СИСТЕМАТИЗИРОВАНА ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ МДОУ «ЯСЛИ-САД № 395 Г. ДОНЕЦКА» ПОГРЕБНЯК Т.И.
№№ | Этап | Задачи | Содержание, формы и методы работы | Методики: возможные варианты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Сбор пред-варитель ной инфор-мации | Установление доверитель-ных отношений с клиентом (коллективом). Снятие эмо-ционального напряжения. Ориентирование педагогов в правилах и условиях обследования. Получение информации о социальной, личностной, профессиональной ситуации педагога на данной момент. | Первичная беседа с педагогами. Получение информации от админист-рации, детей, родителей. Формулиро-вание гипотез относительно психологических или профес-сиональных проблем. Определение стратегии обследования коллектива. | Шкала приемлемости (по М. Станкину). Экспресс-диагностика типологических особенностей личности (по К. Юнгу). Шкала одиночества (по Д.Расселу, Л.Пепло, М.Фергюсону) Опросник нервно-психического напряжения Т. Немчина. Методика «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в учебном учреждении» (за Е.Степановым). |
2 | Этап психоло-гического обследо-вания педаго-гических способ-ностей: ** | Проверка выдвинутых ги-потез относительно сущ-ности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений Определение основных психологических характеристик педагога, ве-роятности наличия про-фессиональных способ-ностей. | Выявление наличия професси-ональных спосбностей. Изучение личностных особенностей. Наблюдение за педагогами в естественной для них обстановке и обстановке тестирования. Определение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии. | Личностный дифференциал Адаптированный Институтом психоневрологии им. В.М.Бехтерева). Тест Р.Кэттелла (16PF-опросник). Шкала астенического состояния Л.Малковой. Шкала сниженного настроения – субдепрессии (за опросников В.Зунга, адаптированным Т.Балашовой). |
2.1 | Научно-педаго-гические | Определение постоянного стремления к новому, же-лание трудиться творчески, экспериментировать и т.п. | Наблюдение, опрос, эксперимент, обобщение передового опыта, адап-тивные опросники анализ продуктов творчества (методические разработ-ки, поделки, рисунки в динамике – если таковые имеются) и др. | Оценка возможности вести активную научно-исследовательскую работу (по М. Станкину) Определение барьеров развития личности педагога (за Е.Роговым). Методика «Ценностные ориентации» (за М.Рокичем). Тест «Креативность» (за Н.Вишняковой). Тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (за Н.Паниной) |
2.2 | Дидак-тичес-кие | Изучение умения педагога эффективно строить УВП. | Анализ УВП в группе, измерение взаимоотношений между педагогом и детьми, обобщение передового опыта, определение личностных ха-рактеристик педагога (темперамент, характер, познавательные способ-ности и др.) | Диагностика типа ориентированности педагога на модель взаимодействия с детьми (по Л.Кияшко). Опросник по выявлению типа ориентированности педагога на различные стороны педагогического процесса (по Л.Кияшко). Тест «Проверьте, сильный ли у вас характер?» (по М. Станкину) |
2.3 | Экспрес-сивные | Определение способности педагога ярко и образно выражать мысли с по-мощью слова и невер-бальных средств. | Анализ ретиального (с группой) и аксиального (индивидуального) общения, беседа, физиологические методики исследования, уровень актерских способностей и др. | Тест «Тип нервной деятельности» (по Я. Стреляу в адаптации Н. и Ф.Шмелева) Методика диагностики уровня невротизации (по Л.И.Вассерману). Шкала личностной и ситуативной тревожности (по Ч.Спилбергом и Ю.Ханиным). |
2.4 | Перцеп-тивные | Изучение аналитического подхода педагога к восприятию внутреннего мира ребенка, умению чувствовать его психи- ческое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятию, к педагогу. | Тестирование, анкетирование, беседа, решение и обсуждение психолого-педагогических ситуаций, адаптив-ные опросники и др. | Тест «Диалогическая личность» (по С. Беловой) Тест-опросник суъективной локализации контроля (по В.Столину и С. Пантелееву). Тест «Хорошо ли Вы знаете людей и умеете сходиться с ними» (по М. Станкину). |
2.5 | Комму-никатив-ные | Определение умения легко вступать в контакты с другими людьми (детьми) и в дальнейшем поддер-живать с ними адекватные отношения. | Тестирование, анкетирование, беседа, анализ ретиального (с группой) и аксиального (индивидуального)обще-ния, измерение взаимоотношений между педагогом и детьми и др. | Методика оценки агрессивности педагога (по А.Ассингеру). Методика «Способность педагога к эмпатии» (по И.Юсупову). Метод рисуночной фрустрации (по С. Розенцвейгу). |
2.6 | Личност- ные | Изучение педагогического такта, соблюдения чувства меры в отношениях с окружающими, в проявле-нии требовательности, соче-тающейся с уважением к детям, с заботой о них. | Тестирование, анкетирование, беседа, анализ ретиального (с группой) и аксиального (индивидуального)обще-ния, измерение взаимоотношений между педагогом и детьми и др. | Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Тест «Сформирован ли у Вас педагогический такт?» (по Л.Кияшко) Тест-опросник самоотношения (по В.Столину и С. Пантелееву). Шкала поиска ощущений (по М.Цукерману). |
2.7 | Гности-ческие | Изучение умения быстро и точно распознавать предме-ты, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами. | Тесты вербальные, беседы, наблюде-ния, написание сочинений-анализов, сочинений-самоанализов, проектив-ные методики и др. | Культурно-свободный тест на интеллект (по Р.Кеттеллу) Опросник определения профессионального «выгорания» педагогических работников (по К. Маслач в адаптации Н.Водопьяновой и Е. Старченковой). Определение эмоционального выгорания (по Бойко В.В.) |
2.8 | Органи-заторс-кие | Определение умения четко, без потерь времени подгото-вить и провести любое заня-тие, собрание, другие меро-приятия; найти каждому де-ло по способностям, актив-ность, практичность, настой-чивость, творческая и испол-нительная инициативность. | Анализ участия в мероприятиях ДОУ и УВП группы, измерение взаимоот-ношений в системе «педагог-дети», «педагог-педагог», «педагог-админи-страция», «педагог-родители», обоб-щение передового опыта, определе-ние личностных характеристик педа-гога (темперамент, характер, общи-тельность, склонность к организа-торской работе и др.) | Методика определения ориентированности на личностную модель взаимодействия с детьми (по Л.Кияшко). Методика выявления степени развития у педагога организаторских способностей (по М. Станкину). |
2.9 | Мажор- ные | Определение оптимизма и юмора педагога, как способа активизировать УВП, преду-предить или ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение. | Тестирование, анкетирование, беседа, анализ ретиального (с группой) и аксиального (индивидуального)обще-ния, измерение взаимоотношений между педагогом и детьми и др. | Методика оценки способов реагирования во время конфликтов (по К. Томасу в адаптации Н.Гришиной). Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (по Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусовой) Тест юмористических фраз (по О.Шмелеву и В.Болдыревой) |
2. 10 | Психо-мотор-ные | Измерение способности соединять в работе интел-лектуальные и практичес-кие действия, подбирать индивидуальную технику движений (и не только гимнастических) для детей | Диагностика исследования коорди-нации движений, тремора и способ-ности поддерживать равновесие тела, овладения трудовым навыком. | Физические упражнения для проверки общей психологической устойчивости (по В.Марищуку и Ю. Блудову). Тесты для определения структурных компонентов психомоторных способностей (по В.Марищуку и Ю. Блудову). |
2. 11 | Конст-руктивные | Определение уровня пе-дагогического воображе-ния: умения проектировать будущее воспитанников, планировать предстоящую работу с учетом предви-дения ее результатов; видеть способности детей и стро-ить работу по их развитию, подводя каждого к потен-циальной вершине. | Наблюдение, опрос, адаптивные опросники, эксперимент, анализ УВП в группе, обобщение передового опыта, измерение взаимоотношений между педагогом и детьми, определение личностных характе-ристик педагога и др. | Методика векторного моделирования образовательной среды (по В.Ясвину). Методика оценки волевых качеств – настойчивости и смелости (по В.Марищуку и Ю. Блудову). |
3 | Анали-тичес-кий этап | Окончательная отработка гипотез. Постановка психо-логического диагноза. Сос-тавление условно-вариатив-ного прогноза развития. Разработка рекомендаций для программы коррекци-онной работы. Составление проекта заключения. | Обработка совокупности полу-ченных данных. Консультации со смежными специалистами. Углубленное изучение литературы. Оформление рекомендаций. | Использование различных дополнительных диагностических методик для уточнения психологического диагноза. |
4 | Этап выработки заклю-чения | Выработка реалистического взгляда педагога (или другого обратившегося лица) на проблему. Совместная выработка мер помощи, программы психо-лого-коррекционных меро-приятий. Преодоление установок педагогов на «готовый рецепт». Повышение уверенности педагога в своих силах по решению проблемы. | Совместное обсуждение психо-логического заключения и прогноза развития. Иллюстрирование ключевых моментов заключения результатами (рисунки). Получение обратной связи от клиентов при обсуждении выводов. | Использование различных дополнительных диагностических методик для уточнения программы психолого-коррекционных мероприятий. |
5 | Коррекционный этап (при необходимос-ти) | Реализация программы психолого-коррекционных мероприятий, мониторинг промежуточных результатов, уточнение. | Обучение аутотренингу, релаксации, самоконтролю, самодиагностике и другим приемам. Рекомендации (при необходимости) проконсультироваться у смежных специалистов. Контрольная диагностика проб-лемных структур личности. | Диагностические методики по показаниям. |