Влияние музыки на развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Влияние музыки на развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Одним из способов развития речи детей является системное использование музыкального воспитания. Музыка -это один из самых действенных путей стимуляции речи, сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние музыки на развитие речи ребенка дошкольного возраста.»
Влияние музыки на развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. О воспитательном воздействии музыки на личность ребенка говорится в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор, М.Маркова, Д.Кабалевского В последнее время специалисты отмечают тенденцию к задержке развития речи у детей. Еще несколько десятилетий назад дети начинали говорить раньше, нежели их современные сверстники. Одним из способов развития речи детей является системное использование музыкального воспитания. Музыка -это один из самых действенных путей стимуляции речи, сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Ее сила увлекает ребенка и стимулирует его активность. Музыкальная деятельность способствует формированию чувства ритма, эмоциональной отзывчивости, общей моторике и слуховому вниманию. Все виды музыкальной деятельности воздействуют на формирование разговорной речи детей. Слушанье музыки – целенаправленный процесс восприятия и осознания музыкального произведения, пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку формируют способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции не только словами, а также жестами, танцевальными движениями, музыкальными звуками. Музыка способствует развитию чувства ритма, фонетического слуха, слухового внимания, речевой и общей моторики, дыхания, слуха-зрительно-двигательной координации, образного мышления и выразительности. Все это необходимо для формирования правильной речи дошкольников. Кроме того, музыкальные занятия предполагают для детей особую атмосферу творчества, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне не только решаются обучающие и развивающие задачи, но и формируются продуктивные отношения ребенок-педагог-ребенок. Рассмотрев несколько видов музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей, убеждаешься в этом исходя из опыта работы, в наблюдении за детьми в ходе их развития. В пении работа над речью происходит наиболее наглядно и эффективно. В пении дошкольники проявляют активность, испытывают удовольствие от коллективного пения. Пение формирует правильное дыхание, голос, развивает чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Кроме того, певческая деятельность помогает исправлять недостатки речи такие как, невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на отдельные гласные и слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Основным средством овладения языком и развитием речевой активности является повтор. Пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной для них форме: песенных куплетов и припевов. Дети получают удовольствие от певческой исполнительской деятельности, а вместе с тем, через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот поэтому большинство текстов детских песен и состоит из повторяющихся слов. Так же песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводить детям, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Еще одним преимуществом песен является рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Пение совершенствует голосовой аппарат детей не только для вокального исполнительства, но и для разговорной речи, формирует речевую выразительность, расширяет словарный запас, стимулирует образное мышление, а также коллективное пение развивает способность слышать друг друга.
Одним из важных разделов в музыкальной ритмике для развития речевых навыков является логопедическая ритмика, или логоритмика. Эта методика опирается на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Логопедическая ритмика формирует слуховое внимание и фонематический слух, развивает общую и речевую моторику, мимику, а так же слухо-зрительно-двигательную координацию.
Музыка и речь тесно связаны. Во-первых, музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Во-вторых, музыкальная выразительность схожа с речевой. В-третьих, и музыка, и речь имеют интонационную природу. Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер. В-четвертых, и музыка и речь имеют ритмическую структуру.
Музыка влияет на развитие детей, в том числе, оказывает воздействие на формирование и развитие речи.