Управление образовательным учреждением в условиях модернизации системы образования
Управление образовательным учреждением в условиях модернизации системы образования
В статье изложен аналитический обзор управления образовательным учреждением. Миссия и стратегия развития образовательного учреждения и их определение. Стратегический анализ.В статье изложен аналитический обзор управления образовательным учреждением. Миссия и стратегия развития образовательного учреждения и их определение. Стратегический анализ.В статье изложен аналитический обзор управления образовательным учреждением. Миссия и стратегия развития образовательного учреждения и их определение. Стратегический анализ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Управление образовательным учреждением в условиях модернизации системы образования»
Управление образовательным учреждением в условиях модернизации системы образования
Удачина Зульфия Бадертдиновна, заведующий
МБДОУ «Детский сад № 193» г.о.Самара
Аннотация: В статье изложен аналитический обзор управления образовательным учреждением. Миссия и стратегия развития образовательного учреждения и их определение. Стратегический анализ.
Система образования изменилась радикально. Образовательные учреждения являются юридическими лицами, самостоятельными в принятии решений, что приводит дошкольные образовательные учреждения индивидуализировать свои цели в рамках новой важной плоскости: спрос имеет свойство изменяться, а ресурсы – устаревать.
Любое образовательное учреждение, как любая другая организация, потребляет ресурсы для производства продукта (образовательных услуг), призванного удовлетворять потребности субъекта внешней среды.
Именно поэтому, если менеджмент образовательной организации (руководитель образовательного учреждения) не поддерживает это состояние, то очень скоро организация переместится в другую плоскость: постоянно меняющийся спрос приводит к неактуальности применения устаревших ресурсов. Что в свою очередь, предполагает изменение функций руководителя образовательного учреждения – получение дополнительных ресурсов на достижения заявленных целей.
Дополнительные ресурсы можно получить от государственных, муниципальных органов управления, предприятий, общественных организаций и частных лиц (включая родителей). Как правило, большинству обладателей необходимых детскому саду ресурсов требовалось обоснование перспектив детского сада с расчетами. Появилась необходимость разрабатывать программы в целевой форме, но с учетом особенностей современного образования – условия существования детского сада все менее предсказуемыми из – за происходящих динамических изменений в обществе. Руководители стали разрабатывать стратегические планы своего образовательного учреждения, в лексику современного руководителя стало входить понятие «стратегия детского сада».
В рассматриваемой логике управления образовательным учреждением создание стратегии является очевидным этапом деятельности руководителя, следующим за этапами определения видения, миссии и разработки идеальных целей. Существует особенность подхода к данной ситуации: конкретизированная формулировка миссии позволяет обойтись без разработки идеальных целей. Опираясь на видение, руководитель приводит организацию к формулировке мисси, анализируя собранную информацию об образовательных потребностях сообщества. Именно на основе миссии руководитель анализирует реальное состояние учреждения и разрабатывает стратегию.
Стратегию можно рассматривать как программную траекторию движения к миссии.
Генри Минцберг – профессор менеджмента Макгилльского университета в Монреале рассматривает понятие «Стратегия организации» как генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей [2, с.16]
В рамках отечественных научных представителей – Л.И. Фишман доктор педагогических наук, профессор Самарского государственного педагогического университета рассматривает понятие «Миссия» как разделяемое различными внутренними и внешними субъектами деятельности понимание предназначения организации [4, с.15]
Миссия выступает точкой согласования интересов самых различных субъектов (прежде всего, субъектов внешней среды), результатом компромисса различного видения. В настоящее время ситуация определения миссии «легло на плечи» руководителя образовательного учреждения, поскольку теперь ему делегирована основная ответственность за реализацию (а значит, и сочетание) в образовательном процессе интересов личности, общества и государства. Руководителю необходимо сформулировать ориентир деятельности внешней среды и формировать у педагогического коллектива общие взгляды и общие подходы к работе.
Для осуществления миссии организации и достижения ее целей разрабатывается стратегия, которая призвана дать ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких средств и действий учреждение может достичь своих целей. В свою очередь необходимо проведение стратегического анализа и только лишь потом формулировка целей, выбора средств. Стратегический анализ подразумевает осуществление сравнительного анализа реального состояния образовательного учреждения и желаемым состоянием, таким образом, руководитель определяет «разрыв» между реальным и идеальным.
В процессе проведения сравнительного анализа руководитель исследует внешние и внутренние факторы учреждения, которые и позволят ему определить изменения отдельных характеристик ресурсов, необходимые для достижения миссии и целей организации.
При проведении стратегического анализа руководитель может использовать разные методы исследования. В своей практике использовала наиболее удобный в применении метод SWOT – анализа, который сводится к заполнению матрицы из четырех квадрантов. SWOT – анализ получил свое название от английской аббревиатуры следующих слов: S (strength) – сильные стороны внутренней среды деловой организации; W – (weakness) – слабые стороны внутренней среды; O (opportunities) – возможности, заложенные во внешней среде организации; T (threats) – угрозы, опасности, исходящие из внешней среды.
Данный метод может быть использован для разработки любых решений: стратегических, тактических, оперативных, личностных.
Таким образом, на основе стратегической альтернативы и выбора варианта стратегии, руководитель образовательной организации разрабатывает планы по различным направлениям деятельности. Руководителю необходимо придерживаться четкой структуры управления в рамках модернизации современного образования, в противном случае неизбежно следствие хаотического характера действий руководителя и ведет к отсутствию продвижения, обновления, развития образовательного учреждения.
Список литературы
Давыдова Т.И, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова Управление образовательными системами. М.: Изд.центр «Академия», 2006.
Никитина Т.А., Шаталина М.А. Технология успешной управленческой деятельности: коучинг: монография. Самара: Изд – во «Самарский муниципальный институт управления», 2010.
Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами. Ростов –на- Дону.: Изд. «Феникс», 2008.
Фишман Л.И., Дудников В.В. Модульная программа «Управление образовательным учреждением в условиях изменений», 2010.