?йымдастырыл?ан о?у іс??рекетіні? технологиялы? картасы
Технологическая карта организационной учебной деятельности
Комплексное занятие для средней группы
Бірім беру айма?ы/Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социум».
Болімдер/Разделы: Ознакомление с окружающим миром.
Та?ырыбы/Тема: Знакомство со свойствами стекла и металла.
Ма?саты/Цель: Познакомить детей со свойствами стекла и металла, развивать любознательность ,тактильную память ,внимание. Познакомить с профессиями людей, работающих с этими материалами. Развивать речь детей, формировать представление детей об окружающих их предметах. Воспитывать бережное отношение к вещам.
?дістері/Методы и приемы: Игровой, познавательно-исследовательский, иллюстративный, наглядный и словесный.
С?здік ж?мысы/Словарная работа: Стекло,стеклянный, металл, металический,прозрачное,непрозрачная,хрупкое,прочная,тверый,мягкий, звонкий, металлург, стекольщик.
Билингвальді компонент/Билигвальный компонент: до свидания - сау болы?ыз, доброе утро - с?леметсіз бе, стекло - шыны, металл-метал
Іс – ?рекет кезендері
Этапы деятельности
Т?рбиешіні? іс – ?рекеті
Действие воспитателя
Балаларды? іс – ?рекеті
Действия детей
Мотивациялы?-
Танымды?
Мотивационно-побудительный
Предлагаю детям приветствовать гостей.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Сегодня день у нас особенный,
Я приглашаю вас, друзья
В чудесный мир зову вас я.
А вы со мной идти готовы?
Приход домовенка Кузи.
Доброе утро. С?леметсіз бе.
Ответы детей
Дети встречают гостя
?йымдастырушылы?-ізбенушілі?
Организационно-поисковый
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел домовёнок Кузя.
Он приготовил что-то нам на столе. Чего тут только нет! Давайте посмотрим.
-Ребята, как вы думаете, почему Кузя положил одни предметы на один стол, а другие предметы на второй стол?
- Правильно – на первом столе все предметы из стекла, а на другом - из металла. Стекло – шыны, металл -
-На первом столе какие предметы? (стеклянные)
- А на втором……?(металлические)
-Вы любите играть в прятки?
И Кузя тоже очень любит играть. Хотите с Кузей поиграть? Кузя сейчас будет прятать шарик, а вам нужно его найти.
Смотри, Кузя, прячь хорошо!
Предлагаю детям закрыть глаза.
- Раз, два, три – шарик скорее найди!
Кузя прячет шарик в стакан.
- Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?
- А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик?
- Стекло какое?(Прозрачное.)
Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство – прозрачность? (из стекла изготавливают стекла на окна, лампочки, очки, банка стакан)
- Хорошо, что люди придумали стекло. Что было бы, если бы у нас в группе не было стеклянных окон?
- Что-то Кузя у нас заскучал, давайте с ним поиграем? На этот раз постарайся спрятать шарик хорошенько.
Кузя прячет шарик в металлическую коробку с крышкой.
-Раз, два, три – шарик найди!
Игра «горячо - холодно».
- А теперь сложнее было искать? А почему? (В коробочке не видно шарик)
А как вы догадались, что там шарик?
- Ребята, если стакан прозрачный, тогда коробочка какая? (непрозрачная.)
Повторим все вместе: «Непрозрачная»
Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит не льется,
А ударишь – разобьется.
- А теперь Кузя просит вас взять по одному предмету, и Кузя возьмет себе какой - нибудь предмет, который ему понравился.
Кузя берет себе предмет и чуть было не роняет его.
- Ой, Кузя, осторожно!
- Ребята, что было бы, если бы Кузя уронил стакан на пол?
Значит, стекло обладает еще одним свойством. Кто мне подскажет, какое это свойство?
- А металлическая коробочка тоже хрупкая?
- Проверим? (После удара коробочка осталась целой.)
-Мы сказали с вами, что стекло хрупкое, тогда каким же свойством обладает металлическая коробочка?
Какая коробочка?
- Ребята, вы взяли себе по предмету, а вы знаете, что это за предметы и для чего они предназначены?
