kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теория и методика экологического воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе-среде жизни живых организмаов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теория и методика экологического воспитания дошкольников»

Теория и методика экологического воспитания дошкольников

Тема: Формирование представлений о неживой природе — среде жизни растений, животных и человека у детей старшею дошкольного возраста

  1. Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе - среде жизни живых организмов.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Идеи ознакомления дошкольников с неживой природой получили свое развитие в концепции и практике отечественного дошкольного воспитания в работах многих ученых, которые считали наблюдение основным методом ознакомления с окружающим миром, накопления, расширения и уточнения достоверных и надежных знаний о природе.

В1950-е годы начали проводиться исследования, в результате которых исследователи отметили, что важно правильно организовывать чувственное восприятие объектов неживой природы. Педагогические исследования, которые проводились в начале 1970-х годов вошли в основу теоретического и экспериментального объяснения методики экологического воспитания дошкольников.

Осуществляя идею поэтапного усложнения содержания обучения в области дошкольного воспитания, по мнению А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгер, дошкольники могут овладеть системой взаимосвязанных знаний, которые отражают закономерности той или другой области действительности, если будет доступно наглядно-образное мышление, преобладающее в дошкольном возрасте.

В дошкольной педагогике начали исследования по отбору и систематизации знаний о природе, отражающих основные закономерности неживой природы (И.С. Фрейдкин и др.).

90-е годы ХХ века можно охарактеризовать периодом развития двух важных с точки зрения экологии процессов: во-первых, углубления проблем планеты, связанных с экологией, до кризисного состояния и, во-вторых, их осмысление населением Земли.

В России сложилась общая Концепция непрерывного экологического образования детей, начальным звеном которой является дошкольное воспитание. С.Н. Николаева считает, что основой содержания экологического воспитания детей-дошкольников является «формирование... осознанно –правильного отношения к природным явлениям и объектам...». Экологическим знаниям начинают обучаться с раннего детства в дошкольном образовательном учреждении и продолжают на всех его ступенях обучения. Именно в период раннего дошкольного детства ребенок получает первые чувственные впечатления о неживой природе, накапливает определенные знания о различных формах жизни, то есть у него складываются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные понятия экологической культуры.

В 90-е годы в России было создано большое разнообразие программ, которые направленны на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В авторских программах представлены психологические подходы экологического образования дошкольников.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции. Данная концепция предполагает индивидуализацию личного становления ребенка. Программа «Открой себя» учитывает формирование у детей естественных научных представлений и экологического воспитания, начальные формы экологического сознания, которые развиваются через цикл занятий «Мир нерукотворный», который включает такие темы совместной деятельности взрослого и ребенка, как «Земля и космос», «Время», «Жизнь на Земле», «Климат», «Вода», «Суша», «Воздух», «Лики народов земли», где у детей формируются представления о неживой природе.

Программа «Жизнь вокруг нас» создана Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой. По мнению авторов, в экологическом образовании и воспитании старших дошкольников, главным должно быть личностное развитие ребенка. У детей формируется бережное, заботливое и ответственное отношение к неживой природе на эмоционально-положительной основе через получение информации экологического содержания.

Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой направлена на планетарное мышление детей: осмысленное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. Программа «Паутинка» помогает развить в детях сочувствие и сопереживание в результате изучения экологических представлений о ценности и значении природы, ее единстве с человеком, о влиянии человека на жизнь животных и растений.

Программа В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой «Семицветик» нацелена на культурное и экологическое образование детей, развитие в них начал духовности и богатой творческой личности. По мнению авторов программы, от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать мир природы вокруг себя, как оценит ценности мировой культуры, зависит то, какие поступки он будет совершать. В программе планируется совместная творческая деятельность детей и взрослых в детском саду, а также в семье. Основой программы «Семицветик» считается восприятие красоты в природе, в творениях, созданных человеком и самом человеке, в его внутреннем мире.

Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник» формирует у детей 4-6 лет представления о природе, как живом организме и одновременно развивает их творческую деятельность. Автор предлагает с помощью художественно-эстетического развития решать задачи экологического воспитания детей через ознакомление их с мировой художественной культурой.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом —природа», которая разработана в1998 году, направлена на воспитание гуманной, социальной, активной и творческой личности ребенка старшего дошкольного возраста с пониманием места человека в природе. Согласно программе ребенок приобретает понятия о взаимосвязях в живой и неживой природе, которые помогают им открыть основы экологических представлений, серьезного и ответственного отношения к окружающему миру и своему здоровью.

Программа «Наш дом —природа» состоит блоков, которые включают обучающий и воспитывающий компоненты. Данная программа включает знания о природе, ее развитии и как нужно относиться к ней (бережная забота, умения видеть красоту и др.) Программа рассматривает область неживой природы (пять блоков, которые посвящены воде, воздуху, почве и др.).

Программа С. Николаевой «Юный эколог», которая появилась одна из первых в 90-х годах, созда на на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Следует обратить внимание на то, что это программа одновременно решает вопрос развития начал экологической культуры у детей и у взрослых, их воспитывающих, так как педагог, являющийся носителем экологической культуры -важнейшее условие развития и становления детей. В программе «Юный эколог» прослеживается взаимосвязь живых тел со средой обитания в разных аспектах, как основные проявления особенностей организма на приспособленность растений и животных к среде обитания.

Дошкольное детство можно считать началом формирования экологического мышления ребенка, так как в возрасте до 7-8 лет закладывается база осмысленного отношения к окружающей действительности, накапливаются красочные, чувственные впечатления, которое на долгое время остаются в памяти человека. Все исследования сходятся к тому, что природозащитная работа в детском саду по своему содержанию уже, чем экологическое воспитание. Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на ключевые идеи и понятия экологии.

  1. Содержание работы по формированию у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе - среде жизни растений, животных и человека.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки ... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой ­предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того, это просто необходимо, особенно если дошкольное учреждение занимается экологическим воспитанием.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло - в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых могут удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре. Животные приспособлены жить в определенной внешней среде: одни роди­лись в воде и всю свою жизнь остаются в реке, море, океане - они прекрасно плавают. Другие сумели освоить два пространства, например все наземно-воздушные животные (птицы, летучие мыши, летающие насекомые) имеют крылья для полета и ноги для передвижения по твердому субстрату; земноводные освоили водное и наземное пространство (например, лягушка). Есть и особо «способные»: они могут перемещаться в трех разных средах - в воде, по земле и по воздуху. Примером может служить гусь: он ходит и бегает по земле, плавает и ныряет в пруду, неплохо летает (дикие гуси - перелетные птицы). Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта ...

Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Как знакомить детей с явлениями неживой природы?

Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.

Исключительно важным для развития мышления ребёнка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познаёт новое об окружающей действительности.

Ознакомление с объектами и явлениями неживой природы начинается на 2 году жизни. Так, при формировании культурно-гигиенических навыков, воспитатель учит детей называть воду и её признаки: вода бывает тёплая, холодная, льётся, течёт. На прогулке называет другие явления неживой природы, предлагает детям назвать их: песок, камни, идёт дождь.

На 3-ем году жизни дети уже в состоянии самостоятельно называть признаки объектов в непосредственном контакте с ними. Взрослый предлагает детям называть признаки воды при мытье рук, на прогулке называть явления: дождь идёт, солнце светит. На занятиях по развитию речи при рассматривании иллюстраций закрепляются все названия и явления неживой природы.

В группе 4-го года жизни программа с явлениями неживой природы усложняется. Детям даются знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т.е. это то, чем предметы отличаются один от другого. А чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Например: в играх с водой и песком, на основе чувственных восприятий, узнают, что вода – тёплая или холодная; песок – сухой или сырой. Детей необходимо учить выделять признаки и находить одинаковые для однородной группы предметов. Рассматривая песок и камни, воспитатель обращает внимание на то, что они разные по форме и цвету, но вместе с тем, песок и камни имеют одинаковые признаки (твёрдые, колются), если сравнивать их с водой (течёт, льётся, её нельзя взять в руки или положить на стол). Песок и камни, глину и землю можно взять в руки, положить на стол. Итак, воспитатель подводит детей к простому умозаключению: вода жидкая, её нужно наливать в посуду, а глина, песок, земля – твёрдые. Знания о твёрдых и жидких предметах уточняются в повседневной жизни.

В средней группе дети знакомятся с признаками воздуха. Он есть везде. Воздух бывает тёплый, холодный. Для закрепления этих признаков нужно провести ряд опытов: помахать книжкой, подуть на бумагу. При ознакомлении с неживой природой, необходимо учить детей не только правильно называть предмет, но и их признаки (дождь идёт, льёт, капает). Когда дождик начинается, воспитатель обращает внимание на то, как падают первые капельки. Они бьют по крыше, падают на землю, а когда дождь усиливается, капельки дождя сливаются в тоненькие струйки, струйки соединяются в ручейки, а ручейки образуют лужи. В холодное время года дети должны знать, когда холодно – падает снег. Зимой солнечного тепла мало. При ознакомлении с явлениями неживой природы, детей младшего дошкольного возраста обращают внимание только на простейшие признаки этих явлений. Дети должны знать их и называть.

Причинно -следственные связи они могут устанавливать лишь тогда, когда одно явление непосредственно связанно с другим. В играх с песком, землёй, водой учат устанавливать простейшие связи. Вода чистая, прозрачная, помыли игрушки после песка, вода становится мутной. Или из сухого песка нельзя лепить, он рассыпается, если помочить его водой, он становится сырой и тогда из него можно лепить. Дошкольникам можно самостоятельно устанавливать связи между другими предметами - глиной, землёй, водой. Необходимо постоянно учить устанавливать причинно -следственные связи, не соприкасаясь непосредственно с предметами и явлениями не живой природы.

Так можно обратить их внимание на признаки воды в лужах, песка в песочницах, земли в цветнике. Воспитатель учит видеть и подмечать изменения с предметами и правильно устанавливать причинно – следственные связи. Почему вода в лужах мутная? Песок был сухой, а стал сырой. Почему?

При ознакомлении с неживой природой детей также необходимо приучать видеть красоту природных явлений: воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляются и уточняются, и углубляются на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, воспитатель закрепляет знания о свойствах глины. На занятиях дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций - о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, ознакомление с признаками разных времён года, надо начинать не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег – вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно – следственных связей в природных явлениях.

Работа по ознакомлению с явлениями неживой природы углубляется в группе 5-го года жизни. Детям даются знания не только о внешних признаках разных предметов, но под действием других явлений они видоизменяются. Например: вода кипит, при кипении превращается в пар. С этим явлением воспитатель знакомит детей на экскурсии на кухню или в прачечную. При приготовлении завтрака, обеда воспитатель обращает внимание на пар, который поднимается над чайником, кастрюлей, поясняет, что вода от тепла нагревается и испаряется. Ознакомление с явлениями превращения воды в пар переносится в природные условия. Дошкольники учатся устанавливать элементарные связи в природе: после дождя вода в лужах исчезает, т.к. она от солнечного тепла нагревается и превращается в пар – испаряется. Детей знакомят с такими свойствами воды, как замерзание и явлениями, которые происходят при этом: снег, лёд. Детей подводят к пониманию того, что вода замерзает не только зимой, снег и лёд можно получить и летом. Подтвердить этот факт можно несложным опытом. Налить в блюдечко воды и поставить в холодильник. Дети узнают о том, что вода замерзает от холода, превращаясь в лёд, а от тепла снова в воду. Подобные явления природы воспитатель наблюдает с детьми во время прогулок. Необходимо закреплять с детьми внешние признаки явлений: снег – белый, каждая снежинка – это маленькая, ледяная звёздочка. Лёд прозрачный, твёрдый, ломкий. Особое внимание обращается на зависимость состояния одного предмета под действием другого: снег и лёд от тепла превращаются в воду. Дождь, снег, лёд – это вода в разных состояниях. Знакомя с объектами природы, необходимо подвести дошкольников к тому, что, хотя эти объекты и имеют разные признаки, их объединяет то, что вода, песок, камни, земля, воздух – неживые.

Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. Во время прогулок обращает внимание детей на внешний вид цветов, деревьев или других растений, на изменения, которые происходят с ними. Вместе с детьми устанавливают связи, способствующие этому: растения поливали, рыхлили землю. Вода, земля, воздух, свет – вот необходимые условия для существования (растений и животных) растительного и животного мира. На прогулках, на занятиях закрепляются знания о взаимосвязях между объектами неживой и живой природы.

Детей 6-го года жизни в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности учат сравнивать объекты живой и неживой природы, находить общие и отличительные признаки. В ходе ознакомления дошкольников с разными состояниями воды, они учатся отмечать и называть такие явления: туман, иней, роса, тучи, облака, сравнивают их и находят общие признаки. Туман – это маленькие капельки воды, которые висят низко над землёй в воздухе. Облака – это тоже небольшие капельки воды, сгущённые, и висят высоко над землёй. Туман и облака белого цвета. Дети учатся определять и называть погоду. Например: на улице туман, погода влажная, воздух влажный, лицо, руки, одежда тоже становятся влажными. Когда погода ясная – ярко светит солнце, воздух чистый, прозрачный, сквозь него далеко видно. Когда собирается много облаков, из них часто падает дождь. Зимой маленькие капельки воды в тучах замерзают, и из них падает снег или крупа. Когда дует сильный ветер – бывают метели, вьюги. Внимание старших дошкольников нужно обращать не только на внешние формы явлений неживой природы, но и на их отличительные признаки и свойства. Они должны знать, что сосульки на крышах, лёд на реке, в луже – всё это вода в твёрдом состоянии. От холода она замерзает. Дети должны научиться употреблять в речи происхождения разных явлений, понимать, что все явления неживой природы зависят от солнечного тепла: мало греет солнце – стало холодно, лужи, реки покрываются льдом. Пригревает солнце – тает снег, лёд. Детям даются начальные понятия о физической природе росы, инея. Для установления причины их возникновения, воспитатель проводит утром наблюдения за этими явлениями, обращает внимание на то, что дождя не было, а трава и цветы – сырые. На листочках – капельки воды. Поясняет, что капельки воды – это роса, она появляется ночью оттого, что испарение, которое выделяли листочки ночью, охладело и превратилось в воду в виде капелек росы. Понять это детям помогает простой опыт: воспитатель накрывает банкой небольшое растение и ставит на солнце. Банку покрывает влажной салфеткой, испарение, которое выделяет растение, охлаждается и оседает в виде капелек дождя на стенках банки и листочках. В процессе ознакомления с предметами и явлениями неживой природы, дошкольников постепенно подводят к умозаключению: разные объекты - вода, песок, земля, воздух и явления - дождь, туман, иней, снег, изморозь, роса – всё это неживая природа. У детей формируется умение делить природу на живую и неживую, выделять существенные признаки, находить сходства и различия. Кроме того, неживая природа – это среда для животного и растительного мира.

В подготовительной к школе группе знания о неживой природе уточняются и закрепляются. Дети учатся описывать природу, выделять и называть явления, характерные для разных времён года, устанавливать причинно-следственные связи в неживой природе, простейшую зависимость между живой и неживой природой. Так, они могут понимать, что осенью, когда солнце всё меньше греет, становится холодно, животные готовятся к зиме. При наблюдении погоды и природных явлений, необходимо обращать внимание детей на количество солнечного тепла, которое регулирует процесс как в неживой и в живой природе. Дошкольники учатся определять признаки и свойства разных объектов, объединяя объекты и явления по определённым признакам. Знакомя их с такими явлениями зимой, как иней, изморозь, узоры на окнах; летом – град, воспитатель учит правильно называть и отмечать их по внешнему признаку. Она поясняет, что иней бывает поздней осенью, когда наступают первые заморозки и весной, когда они ещё бывают. Обращает внимание воспитатель и на то, что иней появляется на ровной поверхности (крыша, земля, трава) и, что это - маленькие шарикоподобные, замерзшие капельки воды. Иней бывает и зимой, когда после потепления наступает похолодание, он появляется на вертикальных объектах и предметах природы (деревья, кусты, антенны). Чтобы раскрыть причину этих явлений, воспитатель может провести такой опыт: внести с улицы в тёплое помещение холодный предмет – он сразу покрывается инеем. Металлический предмет на морозе переохладился, а в комнате много испарения. Эти испарения при соприкосновении с ним превращается в капельки воды, а поскольку предмет очень холодный, то капельки воды тут же на нём замерзают, при нагревании предмета получается обратный процесс.

Наблюдая с детьми снежные узоры на окнах, воспитатель поясняет, что в основе этого явления лежит та же причина, что и при появлении инея. Она обращает внимание и на то, что снег на стекле появляется не с улицы, а в комнате. И, если приложить палец или подышать на стекло, то оно оттаивает. Таким образом, воспитатель вместе с детьми устанавливает причинные связи. От холода водяные пары превращаются в иней, узоры на окнах. От тепла они тают, превращаются в воду.

При ознакомлении дошкольников с неживой природой, воспитатель должен давать правильные понятия о разных объектах и явлениях, их признаках, свойствах, раскрывая причинно – следственные связи. Это требует от него всесторонней подготовки.

3. Методика формирования представлений о неживой природе - среде жизни растении, животных и человека у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольная педагогика достигла немалых успехов в разработке методики ознакомления детей с различными областями окружающей действительности - с явлениями живой природы, общественными явлениями, конструированием и т. д. Несколько хуже разработаны систематизированные знания о неживой природе, с помощью которых можно сформировать у детей необходимые физические представления и понятия - предпосылки развития материалистического понимания окружающей действительности.

В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о физических явлениях, то есть о неживой природе, позволяющие выяснить закономерности и взаимосвязи различных явлений. Предмет физики предстает во множестве обилий признаков. Законы физики присутствуют в любой деятельности человека, регламентируют ее, оказывают на нее свое неизбежное влияние. Не требуя никаких искусственных построений, неживая природа непрерывно воздействует на ребенка. Поэтому исключительно важно для развития его мышления ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познает новый для себя мир окружающей действительности. При этом содержание мыслительной деятельности обогащается областью специфических объектов и их отношений, играющих огромную роль в жизни человека.

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями природы, и у него возникает желание узнать это новое, разобраться в непонятном. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Его постоянный поиск причины явления чаще всего приводит к отрицательным результатам. Это и естественно. Ведь установить постоянные и необходимые отношения и связи между явлениями — это значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может.

Речь не о том, чтобы научить ребенка открывать какие-то законы, ребенку следует помочь установить простейшие закономерности, обратить внимание на действительные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

Фундаментальные педагогические и психологические исследования говорят о возможностях дошкольников усваивать определенные элементы теоретических знаний. Это дает основание утверждать, что, несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности. Кроме того, изменения, происходящие в социальной среде, связанные с научно-техническим прогрессом, развитием средств информации, приводят к интеллектуальной акселерации. В настоящее время при специальной организации обучения дошкольники усваивают такие знания, которые раньше усваивали дети более старшего возраста. Исследования показывают, что дошкольника наших дней характеризует высокий уровень мыслительной деятельности, что ребенок шести-семи лет имеет достаточно развитые представления о физических явлениях в области механики, теплоты, электричества и оптики.

Умение обращать внимание не только на видимые и ощутимые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины имеет существенное значение для формирования полноценных понятий. Ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания, что важно и при дальнейшем обучении в школе.

Актуален вопрос о содержании знаний, отражающих явления неживой природы, а также о методах, при помощи которых эти знания будут донесены до детей.

Нет необходимости сообщать дошкольникам знания в формализованном виде, отвечающем всем основным закономерностям изучаемого предмета - физики. Это нецелесообразно и невозможно. Однако детям вполне доступны знания, связанные с особенностями их деятельности, знания, способствующие развитию. Физика - наука о фундаментальных явлениях реального мира. Систематизация знаний в ней выступает в виде научной картины мира. Формирование представлений дошкольников о физических явлениях связано с трудностями, обусловленными сложностью создания стройной системы знаний о неживой природе применительно к детскому возрасту.

На первом этапе (в дошкольном детстве) необходимо сформировать самые элементарные представления о веществе, о формах, в которых оно может находиться (жидкое, твердое, газообразное), о несложных типах взаимодействия веществ, о движении в пространстве.

Далеко не все явления доступны пониманию детей. Однако то, что может быть понято им, не должно представлять собой сумму отрывочных сведений.

Знакомство ребенка с явлениями неживой природы должно не только служить средством накапливания впечатлений об окружающем мире, но и выступать как инструмент развития его умственной деятельности. А это возможно в том случае, когда явления будут обобщены и представят собой некоторую систему знаний о реальной действительности. Отсюда вытекает необходимость систематического, а не эпизодического ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.

Основой этой системы должна стать изменяемость и взаимопревращаемость всех физических реальностей. Принцип изменения и взаимопревращения имеет общий и всеобъемлющий характер. Исследования показали, что реализация этого принципа на уровне детей дошкольного возраста может быть осуществлена в следующих пределах.

1) Формирование умения рассматривать предметы и явления не только сами по себе, а в аспекте основных связей с другими предметами и явлениями: пространственно-временных, причинно-следственных и простейших функциональных зависимостей.

2) Формирование первоначальных представлений о наиболее простых и доступных детскому пониманию изменениях свойств и качеств предметов.

3) Формирование элементарных приемов решения простейших практических задач, в которых знакомое явление выступает неявно.

Ознакомление дошкольников с перечисленными явлениями неживой природы не формальный перенос части школьной программы в детский сад, а необходимость, обусловленная задачами и условиями умственного воспитания. Ребенок знакомится со всеми этими фактами действительности в процессе своего стихийного опыта.

На предлагаемом материале у ребенка могут быть сформированы представления о неживой природе как процессе непрерывных изменений и превращений предметов и явлений в окружающем его мире.

Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в детских садах в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года.

В процессе обучения дошкольников наблюдения играют большую роль в формировании тех или иных представлений. Однако при ознакомлении с физическими явлениями только непосредственных наблюдений мало. Они слабо способствуют формированию правильного представления о простейших физических явлениях, так как не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и нередко приводят детей к ошибочным заключениям, поскольку их способность сделать вывод из преднамеренного наблюдения еще несовершенна.

Кроме того, знания, полученные детьми при непосредственном наблюдении, в недостаточной мере влияют на их умственное развитие. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за пределы непосредственного данного содержания. Мыслительная деятельность всегда опирается на ощущения и восприятия, но никогда не сводится к ним.

Формирование правильных представлений зависит от ряда причин. Исключительное значение имеет организация самого процесса формирования.

В основе процесса ознакомления с явлениями неживой природы должно лежать действие ребенка с реальными предметами и явлениями. Успешность действия зависит от организации ознакомления с предметом изучения. Иными словами, ребенок, изучая материальные объекты, их свойства и отношения, должен постоянно взаимодействовать с ними. Тогда знания о том или ином явлении природы он получит не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности, оперирования с предметами изучения, в процессе поисков и размышлений. Они полноценны тогда, когда становятся продуктом самостоятельного открытия ребенка.

Явления природы — это самостоятельные процессы с установившимися связями. Связи между явлениями можно обнаружить только при реальном взаимодействии природных объектов в результате их изменения, взаимопревращения. Поэтому способ установления связей должен базироваться на активном вмешательстве ребенка в процесс протекания явления.

При выборе метода необходимо учитывать то, что ознакомление с новыми, до сих пор неизвестными качествами, свойствами и отношениями окружающей действительности должно происходить таким образом, чтобы возбудить живой интерес дошкольника, активизировать внимание, сделать его устойчивым, организовать процесс таким образом, чтобы познаваемый объект был связан с целенаправленной деятельностью ребенка.

Исследования показали, что таким методом может стать самостоятельный простейший эксперимент ребенка.

Представив ребенку необходимый материал для экспериментирования, педагог ставит перед ним определенную задачу, которая позволяет превратить действия по отношению к объекту в деятельность, характеризующуюся определенным мотивом. В этом случае внимание к изучаемому объекту становится устойчивым и длительным. В процессе практической деятельности перед ребенком раскрываются возможности самостоятельного анализа явления, который дает основу для построения простейших умозаключений. Взрослый лишь акцентирует внимание на необходимых отношениях и связях.

Экспериментирование с соответствующим физическим материалом позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или предмете; увидеть то, что было недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя; сделать эффективным процесс ознакомления; полнее удовлетворить естественную любознательность.

Познать предмет (или явление) — значит выявить характеристические связи и отношения с другими предметами. Таким образом, познание предмета — это, прежде всего, познание тех отношений, связей и зависимостей, в которых находится данный предмет с другими предметами, по мере познания которых познаются новые признаки и качества предмета.

В процессе экспериментирования ребенок производит различные преобразования. При этом изучаемый предмет выступает перед ним самыми разнообразными свойствами. Но для решения той или иной задачи необходимо использовать не все эти свойства, а только некоторые из них. Отбор нужных свойств, установление связей и отношений между ними приводят к развитию аналитико-синтетической деятельности ребенка.

Процесс экспериментирования связан с многократным опробованием познаваемого объекта. А это развивает и совершенствует действия ребенка. Непосредственное целенаправленное оперирование с объектом познания способствует развитию наглядно-действенного мышления. Выявление скрытых связей и отношений, связанных с решением задачи, приводит к мыслительной деятельности в наглядно-образной форме.

Ознакомление с явлениями природы таким методом позволяет вводить ребенка в проблемную ситуацию. Его деятельность в процессе выполнения задачи вызовет чувство удовлетворения, а в дальнейшем приведет к вопросам, носящим познавательный характер.

Немаловажно и то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность ребенка. Проблема самостоятельности детей - одна из важных проблем теории и практики дошкольного воспитания. Дошкольная педагогика исходит в этом вопросе из того, что самостоятельность должна воспитываться. Анализ теоретических исследований показывает, что в настоящее время вопросы самостоятельной деятельности ребенка в основном связаны с самообслуживанием. Выполнение несложных обязанностей в бытовом труде, бесспорно, влияет на развитие детского самосознания, а по мере овладения трудовыми навыками воспитывается и самостоятельность ребенка. Однако она формируется не только при овладении трудовыми навыками.

Самостоятельность ребенка должна активизироваться в процессе расширения круга представлений, в ходе преобразования им все большего объема знаний об окружающем мире. Решение экспериментальной задачи предоставляет дошкольнику неограниченные возможности самостоятельно применить навыки и умения в новых, изменившихся условиях, которые строго ограничены целевой установкой задачи.

В процессе самостоятельных действий развивается инициатива ребенка. При этом главным условием является введение ребенка в проблемную ситуацию. Заключенная в задаче, она ставит ребенка перед новыми, измененными условиями, требующими активизации самостоятельного действия, необходимости проявления инициативы. Самостоятельная деятельность здесь проявляется в независимых от взрослых действиях, направленных на применение знаний в противоречивой ситуации.

Предоставление самостоятельности неизбежно связано с тем, что решению задачи будут сопутствовать и пробы, и ошибки. Однако это же создает условия для разбора допущенных ошибок, что приводит к совершенствованию анализа деятельности и дает ребенку определенные способы опробования и познания объекта. «Ребенок должен быть вооружен определенными приемами поиска правильного решения задачи, способами опробования объекта, экспериментирования с ним. При возникновении ошибок ребенок должен владеть элементарными приемами их анализа, извлечения полезной информации и исправления ошибок».

4. Мероприятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе — среде жизни растений, животных и человека (из опыта работы).

Конспект НОД «Ознакомление детей с живой и неживой природой»

Старший дошкольный возраст

Цель. Развивать интерес и любознательность к окружающему миру, учить логически мыслить, расширять словарный запас.

Программное содержание. Знакомить детей с законами неживой природы, учить сравнивать происходящие явления, устанавливать простейшие связи между ними. Дать детям представления о том, что воздух - условие жизни растений и животных, живые существа не могут жить без воздуха. Сформировать конкретные представления о некоторых свойствах воздуха: есть везде (в земле, в комнате, на улице, воздух вокруг нас, невидим, прозрачен, может двигаться (ветер, перемещать другие предметы. Развивать интерес и любознательность к окружающему миру, учить логически мыслить, расширять словарный запас.

Материал: наборное полотно, 2 фланелеграфа, картинки с живой и неживой природой, 2 пустых стакана, 2 стакана с водой, 1 кубик, комок земли, кирпичик, салфетка, аквариум с водой, полиэтиленовые пакеты с кубиками на каждого ребенка, по 1 полоске бумаги, парашют с кубиком, картинки: ветреная мельница, облако, парус, бумажный змей, парашютист.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Вопросы

1. Какое сейчас время года?

2. Какие времена года ещё знаете?

А теперь, ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы на прогулке (кто летом, осенью, весной, (дети закрывают глаза и представляют).

Что вы видели? Ответы.

Как мы все это назовем? (Природа).

Вот про природу мы с вами будем говорить.

(Дети садятся)

II. На наборном полотне вперемешку картинки с живой и неживой природой.

Воспитатель. Дети, мы с вами знаем, что природа делится на живую и неживую. Вот у меня перепуталась живая природа с неживой. Давайте мы их разложим. На первый фланелеграф ставим картинки с живой, на другой – с неживой природой.

Игра «Живая, неживая природа».

Воспитатель. Теперь, скажите, почему это все отнесли к живой природе? Ответы детей.

А почему это к неживой? Ответы детей.

(Дети делают вывод)

Воспитатель. А дом, стол, шкаф – это природа?

Ответы детей.

Почему не природа?

Ответы детей.

Воспитатель: Значит, то, что растет, дышит, питается – это живая природа. А то, что не растет, не дышит, не создано человеком – это неживая природа. А небо, тучи, солнце, камень и т. д. мы все это видим?

Ответы детей:

А теперь вдохните носом глубоко и выдохните. Мы что-нибудь увидели? А что это, послушайте что – то невидимое, но всем знакомое:

Через нос проходит груз

и обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Дети, а воздух есть везде? Ну например в человеке?

Ответы детей:

Основная часть

III. Опыт с соломкой.

(Дети рассуждают, почему на поверхности воды образовались пузыри)

Воспитатель. Значит, во мне есть воздух. А теперь вы подуйте в ладошки. Что вы видели? А что ощутили? Значит в вас тоже есть воздух.

Воспитатель. Ребята, в человеке есть воздух, так – же есть и в остальных существах. Мы живые, дышим, растем, а есть ли воздух в неживых предметах? В земле, в снегу, в камнях?

IV. Опыт с землей, с кирпичиком. (Делают дети)

Показать детям 2 стакана. В одном из них кубик.

Воспитатель. Дети, что в стаканах? Ответы детей.

Это не так, в стакане что-то есть, просто мы не можем увидеть.

У вас на столах пакеты, возьмите в руки и скажите, что в них? (В пакетах кубики).

Воспитатель. Вытащите кубики и скажите, что осталось в пакетах?

Ответы детей.

Залезьте руками в пакеты, что там?

Ребята, давайте проверим, может что – нибудь и осталось.

V. Опыт с пакетами.

(Дети скручивают пакеты со стороны отверстия).

Сами доказывают, что в пакете остался воздух, значит и в пустом стакане он есть, но мы сейчас тоже проверим. Хотя мы его не видим, но обнаружить можем и кое – что о нем узнаем.

VI. Опыт.

Стакан с салфеткой на дне опускается в аквариум с водой.

Сделали заключение, почему салфетка в стакане не намочилась.

Воспитатель. Давайте, ребята, салфетку опустим в воду, будет ли она мокрая или нет?

Дети делают выводы, почему сразу салфетка намокла.

Воспитатель. Дети, мы увидели где-нибудь воздух? Могли потрогать руками? (Ответы).

Значит воздух – невидимый, прозрачный.

VII. Опыт с полоской.

Дети дуют на неё, она отклоняется.

Воспитатель. Почему полоска шевелится? А воздух может двигаться? Ответы.

Ребята, воздух перемещается из одного места на другое и образует ветер. А ветер что двигает?

Показать согнутое дерево.

Дети – качает деревья.

Давайте покажем, как ветер дует и качает деревья.

Физкультминутка «ветер дует нам в лицо».

Воспитатель. А что может ещё двигать ветер?

Ответы детей. (показать картинки с ветряной мельницей. змей). Показать детям картинку с парашютистом.

Вопросы:

Для чего нужен парашют?

С парашютом удобно спускаться?

С ним быстро или плавно спускается парашютист?

А почему медленно?

VIII. Опыт с парашютом и с кубиком.

Ребенок встает на стул и опускает кубик. Затем опускает парашют с кубиком.

Дети делают выводы, почему кубик упал быстро и с шумом. А с парашютистом плавно и тихо.

VIIII. Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, чем мы дышим? Каким воздухом мы должны дышать, чтобы были здоровыми?

А что нужно делать, чтобы в комнате был чистый воздух? И на улице.

Ответы детей.

Дыхательная гимнастика.

После разминки выполняются дыхательные упражнения.

1. «К нам залетел теплый ветерок».

Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха».

2. «На нас подул холодный зимний ветер».

Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у».

3. «К нам в окно влетела пчела».

Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з».

4. «Щенок хочет с нами поиграть».

Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».

Разминка с различными элементами двигательной активности. Дыхательные упражнения те же, только с добавлением диафрагмального дыхания.

Конспект НОД по ознакомлению детей с неживой природой (воздух, его свойства и значение) «Проделки Невидимки»

Старший дошкольный возраст

Цель: формирование представлений детей о воздухе, его свойствах и значении.

Программное содержание: расширять знания детей о живой и неживой природе; активизировать познавательную активность детей, учить путем наблюдения, исследования, экспериментирования выявлять свойства воздуха, учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием природы, способствовать формированию естественнонаучных представлений, учить применять полученные знания на практике, в повседневной жизни.

Оборудование: ворота в «Город открытий», карточки с названием станций, лабораторное оборудование: колбы, ванночки, стаканы, ложечки для экспериментальной деятельности; демонстрационный материал: елочки, кедр, воздушные шары, мяч, семена деревьев, снежинки для развития воздушной струи.

Ход занятия:

Раздаются сигналы из космоса:

- Помогите! Наша планета в опасности! На планете осталось совсем мало чистого воздуха. Мы можем погибнуть. Как нам спасти жизнь на нашей планете?

- Ребята, чем так взволнованы жители далекой планеты? / на планете осталось мало чистого воздуха/

- Возможна ли жизнь без воздуха? /Воздух необходим всем живым организмам: человеку, животным, растениям. Без воздуха нет жизни/

- Вы хотите помочь жителям далекой планеты?

Для этого мы должны узнать как можно больше о воздухе и его свойствах. Предлагаю отправиться в город удивительных открытий. Готовы пойти в этот город? Итак, в путь!

Звучит отрывок из песни «Ужасно интересно».

Дети проходят через ворота с надписью «Город открытий»

1 станция «Исследовательская»

Мы оказались с вами в лаборатории.

/На столе, на подносе стоят колбы, ванночки, стаканчики, на дне которых находится вата; салфетки/

- Что находится в этих колбах? /Ничего, там пусто. /

А на самом деле - там воздух. Почему мы его не видим? Он прозрачный. Неслучайно его называют Невидимкой. Воздух есть вокруг нас. Сквозь воздух мы можем увидеть все, что нас окружает.

Опыт 1 «Воздух занимает место»

Возьмем стакан с ваткой на дне, перевернем его и опустим в ванночку с водой так, чтобы вода скрыла стакан. А теперь вынем стакан и проверим, в каком состоянии находится вата. /Она сухая/

Почему вата на дне стакана осталась сухой, ведь мы же полностью погрузили стакан в воду? /Вата сухая, потому что в стакане находился воздух, он занимал место и вода не смогла войти в стакан/

Дети самостоятельно проводят опыт, комментируют свои действия.

Опыт 2

Опустим перевернутый стакан в воду, слегка наклоним его. Что произошло? Пузырь воздуха поднимается наверх, это воздух выходит из стакана, и вода полностью заполняет стакан.

Итак, какое открытие мы сделали? Что мы узнали о воздухе нового? /Воздух прозрачный, он невидим, имеет объем - занимает место/

А мы проходим на следующую научную станцию.

А как называется станция, вы узнаете, отгадав загадку:

Без рук, без ног

По полю рыщет,

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле приклоняет.

/ветер/

Мы с вами на «Станции ветров»

-Поставьте ладонь перед губами и подуйте. Подуйте посильнее. Чувствуете, как струя воздуха, словно ветерок, проходит по вашей ладони. Вы почувствовали движение воздуха. Движение воздуха - это ветер.

Возьмите снежинки и подуйте: сначала слабо, а потом все сильнее и сильнее. Что мы наблюдаем?

Воздух движется, перемещается. Ветер есть движение воздуха. Воздух может перемещаться с разной силой.

Возьмите цветные бутылочки и поднесите к губам. Подуйте. Что вы услышали? /звуки/ Воздух может звучать по - разному. Дети демонстрируют, как у них звучит воздух.

- У каждого из вас воздух звучал по-разному.

- Присядем на стульчики.

Воздух, действительно, по- разному звучит.

Вот, например, так звучит ветер в горах. Аудиозапись «Ветер в горах».

А так звучит ветер в пустыне. Аудиозапись «Ветер в пустыне».

А теперь послушайте следующую запись. Аудиозапись «Зимний порывистый ветер»\

- Что можно сказать об этом ветре? /зимний, холодный, порывистый, резкий/

В какое время года можно услышать такой ветер? /зимой/ Захотелось бы вам гулять в такую погоду?

Какое открытие мы сделали?

Воздух может звучать по-разному.

Отдохнем немного, поиграем с легким теплым ветерком. Физминутка.

Музыкальная запись «Песенка ветра, солнца и ручья»

Станция «Воздушных шаров».

- Сколько шаров на этой станции. А что находится внутри шаров. Ребята, а какая на улице погода? /холодная, зимняя, ветреная, снежная. /

- Дети из соседнего сада подарили вам воздушные шары: большие, красивые. Но пока я их несла по морозу, с ними произошли невероятные изменения.

Догадайтесь, какого цвета шары подарили вам дети? Как догадались?

Эти шары потеряли форму, они сжались, потому что на улице холодно.

Шары съежились, сжались от холода.

Правильно, вы уже можете сделать научное открытие.

- При низкой температуре, на холоде, морозе, воздух сжимается и занимает меньше места. Так что теперь вы знаете, что гулять в морозный день с шарами не стоит.

«Угадайте, что находится в коробке» Упадет не плачет, Ножек нет, а скачет.

/Мяч/

В мячах находится сжатый воздух.

Возьмите мяч, попробуйте его сжать. Какой он. Упругий. Попробуйте ударить мячом об пол. Что произошло? Мяч отскакивает от пола. Догадались, почему?

Потому что внутри мяча сжатый воздух, а сжатый воздух упруг. Когда мяч ударяется о пол, воздух сжимается еще больше, но так как сжатый воздух упруг, он тут же расширяется и с силой отскакивает от пола.

- Поиграем с мячом в игру «Наоборот». Встаньте в кружок. Закончите фразу:

Молоко белое, а воздух. /прозрачный /

Зимой воздух холодный, а летом. /теплый

Ветер бывает слабым, бывает. / сильным

В городе воздух грязный (загрязненный, а в лесу. / чистый

- А почему в лесу воздух чище, чем в городе? /много деревьев. Деревья поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, который так нам необходим.

Итак, идем в лес, на станцию «Чистого воздуха»

Вот мы и в лесу. Какие деревья вы видите нам поляне? /ели, кедр. / Почему их и называют хвойными? У этих деревьев вместо листьев хвоя. Вдохните воздух. Чем пахнет воздух в этом лесу? /Пахнет хвоей/

Ребята, а вы знаете в каком городе живете? А какой воздух в городе?

К сожалению, в нашем городе воздух загрязненный, потому что много шахт.

Как мы можем помочь нашему городу очистить воздух от загрязнений? /Нужно посадить деревья, лучше всех деревьев очищает воздух кедр/

Вот эти семена кедра мы отправим жителям другой планеты, чтобы они посадили много деревьев и сохранили чистый воздух, а эти семена кедра

мы посадим в нашем городе, которые также помогут нам сохранить чистый воздух в нашем городе и помогут сохранить здоровье людей.

-Ребята, наше путешествие по научным станциям «Города открытий» подходит к концу. Мы сделали много открытий. Пора возвращаться назад. Дети проходят на стульчики, садятся.

Итог занятия.



Список литературы:

1 Барабанчук О. и др. Использование моделей и схем и экологическом воспитании детей // «Дошкольное воспитание». - № 10. 2000. - с. 126.

2 Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Зыков И. Календарь природы Кемеровской области.

4. Николаева С.Н. «Юный эколог»: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М., 2006.

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2002.

6. Прогулки в детском саду: Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / под ред. Г.М. Киселевой. - М., ТЦ Сфера,.2011.

7. Серебрякова Т.А. Экологические образование в дошкольном возрасте: Учеб, пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М., Издательский центр «Академия», 2008.

8. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников: Подготовительная группа / сост. П.Г. Федосеева. - Волгоград, ИТД «Корифей», 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Теория и методика экологического воспитания дошкольников

Автор: Людмила Анатольевна Беляева

Дата: 12.01.2022

Номер свидетельства: 597528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Проект ''Земля -наш общий дом ""
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt-ziemlia-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "275499"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452590090"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Будь другом природы»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiektnoddliadietieistarshieghodoshkolnoghovozrastabuddrughomprirody"
    ["file_id"] => string(6) "317205"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460302367"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Будь другом природы»"
    ["seo_title"] => string(72) "konspiektnoddliadietieistarshieghodoshkolnoghovozrastabuddrughomprirody1"
    ["file_id"] => string(6) "317206"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460302374"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_voobrazheniia_starshikh_doshkolnikov_v_protsesse_sovmestnoi_produktivno"
    ["file_id"] => string(6) "629890"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681873492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства