Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения в детском саду»
Технология проблемного обучения в детском саду
Известно, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё в первые: солнце и дождь, страх и радость. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы – педагоги. В нашем дошкольном учреждении, на ряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, используются методы технологии проблемного обучения (вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность). Технология проблемного обучения — это вовлечение в игру, практическую деятельность, труд через слово, произведения искусства, технические устройства. Технологии проблемного обучения могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Воспитатель использует проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности.
Проблемное обучение – это создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активная деятельность детей по их разрешению, в результате которой происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Однако, такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструкторских заданий. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков мы широко используем интегрированные занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Однако, взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Эффективным средством познавательного развития ребенка является метод технологии проблемного обучения – метод проекта. Основу метода проектов составляет: развитие познавательных навыков ребенка, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, что и требуется в нашем современном мире. Метод проекта развивает у детей умение определять цели и задачи, планировать свою деятельность, разбиваться на группы, выполнять задание аккуратно, до конца, распределять роли внутри группы, определять необходимые для реализации проекта материалы, представлять результат проделанной работы. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Методы проблемного обучения при создании проблемных ситуаций требуют активной познавательной деятельности детей, которая состоит в поиске решения сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явления. Виды проблемных ситуаций: психологическая и педагогическая. Психологическая проблемная ситуация представляет деятельность детей. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Педагогическая проблемная ситуация представляет организацию учебного процесса, создается с помощью активизирующих действий, вопросов воспитателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.