"Влияние двигательной активности на здоровье и физическое состояние детей"
"Влияние двигательной активности на здоровье и физическое состояние детей"
Влияние двигательной активности на здоровье и физическое состояние детей.
В эпоху технологического прогресса, когда общество предъявляет высокие требования к специалистам разных областей, проблема сохранения здоровья детей в условиях семьи и дошкольных учреждений является важной государственной задачей. Уровень психофизического состояния детей является индикатором социального благополучия общества. Именно развитие в детском возрасте определяет основные черты здоровья нации в старших возрастах, включая потенциальное долголетие, высокую работоспособность, широкие адаптационные возможности организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и передачу соответствующих качеств будущим поколениям. Задержка в физическом и функциональном развитии детей может также отразиться в дальнейшем и на уровне их интеллекта.
У 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют существенные отклонения в показателях функций нервной системы, органов кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Поэтому так важны: поиск и обоснование средств, способствующих укреплению здоровья, его восстановлению с помощью различных лечебно-профилактических мероприятий. В сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность подрастающего поколения, существенную роль играет двигательная активность (ДА).
В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.
Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.
Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.
Понятие двигательной активности
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Т.И.Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают, что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Двигательная активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры, в частности, бадминтон.
Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества), благодаря которым он:
- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.
Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует рецептивные, интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы.
Итак, в старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) является учет их возрастных особенностей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. В детских дошкольных учреждениях должна проводиться комплексная оценка состояния здоровья детей, позволяющая на ранних этапах онтогенеза, выявить возможные отклонения в физическом, функциональном и моторном развитии и определить их соответствие существующим нормативам.
2. Заключение по результатам физического, функционального и моторного тестирования ребенка должен делать медицинский работник и специалист по физической культуре. В нем оценивается физическое состояние, и намечаются меры, направленные на дальнейшее формирование, сохранение и укрепление, а также восстановление здоровья детей, в первую очередь, средствами физической культуры.
3. Привлечение специалистов по физическому воспитанию к проведению занятий в детских дошкольных учреждениях позволит существенно оптимизировать и повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы, тем самым способствуя полноценному формированию и развитию организма детей.
4. Оценка физического состояния дошкольников должна основываться на антропометрических характеристиках, результатах тестирования основных двигательных качеств и функциональных систем (дыхательной и сердечно - сосудистой) по показателям задержки дыхания. Комплексная оценка объективно отражает состояние здоровья, адекватность проводимых физкультурных и лечебно-оздоровительных мероприятий, соответствие объема и интенсивности нагрузок функциональным возможностям детского организма.
5. Для улучшения функционального и физического развития, моторной подготовленности, а также для снижения уровня заболеваемости детей дошкольного возраста рекомендуется увеличить количество физкультурных занятий в детских образовательных учреждениях до 5 раз в неделю.
Движение-главное проявление жизни; без него не мыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Влияние двигательной активности на здоровье и физическое состояние детей" »
Влияние двигательной активности на здоровье и физическое состояние детей.
В эпоху технологического прогресса, когда общество предъявляет высокие требования к специалистам разных областей, проблема сохранения здоровья детей в условиях семьи и дошкольных учреждений является важной государственной задачей. Уровень психофизического состояния детей является индикатором социального благополучия общества. Именно развитие в детском возрасте определяет основные черты здоровья нации в старших возрастах, включая потенциальное долголетие, высокую работоспособность, широкие адаптационные возможности организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и передачу соответствующих качеств будущим поколениям. Задержка в физическом и функциональном развитии детей может также отразиться в дальнейшем и на уровне их интеллекта.
У 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют существенные отклонения в показателях функций нервной системы, органов кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Поэтому так важны: поиск и обоснование средств, способствующих укреплению здоровья, его восстановлению с помощью различных лечебно-профилактических мероприятий. В сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность подрастающего поколения, существенную роль играет двигательная активность (ДА).
В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.
Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования . При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.
Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.
Понятие двигательной активности
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Т.И.Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают, что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Двигательная активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры, в частности, бадминтон.
Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества), благодаря которым он:
- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.
Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует рецептивные, интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы.
Итак, в старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) является учет их возрастных особенностей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. В детских дошкольных учреждениях должна проводиться комплексная оценка состояния здоровья детей, позволяющая на ранних этапах онтогенеза, выявить возможные отклонения в физическом, функциональном и моторном развитии и определить их соответствие существующим нормативам.
2. Заключение по результатам физического, функционального и моторного тестирования ребенка должен делать медицинский работник и специалист по физической культуре. В нем оценивается физическое состояние, и намечаются меры, направленные на дальнейшее формирование, сохранение и укрепление, а также восстановление здоровья детей, в первую очередь, средствами физической культуры.
3. Привлечение специалистов по физическому воспитанию к проведению занятий в детских дошкольных учреждениях позволит существенно оптимизировать и повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы, тем самым способствуя полноценному формированию и развитию организма детей.
4. Оценка физического состояния дошкольников должна основываться на антропометрических характеристиках, результатах тестирования основных двигательных качеств и функциональных систем (дыхательной и сердечно - сосудистой) по показателям задержки дыхания. Комплексная оценка объективно отражает состояние здоровья, адекватность проводимых физкультурных и лечебно-оздоровительных мероприятий, соответствие объема и интенсивности нагрузок функциональным возможностям детского организма.
5. Для улучшения функционального и физического развития, моторной подготовленности, а также для снижения уровня заболеваемости детей дошкольного возраста рекомендуется увеличить количество физкультурных занятий в детских образовательных учреждениях до 5 раз в неделю.
Движение-главное проявление жизни; без него не мыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.