совершенным образ­цом связной контекстной речи. На это в свое время обращал внимание К. Д. Ушинский. Он подчеркивал, что в литературном произведении ребенок встречается с лучшими формами родного языка, выработанными народом и литературой, где каждое вы­ражение есть результат мыслей и чувств многих поколений. Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются народные сказки, произведения писателей-классиков, лучшие произведения современной отечественной и зарубежной литературы для детей. О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь об­щества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотноше­ний. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогаща­ет его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетиче­ское значение, так как, расширяя знания ребенка об окружа­ющем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с пер­вых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подго­товлен.

По мнению В. В. Гербовой, велико значение художественной литературы для усвоения грамматики родного языка, так как средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамма­тические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ре­бенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.

В ряду задач, стоящих перед дошкольной организацией, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обу­чению является правильная, хорошо развитая речь.

Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваи­ваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря ре­шает задачу накопления и уточнения представлений, формиро­вания понятий, развития содержательной стороны мышления.

Одновременно с этим происходит развитие операциональ­ной стороны мышления, поскольку овладение лексическим зна­чением происходит на основе операций анализа, синтеза, обоб­щения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богат­ство словаря является признаком хорошо развитой речи и показа­телем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывает ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре но­вые слова. В результате общения с книгой к 6-7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста

Автор: Рублева Инна Викторовна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 293007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья «Познавательное  развитие детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(57) "statiapoznavatielnoierazvitiiedietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265632"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450004889"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья «Сказки как средство обогащения словаря дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(68) "stat_ia_skazki_kak_sriedstvo_oboghashchieniia_slovaria_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "347572"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475680432"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Художественная литература развивает и формирует творческое воображение»"
    ["seo_title"] => string(75) "khudozhestvennaia_literatura_razvivaet_i_formiruet_tvorcheskoe_voobrazhenie"
    ["file_id"] => string(6) "645027"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1706775181"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
    ["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "275472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452584621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства