kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вариативная модель психологического изучения педагогического коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие  выполнено на актуальную тему.  Во время анализа работы педагога используют такие базовые психологические категории - деятельность, общение,  личность. В соответствии с задачами каждой категории строится и система методов  их психолого-педагогического обеспечения. Данная модель изучения коллектива - попытка систематизировать эту работу.

В пособии кратко и системно изложены этапы, задачи, содержание, формы,методы и возможные диагностические методики работы с педагогами, испытывающими последствия эмоционально-психологического выгорания.

Данное пособие может представлять интерес для  руководителей, старших воспитетелей и психологов учреждений образования при овладении практическими приемами изучения или организации помощи педагогическому  коллективу.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вариативная модель психологического изучения педагогического коллектива»

ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

СИСТЕМАТИЗИРОВАНА ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ МДОУ «ЯСЛИ-САД № 395 Г. ДОНЕЦКА» ПОГРЕБНЯК Т.И.


№№

Этап

Задачи

Содержание, формы и методы работы

Методики:

возможные варианты

1

2

3

4

5

1


Сбор


пред-варитель ной


инфор-мации

Установление доверитель-ных отношений с клиентом (коллективом). Снятие эмо-ционального напряжения. Ориентирование педагогов в правилах и условиях обследования.

Получение информации о социальной, личностной, профессиональной ситуации педагога на данной момент.

Первичная беседа с педагогами. Полу­чение информации от админист-рации, детей, родите­лей. Формулиро-вание гипотез относительно психологических или профес-сиональных проблем. Определение стратегии обследова­ния коллектива.

Шкала приемлемости (по М. Станкину).

Экспресс-диагностика типологических особенностей личности (по К. Юнгу).

Шкала одиночества (по Д.Расселу, Л.Пепло, М.Фергюсону)

Опросник нервно-психического напряжения Т. Немчина.

Методика «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в учебном учреждении» (за Е.Степановым).



2

Этап

психоло-гического

обследо-вания педаго-гических

способ-ностей: **

Проверка выдвинутых ги-потез относительно сущ-ности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений Определение основных психологических характеристик педагога, ве-роятности наличия про-фессиональных способ-ностей.

Выявление наличия професси-ональных спосбностей.

Изучение личностных особенностей.

Наблюдение за педагогами в естественной для них обстановке и обстановке тестирования. Определение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии.


Личностный дифференциал Адаптированный Институтом психоневрологии им. В.М.Бехтерева).

Тест Р.Кэттелла (16PF-опросник).

Шкала астенического состояния Л.Малковой.

Шкала сниженного настроения – субдепрессии (за опросников В.Зунга, адаптированным Т.Балашовой).

2.1

Научно-педаго-гические

Определение постоянного стремления к новому, же-лание трудиться творчески, экспериментировать и т.п.

Наблюдение, опрос, эксперимент, обобщение передового опыта, адап-тивные опросники анализ продуктов творчества (методические разработ-ки, поделки, рисунки в динамике – если таковые имеются) и др.

Оценка возможности вести активную научно-исследовательскую работу (по М. Станкину)

Определение барьеров развития личности педагога (за Е.Роговым).

Методика «Ценностные ориентации» (за М.Рокичем).

Тест «Креативность» (за Н.Вишняковой).

Тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (за Н.Паниной)

2.2

Дидак-тичес-кие

Изучение умения педагога эффективно строить УВП.

Анализ УВП в группе, измерение взаимоотношений между педагогом и детьми, обобщение передового опыта, определение личностных ха-рактеристик педагога (темперамент, характер, познавательные способ-ности и др.)

Диагностика типа ориентированности педагога на модель взаимодействия с детьми (по Л.Кияшко).

Опросник по выявлению типа ориентированности педагога на различные стороны педагогического процесса (по Л.Кияшко).

Тест «Проверьте, сильный ли у вас характер?» (по М. Станкину)

2.3

Экспрес-сивные

Определение способности педагога ярко и образно выражать мысли с по-мощью слова и невер-бальных средств.

Анализ ретиального (с группой) и аксиального (индивидуального) общения, беседа, физиологические методики исследования, уровень актерских способностей и др.

Тест «Тип нервной деятельности» (по Я. Стреляу в адаптации Н. и Ф.Шмелева)

Методика диагностики уровня невротизации (по Л.И.Вассерману).

Шкала личностной и ситуативной тревожности (по Ч.Спилбергом и Ю.Ханиным).

2.4

Перцеп-тивные

Изучение аналитического подхода педагога к восприятию внутреннего мира ребенка, умению чувствовать его психи- ческое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятию, к педагогу.

Тестирование, анкетирование, беседа, решение и обсуждение психолого-педагогических ситуаций, адаптив-ные опросники и др.

Тест «Диалогическая личность» (по С. Беловой)

Тест-опросник суъективной локализации контроля (по В.Столину и С. Пантелееву).

Тест «Хорошо ли Вы знаете людей и умеете сходиться с ними» (по М. Станкину).

2.5

Комму-никатив-ные

Определение умения легко вступать в контакты с другими людьми (детьми) и в дальнейшем поддер-живать с ними адекватные отношения.

Тестирование, анкетирование, беседа, анализ ретиального (с группой) и аксиального (индивидуального)обще-ния, измерение взаимоотношений между педагогом и детьми и др.

Методика оценки агрессивности педагога (по А.Ассингеру).

Методика «Способность педагога к эмпатии» (по И.Юсупову).

Метод рисуночной фрустрации (по С. Розенцвейгу).

2.6

Личност- ные

Изучение педагогического такта, соблюдения чувства меры в отношениях с окружающими, в проявле-нии требовательности, соче-тающейся с уважением к детям, с заботой о них.

Тестирование, анкетирование, беседа, анализ ретиального (с группой) и аксиального (индивидуального)обще-ния, измерение взаимоотношений между педагогом и детьми и др.


Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Тест «Сформирован ли у Вас педагогический такт?» (по Л.Кияшко)

Тест-опросник самоотношения (по В.Столину и С. Пантелееву).

Шкала поиска ощущений (по М.Цукерману).


2.7

Гности-ческие

Изучение умения быстро и точно распознавать предме-ты, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами.

Тесты вербальные, беседы, наблюде-ния, написание сочинений-анализов, сочинений-самоанализов, проектив-ные методики и др.

Культурно-свободный тест на интеллект (по Р.Кеттеллу)

Опросник определения профессионального «выгорания» педагогических работников (по К. Маслач в адаптации Н.Водопьяновой и Е. Старченковой).

Определение эмоционального выгорания (по Бойко В.В.)

2.8

Органи-заторс-кие

Определение умения четко, без потерь времени подгото-вить и провести любое заня-тие, собрание, другие меро-приятия; найти каждому де-ло по способностям, актив-ность, практичность, настой-чивость, творческая и испол-нительная инициативность.

Анализ участия в мероприятиях ДОУ и УВП группы, измерение взаимоот-ношений в системе «педагог-дети», «педагог-педагог», «педагог-админи-страция», «педагог-родители», обоб-щение передового опыта, определе-ние личностных характеристик педа-гога (темперамент, характер, общи-тельность, склонность к организа-торской работе и др.)

Методика определения ориентированности на личностную модель взаимодействия с детьми (по Л.Кияшко).

Методика выявления степени развития у педагога организаторских способностей (по М. Станкину).


2.9

Мажор- ные

Определение оптимизма и юмора педагога, как способа активизировать УВП, преду-предить или ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

Тестирование, анкетирование, беседа, анализ ретиального (с группой) и аксиального (индивидуального)обще-ния, измерение взаимоотношений между педагогом и детьми и др.

Методика оценки способов реагирования во время конфликтов (по К. Томасу в адаптации Н.Гришиной).

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности

(по Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусовой)

Тест юмористических фраз (по О.Шмелеву и В.Болдыревой)

2.

10

Психо-мотор-ные

Измерение способности соединять в работе интел-лектуальные и практичес-кие действия, подбирать индивидуальную технику движений (и не только гимнастических) для детей

Диагностика исследования коорди-нации движений, тремора и способ-ности поддерживать равновесие тела, овладения трудовым навыком.

Физические упражнения для проверки общей психологической устойчивости (по В.Марищуку и Ю. Блудову).

Тесты для определения структурных компонентов психомоторных способностей (по В.Марищуку и Ю. Блудову).

2.

11

Конст-руктивные

Определение уровня пе-дагогического воображе-ния: умения проектировать будущее воспитанников, планировать предстоящую работу с учетом предви-дения ее результатов; видеть способности детей и стро-ить работу по их развитию, подводя каждого к потен-циальной вершине.

Наблюдение, опрос, адаптивные опросники, эксперимент, анализ УВП в группе, обобщение передового опыта, измерение взаимоотношений между педагогом и детьми, определение личностных характе-ристик педагога и др.

Методика векторного моделирования образовательной среды (по В.Ясвину).

Методика оценки волевых качеств – настойчивости и смелости (по В.Марищуку и Ю. Блудову).

3

Анали-тичес-кий этап

Окончательная отработка гипотез. Постановка психо-логического диагноза. Сос-тавление условно-вариатив-ного прогноза развития. Разработка рекомендаций для программы коррекци-онной работы. Составление проекта заключения.

Обработка совокупности полу-ченных данных.

Консультации со смежными специалистами.

Углубленное изучение литературы.

Оформление рекомендаций.

Использование различных дополнительных диагностических методик для уточнения психологического диагноза.

4

Этап выработки заклю-чения

Выработка реалистического взгляда педагога (или другого обратившегося лица) на проблему. Совместная выработка мер помощи, программы психо-лого-коррекционных меро-приятий. Преодоление установок педагогов на «готовый рецепт». Повышение уверенности педагога в своих силах по решению проблемы.

Совместное обсуждение психо-логического заключения и прогноза развития.

Иллюстрирование ключевых моментов заключения результатами (рисунки).

Получение обратной связи от клиентов при обсуждении выводов.

Использование различных дополнительных диагностических методик для уточнения программы психолого-коррекционных мероприятий.

5

Коррекционный этап (при необходимос-ти)

Реализация программы психолого-коррекционных мероприятий, мониторинг промежуточных результатов, уточнение.


Обучение аутотренингу, релаксации, самоконтролю, самодиагностике и другим приемам.

Рекомендации (при необходимости) проконсультироваться у смежных специалистов.

Контрольная диагностика проб-лемных структур личности.

Диагностические методики по показаниям.

Примечание ** - структура педагогических способностей дана на основе классификации М И.Станкина


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вариативная модель психологического изучения педагогического коллектива

Автор: Погребняк Татьяна Ивановна

Дата: 19.02.2019

Номер свидетельства: 500472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-orghanizatsii-raboty-s-umstvienno-otstalymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "161317"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201012"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методическая папка учителя (портфолио учителя) "
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskaia-papka-uchitielia-portfolio-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "169124"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423371829"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Качество образования в начальной школе.Методические рекомендации."
    ["seo_title"] => string(77) "kachiestvo-obrazovaniia-v-nachal-noi-shkolie-mietodichieskiie-riekomiendatsii"
    ["file_id"] => string(6) "303856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615074"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства