Просмотр содержимого документа
«Влияние музыки и музыкальных занятий на развитие речи детей»
«Влияние музыки и музыкальных занятий на развитие речи детей».
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.
В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи.
С детьми этого возраста ( 3-4 года) очень важно начинать работу с малых песенных форм. В них дано сочетание музыки и речи. Это делает вокальные произведения наиболее понятными и доступными.
Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.
Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Работа в разделе «Пение» проводится в несколько этапов, используя пособие О.С. Боромыковой «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением»
Первый этап: пропевание гласных. Основная задача этого этапа – развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух;
Второй этап: чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих звуков;
Третий этап: чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков;
Четвертый этап: закрепление всех звуков в свободной речи.
Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в каждой песенке-попевке короткий текст, создающий яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Это ярко раскрывается на материале русских народных песен, который благотворно влияет на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи. Поэтому я их постоянно включаю в репертуар. Надо сказать, что русская песня очень сложна для исполнения: широкие распевы одного слога или гласной на несколько звуков, большие скачки на сексту, октаву, смена ритма и темпа. Поэтому в первую очередь я использую собственный показ. Дети не всегда могут спеть звук с инструмента, а с голоса берут гораздо быстрее и чище. Поэтому я говорю: «Пойте как я». Такой зеркальный прием способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию. Дети учатся петь естественно, легко, звонко, напевно, т.е. тянуть звук. В этой работе важно укреплять и развивать певческий диапазон голоса.
Песни, сопровождающиеся, жестами, движениями способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо хлопками в такт музыки, либо может выражаться пальцами и руками. Это «Пальчиковая гимнастика», которая постоянно используется на занятиях.
В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры и упражнения. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.
Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.
Итак, только в синтезе развития поэтической речи и великой силы музыки, воспитание детей проходит гармонично и естественно.