Просмотр содержимого документа
«Управление инновационной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении»
Управление инновационной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
Выполнила: Васильева Е.А.
Важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.
Развитие - изменения, направленные, закономерные и необходимые.
Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:
добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;
носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.
«оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий,
заигрывание с наукой;
изобретательские мелочи.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
— в содержании образования; — в формах, методах воспитательно-образовательного процесса; — в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
— частные, единичные, не связанные между собой; — модульные (комплекс частных, связанных между собой); — системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения); — новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения); — радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество); — прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение); — освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение); — ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Существуют различные причины нововведений. К основным можно отнести следующие.
1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.
2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.
3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.
4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.
6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.
7. Конкуренция между детскими садами.
Но главное — это обучение воспитателей через разные формы:
1) проведение семинаров для сотрудников, направление их на курсы повышения квалификации; 2) организация «круглых столов» с приглашением известных ученых, специалистов, управленцев; 3) организация работы методических объединений или творческих групп; 4) практикумы; 5) самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.
Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.
Мы уже подчеркивали, что инновационная деятельность — это специфическая педагогическая деятельность, которую характеризуют восемь основных действий :
— предварительное решение , которое возникает в процессе анализа ситуации и состояния образовательной системы, и определение предмета преобразования (что преобразуется и на основе какой научной информации); — принятие решения об организации инновационного процесса; — разработка новой модели образовательной системы (осуществляется на основе индивидуального и группового педагогического проектирования); — определение показателей качества инновационного процесса и его эффективности; — разработка программы преобразований ; — реализация программы преобразований ; — определение качества результатов инновационного процесса (по завершении адаптационного периода); — оценка эффективности инновационного процесса (определяются качество результатов, затраты времени, финансов на их получение).
Главные условия эффективности инновационной деятельности:
1) системность в методической работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;
2) наличие у педагога личного плана развития , который мобилизует его потенциальные способности;
3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;
4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость (приложение 3);
5) установление добрых, открытых отношений , при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов (приложение 4);
6) проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.
Инноватор — это организатор нововведений. В его задачу входит обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса.
инновационный процесс проходит с большей эффективностью, если его организатор является членом педколлектива, осуществляющего инновацию;
организатором нововведений может быть любой член педколлектива , не обязательно представитель администрации;
инноватором должен быть педагог, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий соответствующий опыт и необходимые навыки работы (в том числе умеющий выделять болевые точки организации, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать соответствующие программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности).