Просмотр содержимого документа
«Упражнения и игры направленные на развитие фантазии и воображения у детей»
Игры и упражнения на развитие воображения и фантазии у детей
Игра «Волшебные кляксы» Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Ход игры. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
«На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Ход игры: Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек. Карточка
«Несмеяна» Цель: развить мимику, подражательность, фантазию детей. Ход игры. I вариант. Играющие становятся вокруг водящего (Несмеяны). Каждый из них по очереди старается рассмешить царевну с помощью мимики и жестов (без речи). Тот, кому это удалось, сам становится Несмеяной. II вариант. Водящий встает в центр между играющими и старается когото из них рассмешить. Ему запрещено дотрагиваться до кого-либо и разговаривать. Каждый водящий водит не более минуты. Если ему не удалось никого рассмешить, ему на помощь дается еще один водящий, и они вместе повторяют попытку. Если же ребенок добился успеха, он меняется местами с тем, кто рассмеялся. Карточка
«Неизвестное животное» Цель: развить воображение, мелкую моторику детей. Материал. Листы бумаги по количеству играющих, карандаши или ручки. Ход игры. Каждый играющий на своем листе рисует вверху голову человека, животного, птицы и т. д., затем, загнув листок так, чтобы было видно только кусочек шеи, передает лист соседу. Тот должен продолжить рисунок верхней частью тела и, загнув, снова передать листок следующему игроку, который рисует конечности. Таким образом, дорисовываются листы всех играющих, не зная, чья голова или туловище были нарисованы партнером. В конце игры получается коллекция неизвестных, смешных животных Карточка
«Фото на память» Цель: развить воображение, подражательность, мимику детей. Ход игры. Педагог говорит детям, что он будет фотографом на представлении, а они (дети) - артистами, которые будут изображать мимикой и жестами различных героев. «Представление» начинается: взрослый берет воображаемый фотоаппарат и предлагает изобразить, например, злую и страшную Бабу-Ягу. После чего всем нужно замереть – фотограф должен сделать фото на память. Следующий герой: вспомните, как хитро улыбалась Лиса Колобку, чтобы ему понравиться, изобразите, как она это делала, а теперь снова сделаем фото и т. д.
Упражнение «Сказочная птица» Цель: Развивать у детей самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа (пластический и декоративно-силуэтный). Материал. Пластилин, стеки, бумага, ножницы, клей. Ход упражнения. Педагог просит детей вспомнить, какой может быть сказочная птица, как ее изобразить. Предлагает выбрать способы изображения, взять те материалы, которые им нужны. На отдельном столе у педагога лежат материалы для лепки и аппликации. Дети берут любой материал и приступают к работе. Педагог индивидуально оказывает помощь детям, учитывая их замысел и умения. В заключение все рассматривают работы.
Упражнение «Несуществующее дерево» Цель: Активизация творческого воображения, пробуждение эмоций, интересов. Материал. Листы бумаги, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры. Ход упражнения. Педагог сообщает детям, что сейчас они будут рисовать волшебное дерево, которое может быть непохожим ни на какие другие деревья: у него на веточках могут быть разные игрушки, сладости, птички – все, что они захотят. После окончания работы устраивается коллективное рассматривание получившихся работ, желающие ребята рассказывают о своем дереве. Карточка
«Превращения» Цель: Учить выделять знакомые фигуры и абстрактные элементы в предметных и сюжетных изображениях. Материал. Картинка с изображением абстрактного элемента, с предметным и сюжетным изображением, в которых этот элемент присутствует; фломастеры. Ход игры. Игра проводится в форме соревнования: «Кто больше и быстрее найдет «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках. Чтобы не запутаться, обводить уже найденные элементы фломастером. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти скрытый элемент.
«Сочиним сказку» Цель: Научить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов. Материал. Разноцветные кружки (каждому ребенку - по 3 кружка разных цветов; отдельные цвета у детей могут повторяться). Ход игры. Педагог раздает детям цветные кружки: при первом проведении упражнения по два, при следующих - по три. Кружки у всех детей разного цвета, например, у одного - красный, коричневый и желтый, у другого - синий, зеленый и желтый, у третьего - белый, красный, зеленый и т.д. Взрослый говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый сочинит сказку, про своего героя. Каждому ребенку надо посмотреть на свои кружки, придумать, кого они могут обозначать, и сочинить про них историю. При этом следует подчеркнуть, что кружки у всех разные и сказки тоже должны быть разными. Педагог дает дошкольникам на обдумывание 5-7 минут и начинает опрос. Выслушивает всех детей, поощряет за оригинальность ответа, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков.
Упражнение «Пантомима» Цель: Активизация воображения, образного двигательного представления, создание положительного эмоционального фона. Ход упражнения. Все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Сначала педагог сам задает действие («Представьте себе, что вы рвете воображаемые груши или сливы и кладете их в корзину; стираете белье; тащите тяжесть» и т.п.). В дальнейшем к этому подключаются дети. Победителями становятся те ребята, которые наиболее верно и выразительно изобразили пантомимическую картину.
Игра «Фантастический образ» Цель: Тренировка самостоятельного творческого воображения, мышления. Материал. Набор карточек с изображением различных элементов предметов, животных, человека (например, заячьи уши, хвост свиньи, рога оленя, ножки стола, глаз человека и др.). Ход игры. Педагог раскладывает перед детьми карточки с изображениями элементов и предлагает каждому из детей построить из них фантастический образ (существо, предмет), а затем описать, какими свойствами обладает созданный образ, как его можно использовать, что он умеет делать и т.п.
Упражнение «Лепка по замыслу» Цель: Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы, упражнять в самостоятельном применении полученных знаний. Материал. Пластилин, дощечки, стеки. Ход задания. Педагог говорит детям, что сейчас они будут лепить из пластилина то, что захотят. Далее выясняет замысел у детей, уточняет последовательность в выполнении задуманного. В процессе работы оказывает индивидуальную помощь. По окончании лепки все поделки ставят вместе. Дети находят знакомые форм ы, отмечают их выразительность. Карточка
«Разные сказки» Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель. Ход игры. Педагог выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность. Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее, изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.