Просмотр содержимого документа
«Упражнения и игры по формированию фонематического слуха. у детей дошкольного возраста»
Развитыйфонематическийслух–важнаяпредпосылкауспешногоусвоениядетьмиграмоты.Всвоюочередь, обучение грамотеспособствует уточнениюпредставленийозвуковомсоставеязыка, содействует усвоению навыковфонематического анализа слов. Иногдаразвитиефонематическогослухаудетей задерживается. Это приводит кспецифическим недостаткампроизношения,свидетельствующимотом,чтоусвоениезвуковойстороныязыканезаконченоивызываеттрудностивовладенииписьмомичтением.
Развитиефонематическогослухаудошкольниковявляетсяважнейшейпредпосылкой обучения детей чтению,подготовкой к грамотному,правильномуписьму.
Недоразвитие фонематическойстороныречиявляетсянаиболеесложным в преодолении нарушением.Детипропускаютзвукивречи,заменяют,смешиваютихилииспользуютзвуквошибочнойартикуляции.
Игры для развития фонематическогослуха
Подними нужный символ (напримерфлажок). Взрослый произносит слоги,слова, в которых определенный звукнаходится в разных положениях.Ребенок должен поднять флажок, еслизвук находится в том месте слова,котороезаранееопределено.
Найди необходимый символ средимногих.Взрослый иребенок
определяютсимволы,адекватныетомуили иному звуку, например звук «с» -этонасос,звук«ж»-этожук,звук«з»
- звонок. Далее при произнесениипредъявлениеразличныхслов
взрослым – ребенок должен поднятьсоответствующий символ, в случаеесливсловеесть,тотилиинойзвук.
Сделай соответствующее движениена заданный звук. Взрослый и ребенокопределяют символы, адекватные томуили иному звуку: например звук «ч»Чебурашка, «о»олень, «т»топор.
Далее при произнесении различныхсловвзрослым–ребенокдолжен
изобразитьсоответствующийсимволв
случае,есливсловеестьтотилиинойзвук.
Узнай звук по артикуляции.Взрослый показывает артикуляциютого или иного звука. Ребенок долженназватьего.
Узнай звук по символу. Взрослыйпоказывает символ того или иногозвука. Ребенок должен назвать его.Символами звука могут служить позатела, какая – либо фигурка, предметилиегографическоеизображение.
Выбери среди многих. Взрослыйназывает слоги, слова, в которыхприсутствует (или нет) определенныйзвук.Ребенокдолженхлопнутьв
ладоши,еслизвукнаходитсявэтом
слове, слоге. Можно также выбрать изнескольких картинок, изображающихпредметы,ту,вназваниикоторойестьнужныйзвук.
Правильно–
неправильно.(преднамеренные ошибкипедагога). Тут открывается большойпростордлятворчествавзрослого:
можно, например, показывать на тоилииноеслово,звук,символ
(неправильные) или показыватьнеправильноедвижение.
Звукоподражание, стихи – потешки(ребенок считает сколько разпрозвучалзаданныйзвук.)Впроцессепроизнесенияречевогоматериала
ребенокотхлопывает,отстукивает,встает, садится, когда услышитнужный(оговоренный)звук.