Просмотр содержимого документа
«Тема: «Виртуальное путешествие в музей»»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы
Тема: «Виртуальное путешествие в музей»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить представления детей о музее как хранилище культурных ценностей, сформировать представление о некоторых видах музея, закрепить правила поведения в музее.
Развивающие: упражнять в обобщении, синтезе и анализе, развивать внимание, связную речь.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к наследию.
Предварительная работа:
Беседа «Что такое музей?», о правилах поведения в музее.
Рассматривание иллюстраций с выставок.
Создание мини музея «Дом» в группе.
Материал: презентация «Путешествие в музей», видеоролик «Дядюшка Ау приглашает в музей», фото музеев Донецка: «Краеведческий», музей истории ВОВ «Твоим освободителям, Донбасс», «Художественный музей», «Музей истории и развития железной дороги», иллюстрации экспонатов, плакаты с правилами поведения в музее.
Круги из цветной ткани d= 35см, 25см, 17см; белая полоса ткани 30см * 12см;
- синтепон или вата (небольшой кусок);
- 6 резинок (вместо резинок можно просто обматывать нитками, не завязывая).
-Ребята, мы с вами привыкли путешествовать, не выходя из группы. Как мы называем такие путешествия? (Виртуальные) Сегодня мы с вами отправимся в музей. Вспомним, что же это за место такое? Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы.
А в каких музеях были вы ребята? (ответы детей)
Что вы видели в музеи? (ответы детей)
А знаете ли вы, какими бывают музеи? (ответы детей)
Правильно, ребята, музеи бываю разные. Но прежде, чем мы отправимся на э кскурсию, необходимо повторить правила поведения в музее. Давайте, с вами вспомним эти правила:
1) В музее нужно вести себя тихо.
2) Экспонаты нельзя трогать руками.
3) Не приносить еду.
4)Слушать внимательно экскурсовода, стоять полукругом, не мешать друг другу и экскурсоводу.
5) Не пользоваться телефоном и другими гаджетами.
6) Делать фото только с разрешения.
7) После окончания экскурсии поблагодарить экскурсовода.
- Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. (Рассказ воспитателя в сопровождении презентации) Кто-то собирал посуду, кому-то очень нравились игрушки, книги, открытки. Так у людей появлялось, большое количество каких-то определенных предметов, которые называются коллекция. Коллекции находились у людей дома и их могли увидеть мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть их. Помещение, где можно было посмотреть различные древние предметы, картины, получили название «музей».
- Ребята, скажите, как называются предметы, которые хранятся в музее? Верно, предметы, которые хранятся в музее, называются экспонаты.
Как нужно обращаться с экспонатами?( С экспонатами нужно обращаться очень бережно, поэтому в музее они находятся в специальных полочках под стеклом).
- А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Экскурсовод)
- Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Люди дарят свои коллекции).
- Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле. Это археологи.
- Ребята, а как вы думаете, все ли предметы могут стать экспонатами музея?
Правильно, нет. Музейные экспонаты – это не просто предметы.
Это предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляют определённую ценность.
- Ребята, музеи бывают разные. В зависимости от того, какие предметы в них хранятся. Бывают исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие и даже музей игрушки. В нашем городе очень много музеев. Вспомним некоторые из них: (показ иллюстраций)- Краеведческий, музей истории ВОВ «Твоим освободителям, Донбасс», Художественный музей, Музей истории и развития железной дороги. Давайте поиграем в игру - «Откуда экспонат?». (Дети становятся в круг. Ведущий раскладывает на полу большие карточки с фото музеевизображением вверх, и изображением экспонатов - изображением вниз. Игроки двигаются врассыпную по групповой комнате под считалку:
«Мы по городу шагаем и музеи посещаем
Свой музей называй, экспонаты подбирай!»
С окончанием считалки игрокам необходимо взять любую карточку, узнать музей, который ему достался, и отнести «в музей» попавшийся экспонат. Побеждает тот, кто вложится во временной музыкальный отрезок и правильно подберёт карточки. Скорость и правильность выполнения отслеживает ведущий).
- Сейчас мы отправимся с вами в музей игрушек. А проведет нам экскурсию очень необычный экскурсовод, который знает все сокровенные тайны, каждого экспоната. (Видеоролик «Дядюшка Ау приглашает в музей игрушек»).
«-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я Дядюшка Ау - раньше я жил в лесу и пугал грибников да туристов. Сейчас люблю путешествовать и заводить себе новых друзей. Был недавно я в одном музее, да не простом. Художницы превратили небольшую комнату в деревенскую избу с русской печкой, лоскутным Древом жизни на стене, деревянными лавками и вышитыми занавесками на окнах. Хозяева — дед с бабкой да малые детки, веселые и озорные. Встречают радушно, сказки рассказывают, тайны кукольного ремесла раскрывают. Вот и рассказали мне, что в старину, прежде чем появились изысканные игрушки, мать укутывала обыкновенную ложку и давала своему ребенку: «Убаюкивай своего кукленка, колыбельную ему напевай». А еще она шила небольшой мешочек, набивала его зерном, перетягивала ниткой и повязывала платком. Вот тебе, детка, кукла-зернушка. Позднее появились простые тряпичные куклы. Их украшали, приделывали им косы, рисовали глазки, бровки. И малыши сочиняли свои кукольные истории. Там и соломенные куклы, «стригушки» их называли так, потому, что пучок соломы, из которого их связывают, понизу ровно постригают. Такие куклы не имели лица. Соломенная кукла – игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. «Соломенная потеха» плясала, прыгала и вертелась, когда трясли ее на подносе, качали на половицах пола или ставили на стол и мелко, дробно стучали кулаком по его крышке. Веселое, шумное было зрелище – и «деткам и взрослым утеха была».
Глиняные игрушки: миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, фигурки животных и людей. Деревянные куклы - самые простые, делали из сучка дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. Иногда для создания игрушки использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Есть здесь кукла, да не простая, а с секретом. А что это за кукла узнаете, если загадку отгадаете:
В деревянной Машеньке -
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке -
Есть малютка Пашенька. (Матрешка)
Матрёшка — это деревянная кукла, которая состоит из нескольких кукол. Если её открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается…
В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол. Существует поверье, что если положить в матрёшку записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Чем больше фигурок и искуснее роспись, тем быстрее это произойдёт. Матрёшка символизирует материнство, семью, родственные связи.
Воспитатель:- Давайте поблагодарим нашего экскурсовода. И подведем итог нашей экскурсии.
-Какие музеи родного города вы знаете? (ответы детей)
-В какой музей нас приглашал дядюшка Ау? (ответы детей)
-Какие экспонаты вы увидели в его музее и из каких материалов они сделаны? (ответы детей)
- Хотели бы вы создать коллекцию своими руками? Давайте сделаем у нас в группе выставку кукол-мотанок. (Проводится мастер класс с детьми по изготовлению кукол).
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня. У вас вышли замечательные игрушки. Вы сможете с ними играть и рассказывать все свои секреты.