kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Царство звуков Ц -Т"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация звуков Ц-Т, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Царство звуков Ц -Т"»

Технологическая карта занятия Криворотенко Татьяны Борисовны



Тема занятия

Тип занятия. Изучение нового материала

Класс 1

Логопедическая тема: Дифференциация звуков Ц-Т.

Лексическая тема: Путешествие в «Царство звуков [ц] - [т]»

Цель: овладение навыком дифференциации звуков Ц-Т.

Задачи:

Образовательные:

-развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление

-развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [ц] и [т].

- воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Коррекционные:

-развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

-развитие познавательной активности, воображения, образного мышления.

-формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к родному языку.


Планируемые результаты занятия

Предметные УУД:


формирование плавной речи.







Метапредметные УУД:


Регулятивные: последовательность действий на занятии;

адекватно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

учиться высказывать своё предположение

Познавательные: умение анализировать речевую информацию и делать выводы, умение отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций, точно и грамотно выражать свои мысли

Личностные УУД:


Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания

Форма работы

-подгрупповая

Ход занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I. Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.


-Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг-другу и подарим хорошее настроение.

- Ребята, чтобы узнать, где мы сегодня окажемся, необходимо определить какой звук стоит первым в названии данного предмета.

Например, какой первый звук услышишь в слове слон? [с].

Учащиеся приветствуют друг друга, улыбаются.


2.Сообщение лексической темы.

Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.

Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.

Рыбки в крапинку, в горошек, с плавниками, но без ножек.

Спит спокойно старый слон – стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой, то-то теплое местечко.

Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.

Ослик был сегодня зол.

- Так какое же это слово, ребята? Давайте вместе его проговорим с ударением.

- Это Царство, верно!

- Мы сегодня попадем в волшебное Царство.

Называют слово Царство, читают его с ударением.

II. Актуализация необходимых знаний.

- А сейчас, приглашаю вас посетить Царство. Чтобы пройти в ворота Царства, надо произнести волшебные слова (дети повторяют за логопедом):

цать - тяц сца - стя цтя

цоть - тёц сцо - стё цтё

цуть - тюц сцу - стю цтю

- Ворота открыты. Добро пожаловать! Проходите на свои места.

- Сегодня мы продолжим слушать, правильно произносить и различать звуки.

- Знаете ребята, у каждого царства есть название и у нашего тоже оно есть, в нем живут звуки, а какие вы должны догадаться!

Игра «Эхо»

- Скажите, какие два согласных звука повторяются. Я вам раздам карточки, повторяйте за мной.

Та-ца-та, цо-то-цо, цу-цу-ту, ты-ты-цы, уцу-уцу-уту, ыцы-ыты-ыты.

- Какие согласные звуки повторялись? Правильно, это звуки [ц] - [т].

- Итак, это «Царство звуков [ц] - [т]».

Произносят волшебные слова.











Повторяют звуки по карточам.



II. Организация познавательной деятельности.












- И вот мы попали в царство звуков [ц] - [т]. Здесь необыкновенные улицы, площади и бульвары.

Давай те охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [ц]?

Д е т и. Он состоит из двух простых звуков - [т] и [с].

Поэтому звук [ц] - сложный звук.

Звук [ц] - согласный, так как есть преграда язык. Губы улыбаются. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Передняя часть спинки вначале образует смычку-преграду с верхними зубами, а затем щель. Воздушная струя быстрая, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [ц] твёрдый, глухой.

Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.

Звук [т']- согласный, так как есть преграда воздуху - язык Кончик языка за нижними зубами. Передняя часть спинки плот но прижимается к верхним альвеолам, боковые края прижаты к верхним зубам. Средняя часть спинки языка дополнительно поднимается и напрягается. Воздушная струя быстро и с силой прорывается между языком и верхними альвеолами, но не сразу и не так резко, как при звуке [т].

Звук [т'] - мягкий, глухой.

- Первая улица, на которую мы попали это:

Улица «Затерянных звуков»

- Частенько так случается, что звуки из слов теряются. А звуки на письме мы обозначаем буквами, в нашем случае это буквы Ц – Т.

-Сейчас я вам раздам карточки с заданием.

- Надо вставить в слова буквы Ц – Т. Приготовили ручки.

Слова: пугови(Ц)а, (Ц)ве(Т)ок, пя(Т)ница, (Т)ыква, огуре(Ц), (Т)арелка, коль(Ц)о, мо(Т)о(Ц)икл.

- Будем читать слова по цепочке, по одному слову и назовите какую букву вы вставили.

-Молодцы, ребята. Чтобы пройти дальше нам нужно выполнить пальчиковую гимнастику.

Мы заходим на:

Площадь «Веселинка»

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

И вот мы пришли на:

Улицу «Собирай-ка»

- Сейчас у вас появятся конверты, и вы станете волшебниками, если отгадаете секретное слово, которые они содержат.

У каждого ребенка в конвертах разрезные буквы, из которых они должны составить слова, содержащие буквы Ц-Т.

Дети читают слова, которые у них получились и записывают их в тетрадь.

Слова: синица, яйцо, цифра, танец, тополь, талон, спица, цена, цветок, сцена, платок, ножницы.

У нас впереди еще много неизведанного, поэтому нам необходим заряд бодрости. Давайте сделаем зарядку. Раз-два – все вставайте,

Три-четыре – приседайте,

Пять-шесть – повернись,

Семь-восемь – улыбнись,

Девять-десять – не зевайте, свое место занимайте.


-Ребята, давайте объединим в пары рифмующиеся слова. Я буду говорить одно из слов, и бросать мяч кому-то из вас, вы должны подобрать к нему слово в рифму, произнести его и вернуть мне мяч:

Цыплята - тигрята

сцены-стены

цыплёнок -телёнок

царапка -тяпка

цени – тяни


Характеризуют звуки.


















Вставляют буквы, произносят слова.









Выполняют пальчиковую гимнастику.












Составляют слова, записывают в тетрадь.






Выполняют физкультминутку.








Объединяют в пары рифмующиеся слова

III.Рефлексивно-оценочный этап


- Давайте вспомним слова со звуками [ц] - [т].

- Что вам больше всего понравилось?

- Молодцы! Вы хорошо поработали!




Технологическая карта - документ, который помогает спланировать и организовать деятельность учителя и образовательный процесс на уроке в соответствии с требованиями ФГОС в виде графического проектирования урока (таблицы).

В технологической карте отражается:

  • системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками;

  • характеристика деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия, этапа урока, занятия.



Технологическая карта помогает:

  • осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

  • акцентировать внимание на самостоятельную деятельность обучающихся на всех этапах урока, занятия согласно ФГОС.

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;

  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся УУД;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • обеспечить повышение качества образования.

Виды универсальных учебных действий согласно ФГОС:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ,КОММУНИКАТИВНЫЕ,РЕГУЛЯТИВНЫЕ)

  • ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

Примеры формулировок УУД.

  • Личностные УУД:

формирование положительного отношения к учебной деятельности; формирование интереса к учебному материалу.

  • Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: формирование умения выделять существенную информацию из источника; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД: формирование умения планировать свои действия, анализировать и сравнивать, а также прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • Предметные УУД: формирование умения осуществлять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; умение ориентироваться в направлениях пространства; формирование умения графически правильно оформлять слого-ритмические схемы слов различной слоговой структуры.

Технологии, использованные на занятии :

Здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

Этапы коррекционно-развивающего занятия.

  • I этап

Организационно-мотивационный,5 мин.

  • II этап

Ориентировочно-подготовительный, 5 мин.

  • III этап

Поисково-исследовательский, 5 мин.

  • IV этап

Операционно-исполнительский, 20 мин.

  • V этап

Рефлексивно-оценочный, 5 мин.

Используемая литература:

1.Розова Ю.Е. , Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте.

2.Спивак, Е. Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. - М.: Гном, 2014

3. Благосостояние городского населения Сибири. Проблемы дифференциации. - М.: Наука, 1990.

4. Егорова, О. В. Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / О.В. Егорова. - М.: ГНОМ и Д, 2010.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Царство звуков Ц -Т"

Автор: Клишина Ирина Валерьевна

Дата: 03.06.2025

Номер свидетельства: 671070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок обучения грамоте в 1 классе     Тема: Сопоставление звуков (ж) и (ш). "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-obuchieniia-ghramotie-v-1-klassie-tiema-sopostavlieniie-zvukov-zh-i-sh"
    ["file_id"] => string(6) "234103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443350289"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Урок української мови в 5 класі        Алфавіт. Співвідношення звуків і букв. Позначення звуків на письмі. "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-ukrayins-koyi-movi-v-5-klasi-alfavit-spivvidnoshiennia-zvukiv-i-bukv-poznachiennia-zvukiv-na-pis-mi-1"
    ["file_id"] => string(6) "161782"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422274335"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) "Казки з мови "
    ["seo_title"] => string(12) "kazki-z-movi"
    ["file_id"] => string(6) "159298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421866085"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект ННОД "Путешествие в царство Волшебницы Воды""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-nnod-putieshiestviie-v-tsarstvo-volshiebnitsy-vody"
    ["file_id"] => string(6) "250347"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447074431"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "В царстве корней! "
    ["seo_title"] => string(19) "v-tsarstvie-korniei"
    ["file_id"] => string(6) "181596"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425376039"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства