Тезисы "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений"
Тезисы "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений"
Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом [21].
В ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» прописаны направления развития, включающие в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.
Современные педагогические исследования и практический опыт подтверждают, что индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики.
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации [11].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тезисы "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений"»
Приложение 1
ТЕЗИСЫ
Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений
Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом [21].
В ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» прописаны направления развития, включающие в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.
Современные педагогические исследования и практический опыт подтверждают, что индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики.
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации [11].
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов обобщения современной педагогической практики возникает ряд противоречий:
между достаточным освещением проблемы развития речи у дошкольников в теоретических исследованиях и недостаточностью применения методов и методик развития речи в практике деятельности воспитателя ДОО;
между возможностями логоритмических упражнений для развития речи дошкольников и недостаточным целенаправленным использованием их в работе воспитателя ДОО.
На основании изложенных противоречий обозначена проблема исследования, заключающаяся в выборе и обосновании психолого-педагогических условий, способствующих развитию речи дошкольников посредством логоритмических упражнений.
Данная работа может представлять практическую значимость для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОО, учителей-логопедов, музыкальных руководителей и родителей детей, интересующихся вопросами речевого развития дошкольников.
Рассмотрим, как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе и какое значение она имеет для развития.
С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления.
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми.
Методику развития ритмических способностей впервые ввел в систему швейцарский педагог, музыкант и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз [1]. Преподавая в консерватории, он заметил неритмичность своих учеников. Как писал Далькроз: «Музыкант - это человек с хорошим слухом и ритмом». Посмотрев на своих учеников, Далькроз создает методику ритмического воспитания, где ритмику выделяет в отдельную отрасль.
С этого времени ритмика включается в занятия по физическому и художественному воспитанию, способствуя развитию музыкальной памяти, слуха, движения, физическому развитию. На занятиях дети знакомятся с песнями, танцами, хороводами наших и зарубежных авторов - таким образом, музыка оказывает влияние на развитие плавности, четкости, ритмичности движений, создает эмоциональную окраску и воздействие на чувства ребенка, вызывает большой интерес к образам музыкальных произведений.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движения.
Логоритмические упражнений оказывают большое влияние на развитие речевой активности у детей дошкольного возраста. При использовании логоритмики у ребенка развиваются творческих способности, формируется правильная осанка, красивая походка, укрепляется костно-мышечный аппарат, и, самое главное, развивается речь, нивелируются недостатки речевого развития.
Однако психолого-педагогические условия развития речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений недостаточно подробно описано в методической литературе, поэтому в практике деятельности воспитателя недостаточно используются.
В дальнейшем при работе над дипломом, была обозначена идея опытно-поисковой работы: повысить уровень речевого развития у детей дошкольного возраста посредством реализации цикла логоритмических упражнений.
Список литературы:
Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР - СПб., Детство-Пресс, 2009.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2008. -159с.
Аюпова Е.Е., Степанова А.Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. - Пермь, 2009. - 36с.
Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. – м.: ООО издательство «Дом.XXI век», 2008. – 189 с.
Бородич А.М.Методика развития речи детей. -М.: Просвещение,2011. -255с.
Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура. - Л., 1971;