Задачи: помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, гладкое, цветное, прочное). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.
Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская.
Материал: небольшие стеклянные бутылочки от духов, стакан, елочная игрушка, стеклянный стакан, вода окрашенная в любой цвет, кружка, тарелка, шарики марблс, палочка для проверки звонкости стекла, запись музыки - игра на бокалах.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, мы сегодня с вами познакомимся с необычными предметами, которые расположены на столе, но прежде чем мы их с вами рассмотрим, отгадайте пожалуйста загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С песком и камешком на дне
И рыбкой золотой. (аквариум)
Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу. (очки)
Вот стеклянный карандаш-
Он в беде помощник наш.
Определит без докторов,
Кто заболел, а кто здоров. (градусник)
Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь- разобьюсь
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено. (стекло)
-Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о стекле, которое всем хорошо известно. Узнаем о свойствах, качестве стекла, проведём опыты со стеклом. А как вы думаете стекло – это природный материал, или рукотворный? Это дело рук человека. И об открытии стекла есть такая легенда. Давным давно моряки причалили к чужому берегу. Развели на песке костер, а чтобы он не погас обложили его комками соды. Ночью уставшие моряки заснули. А когда они проснулись были сильно удивлены, когда нашли блестящие камушки, которые образовались из сплава песка и соды. Ребята, из чего образовалось стекло? (песок,сода).
-Ребята, посмотрите вокруг и назовите, какие стеклянные предметы нас вами окружают (ответы детей).
Физминутка.
Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк) Полосатенький бочок (гладим себя по бокам) Хомка рано встает (потягиваемся) Щечки моет, глазки трет (делаем соответсвенные действия) Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид что подметаем) И выходит на зарядку. Раз два три четыре пять Хомка сильным хочет стать (показывываем сильный).
Давай теперь определим качество стекла:опускаем в стакан шарик марблс. Ребята, скажите, что я опустила в стакан? Почему вы узнали, что там шарик? (потому что стекло прозрачное).
Так же проводим опыт с разноцветной водой. (Пластиковый стакан не прозрачный, воду не видно).
-А где еще используется прозрачность стекла? (окна в домах, стекло в машине, люстры, лампочки). Стекло бывает и цветное:разноцветные елочные шары,вазы разноцветные, синие лампочки.
-А, что произойдет если уронить стеклянный предмет (ответы детей). Верно он разобьется, потому что стекло хрупкое. Со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами, не бросать, они могут разбиться.
Следующее свойство прочность, наливаем воду в стаканчики сделанные из бумаги и стеклянные. Из каких стаканчиков вода не проливается (ответы). Молодцы.
-А сейчас возьмите в руки стекло. Скажите, какое оно на ощупь? Правильно (гладкое, холодное).
Вот какое необычное стекло, а еще оно может звучать. (Слушаем аудио запись).
Ребята что мы нового и интересного узнали на занятии? С чем мы познакомились?
Рефлексия: - Ребята, что вам больше всего понравилось? С чем мы сегодня познакомились? Какое стекло? (Ответы детей). Большое вам спасибо. Вы все сегодня мне помогли, молодцы!