Уроки безопасности для взрослых и детей.
В настоящее время значимой стала проблема создания в образовательных учреждениях безопасных условий пребывания детей, а также условий, которые позволили бы ребёнку постепенно накапливать опыт безопасного поведения. Сегодня родители, приводя ребенка первый раз в детский сад, наряду с вопросами о воспитании, обучении, питании детей, задают нам вопрос о том, как мы сможем защитить ребенка в чрезвычайной ситуации.
Фото 1
В преддверии новогодних праздников в нашем детском саду традиционно проходят дни безопасности. Безопасность жизнедеятельности человека связана со всеми сторонами жизни. Источники опасности могут быть различные: и техногенные, и социальные, и природные. Поэтому у детей и взрослых необходимо формировать определённые нормы поведения, которые помогли бы им усвоить правила поведения в опасной ситуации.
Фото 2
Театр начинается с вешалки, а наш детский сад начинается с системы контроля управления доступа. Каждый родитель и сотрудник дошкольного учреждения «Жемчужина» имеет идентификационный чип (брелок), при активировании которого на экране монитора высвечиваются данные посетителя и его фотография, так что злоумышленнику не просто миновать наш бдительный пропускной пункт. А для дополнительной защиты детей и сотрудников имеется система оповещения о возникновении ЧС в детском саду, пожарная сигнализация, видеокамеры наружного и внутреннего наблюдения, кнопка тревожной сигнализации. Но любое, даже самое высокотехничное оборудование, не способно защитить находящихся в здании людей, если они сами не будут владеть техникой безопасной жизнедеятельности. В нашем дошкольном учреждении это уже отработанная практика. Поведение людей в опасной ситуации различно. Поэтому всех сотрудников обучают правилам поведения и алгоритму действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации, чтобы в нужный момент человек мог преодолеть чувство растерянности и страха, спасая себя и других.
Фото 3
Для большей эффективности день проведения учебной тревоги не оглашается. Всё мероприятие оговаривается на совещании при заведующем с сотрудниками, отвечающими за безопасность, назначается время «Ч». Когда звучит сигнал тревоги, каждый сотрудник знает, куда ему идти и что делать, члены ДПД стараются предотвратить распространение огня, дежурный администратор встречает специальные машины, медицинские работники готовятся к оказанию первой помощи. Особое внимание уделяется самым маленьким, так как они наиболее беспомощны. Сотрудники, конечно же, понимают, что это учебная тревога, но переживают и действуют как в реальной чрезвычайной ситуации. О действиях персонала при возникновении чрезвычайной ситуации сотрудниками детского сада создан фильм «Если прозвучит тревога», видео и фотоальбом «Всегда готов!».
Фото 4
Опыт безопасного поведения позволяет предвидеть опасность, избегать её, и при необходимости - действовать. С воспитанниками детского сада мы проводим специальную работу по ознакомлению с ситуациями и правилами поведения при возникновении опасности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. В игре они обогащают свой жизненный опыт.
Фото 5
Именно через неё мы учим ребёнка правильно реагировать на сигнал тревоги, надевать респиратор, использовать для спасения подручные средства (одеяло, покрывало, полотенца и т.д.), оказывать помощь другим детям. Используя дидактическую игру, формируем у воспитанников знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях при них. Это помогает дошкольникам предвидеть угрозу, воспитывает выдержку и бережное отношение к своей жизни и здоровью. Педагогами детского сада разработан цикл интегрированных занятий по обучению детей безопасности жизнедеятельности.
Фото 6
Для увлекательного и успешного обучения наших воспитанников основам безопасности жизнедеятельности сотрудниками подобрана картотека специальных видеофильмов для детей из серии «Спасик спешит на помощь», и картотека видеопрезентаций («Кто стучится в дверь ко мне?», «Прогулка по городу», «Один дома», «В лес по ягоды и грибы», «Лето жаркая пора» и т.д.).
Коллектив нашего дошкольного учреждения считает, что планомерная работа, направленная на воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в современном обществе.
Авторы статьи:
Подколзина О.Б., воспитатель
Литература:
Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р. «Безопасность», 1998 г.
Шорыгина Т. «Основы безопасности», 2007 г.
Хромцова Т. «Воспитание безопасного поведения в быту», 2005 г.
Белая К., Зимонина В. «Как обеспечить безопасность дошкольников», 1998 г.