Вот Кузя сейчас это и проверит.
- Давайте немного с вами отдохнем. Выйдем из-за столов и прогуляемся.
Физминутка :
Три медведя шли домой
Папа был большой – большой
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто
Очень маленький он был
С погремушкою ходил
Дзинь – дзинь - дзинь
-Вы сейчас рассмотрели все предметы, скажите, предметы мягкие или твердые?
Гладкие или шероховатые?
У кого гладкие ? У кого шероховатые? Чем они схожи, а чем различаются?
- А сейчас мы с вами проведем один эксперимент.
- Смотрите, если мы возьмем стеклянные и металлические предметы и опустим их в воду, что с ним произойдет?
Правильно, они погрузятся в воду. А если в воду положить деревянную палочку, что с ней произойдет?
А, если стекло и металл погрузились в воду (утонули), значит, они какие? Легкие или тяжелые?
А деревянная палочка….?
Молодцы! А теперь слегка ударьте специальной палочкой по стеклянным предметам и послушайте, как звучит стекло.
Какой звук у стекла?
- Ребята, а вы знаете, откуда человек берет стекло и металл? А ты, Кузя, знаешь?
Тогда послушайте интересную историю.
- Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Эта гора называется вулкан. Когда извержение заканчивалось, камни остывали и становились очень твердыми. Оказалось, что из такого прочного камня можно было сделать топор и молоток, иголки и ножи. Этот материал человек назвал металлом.
- Ребята, а кто из вас знает, люди каких профессий работают с металлом?
- Правильно металлурги.
-Стекло, ребята,- это хорошо известный всем материал. Способ получения стекла человек придумал очень давно. Обычный чистый песок и другие специальные добавки расплавляют. При расплавлении получается прозрачная паста. Из неё вытягивают листы. Это стекло.
- Ребята, люди каких профессий работают со стеклом?
- Правильно со стеклом работает стекольщик и стеклодув.
Он выдувает из раскалённого стекла различные изделия: вазы, графины, игрушки, различные фигурки людей и животных, цветы. (показ ёлочных игрушек.)
Как вы думаете, что это за игрушки?
Кузе очень понравилось заниматься. Вместе с вами он много узнал о свойствах стекла и металла.
Дети расматривают предметы на столе.
Ответы детей
Стеклянные
Металлические
Да
Дети закрывают глаза.
Дети открывают глаза и сразу находят предмет.
Дети отвечают, что они увидели шарик.
Прозрачное
Ответ детей
Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не видели бы через окно природу.
Дети открывают глаза и ищут шарик.
Находят в коробочке шарик.
По звуку, когда взяли коробку в руки шарик загремел.
«Непрозрачная»
Да
Стекло - шыны
Стакан разбился бы
Хрупкость.
Нет
Прочная
Дети рассказывают о предметах и их назначении.
Дети выполняют физминутку
Твердые
Гладкие
Ответы детей
Они утонули
Она плавает
Тяжелые
Легкая
Звонкий, звенящий
Ответы детей.
Ответы детей.
Елочные игрушки
Рефлекстік-?йлесімділік
Рефлексивно-корригирующий
Подведение итогов занятия.
- Ну, вот, и подошло к концу наше занятие. И на прощание Кузя хочет угостить вас.
Я предлагаю детям сок в прозрачных стаканах.
Ребята, как вы думаете, чем угостил нас Кузя?
Каким соком? Какого он цвета?
Вот с помощью Кузи мы еще раз убедились, что стекло прозрачное. Через стекло, мы увидели, какого цвета сок в стакане.
-Ребята вам понравилось занятие? Что нового вы узнали?
Ребята вы молодцы, хорошо занимались на занятии.
А теперь давайте попрощаемся с нашим гостем.
Соком
Ответы детей
Ответы детей
До свидания! Сау болы?ыз!
Кутілетін н?тиже/Ожидаемый результат
Білу/Знать: Свойства стекла и металла, профессии людей, работающих с этими материалами.
Болу/Иметь: Навык бережного отношения к стеклянным предметам.
Істебілу/Уметь: Называть свойства стекла и металла.