Просмотр содержимого документа
«Условия формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Условия формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В теории обучения (дидактике) особое место отводится изучению пе-дагогических условий формирования знаний, умений и навыков и то, какое влияние они оказывают на результат этого про¬цесса. Создание необходи-мых условий определяет успешность обучения математике, в частности, развития элементарных математических представлений в старшем до-школьном возрасте, что во многом будет зависеть от организации учебно-го процесса. Многие исследователи (В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Коро¬лев, Г.С. Косюк, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин и др.) одним из таких условий рассмат-ривают организацию в дошкольном образовательном учреждении интер-активной предметно-развивающей среды. Такая среда позволяет воспита-телю вовлечь детей в близкие им виды деятельности и предметные игры, создать благоприятную обстановку для знакомства с различными матема-тическими фактами и зависимостями на специальных занятиях путем орга-низации активной самостоятельной поисковой деятельности каждого ре-бенка в повседневной жизни.
При таком деятельностном подходе к обучению, как отмечает И.В. Тарунтаева, содержание про¬граммы по элементарной математике для дошкольников помогает связать развитие умственных способностей с раз-витием других сторон личности ребенка.
Для формирования математических представлений воспитателю необходимо создать в детском коллективе атмосферу игры, которая вызы-вает у детей положительные эмоции, мотивирует их на размышления, вы-ражение своих мыслей, на решение интересной и значимой задачи. На за-нятиях познавательная задача должна быть сформулирована четко, понят-на детям. Четко поставленная задача позволит, опираясь на воображение ясно представить, что дети узнают при ее решении, чему научатся. Учиты-вая психологические особенности старшего дошкольника, важно чтобы воспитатель показал примеры, которые могут помощь детям найти спосо-бы решения задачи: как делать, что учитывать, почему нужно делать так, а не иначе. Для расширения границ поисковой активности педагог побужда-ет детей искать и другие способы решения заявленной задачи. Благодаря осознанности совершаемых ребенком практических и умственных дей-ствий активизируется его умственная деятель¬ность, что делает ее более це-леустремленной, контролируемой воспитателем и самим ребенком