kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Технология рисования песком".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по дополнительному образованию с дошкольниками по теме "Технология рисования песком"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Технология рисования песком".»

Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка.

К.Д.Ушинский.

Технология рисования песком.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в образовательной деятельности. Хочу поделиться своим опытом использования технологии рисование песком – пескогрифией при организации дополнительного образования дошкольников. Всем нам хорошо знаком песок, но на самом деле это таинственный, удивительный материал. Для детей игра с песком - это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира. Это то - что ребенку интересно, то - чем ребенок любит заниматься, то - чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей и самопознания. 

Рисуя на песке, дети испытывают удовольствие, и это побуждает к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребёнок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят своё выражение в реальных и видимых формах. Исчезает страх ошибиться или сделать что-то неправильно, так как всё поправимо - ошибки на песке легче и проще исправить, чем на бумаге. Достаточно всего лишь разровнять песок — и можно начинать заново. Именно поэтому такие занятия идеально подходят для стеснительных и боязливых детей.

Рисуя песком, как будто погружаешься в мир фантазий и сказок, причудливых образов и форм - это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его сыпучесть, его движение и тепло. Погружение в приятное текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение и страхи. С помощью песка можно нарисовать и пейзажи, и портреты, и натюрморты, и абстракции.

Песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками, поэтому работают оба полушария мозга, развивается координация движений, пластика. Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного.

Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей, интеллекта, концентрации, стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.

Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка.

Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Техника рисования песком дает возможность развития:
• индивидуальности;
• повышения самооценки;
• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
• воображения, творческого мышления, пространственного мышления; 
• речи;
• подготовка руки к письму; 
• коррекция нарушений внимания и поведения; 
• коррекция эмоциональных и невротических нарушений; 
• психических процессов у детей;
• двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности; 
• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния; 
• более глубокое понимание и принятие себя. 

Для меня очевидны положительные моменты в работе с песком.

Положительные моменты в работе с песком.

Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.

Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.

Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.

Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.

Песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки!

Я являюсь руководителем кружка по дополнительному образованию «Песочные фантазии». Занятия проходят в форме творческой мастерской, проводятся во второй половине дня. Рисование песком осуществляется на столах-планшетах со встроенной разноцветной подсветкой, специальным песком. Дети проявляют самостоятельность в выборе цвета подсветки для реализации своих творческих замыслов. Стол-планшет установлен в доступном для детей месте. Дети рисуют как сидя, так и стоя. При этом ребенок может ходить вокруг стола-планшета, либо оставаться на одном месте. При работе с песком использую различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.

В начале работы знакомлю детей со свойствами материала, с которым предстоит работать, т.е. с песком, пробуем рисовать на нем. Когда данный этап освоен, переходим к следующему этапу.

Второй этап – предметное рисование песком, когда детям предлагается рисовать на песке разные фигуры и формы:рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур.

Далее переходим к сюжетному рисованию. На данном этапе дети учатся соединять отдельные фигуры в единое целое, учатся создавать рисунок на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата. Добавляют песок для насыщения цвета. Эффективным приемом здесь может стать прием рисования педагога рядом с детьми.

Каждое занятие с детьми с применением песка состоит из подготовительной или вводной, основной и заключительной частей.


Цель: Определить правила поведения в песочнице (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж), разработать пальцы ребенка перед работой.

На этом этапе предусматривается проведение игр и упражнений для привлечения внимания детей, обязательно приветствие песка; беседа по теме. В качестве помощника здесь можно использовать сказочного героя, дать детям возможность пофантазировать вместе с ним о том, какая будет картина, герои картин, распределить обязанности между собой.

Правила при работе с песком:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

На первых занятиях правила проговариваются для запоминания, затем на последующих занятиях применяю правила в стихотворной форме:

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить

Упражнение «Здравствуй, песочек!»

Цель – настройка на работу с песком, расслабление.

Я прошу «нежно», поздороваться с «песочком», а потом различными способами дотронуться до песка:

• Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• Ребёнок легко с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;

• Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

• Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики «песочный дождь»/

Основная часть – непосредственно работа с песком по теме через игру. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы. Ощутимо снижается вероятность возникновения неврозов, ослабляется конфликтность, гиперактивность.

В работе я применяю дидактические игры с использованием песочного стола, направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов, развитие мелкой моторики.

Виды игр с песком:

1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.

2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику.

3. Проективные игры с песком.. Эти игры используют в своей работе психологи. На этих играх я останавливаться не буду.

Обучающие игры.

Упражнение «Синхронное рисование»

Данное упражнение развивает мелкую моторику, работу мозга, раскрывает творческий потенциал. Стоит как можно чаще использовать рисование двумя руками.

Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно.

Упражнение « повтори узор».

Показываю детям карточку с узором ,они его рисуют на песке, затем усложняю задание. Дети запоминают узор ,затем убираю карточку ,рисуют по памяти.

Психопрофилактические игры

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Рисование круга и его украшение можно сравнить с созданием мандалы. Считается, что создавая мандалучеловек успокаивается, процесс сравним с медитацией, что будет очень полезно для тревожных, агрессивных, неуверенных в себе и гиперактивных детей.

Игра «Разговор с руками»

Цель: научить детей контролировать свои действия, развивать мелкую моторику. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», « Что вы любите делать?», «Чего не любите?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. 

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. 

Сказочный персонаж или сам песок, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид. Обязательно вымыть руки. Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны. Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. Заканчиваем занятие следующими словами:

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
До свиданья, песок.
До свиданья, дружок.

Таким образом, применяя в работе с детьми технологию рисования на песке, я пришла к выводу, что игры с песком:

- улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;
- развивают воображение, творческий потенциал;
- развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;
- повышают самооценку и уверенность в себе;
- улучшают взаимоотношения со сверстниками;
- формируют коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками. 


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Технология рисования песком".

Автор: Альшевская Ирина Михайловна

Дата: 12.04.2023

Номер свидетельства: 629479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Мастер -класс по технике рисования песком: "Рисунок на стекле" "
    ["seo_title"] => string(66) "mastier-klass-po-tiekhnikie-risovaniia-pieskom-risunok-na-stieklie"
    ["file_id"] => string(6) "214772"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432468561"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Доклад "Развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_dietiei_na_osnovie_tiekhnologhii_ri"
    ["file_id"] => string(6) "364289"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480513121"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методическая разработка занятия «Путешествие в мир песка» "
    ["seo_title"] => string(66) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-putieshiestviie-v-mir-pieska"
    ["file_id"] => string(6) "142674"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418326257"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Информационно-Коммуникационные технологии в Организованной Образовательной Деятельности рисование песком"
    ["seo_title"] => string(80) "informatsionno_kommunikatsionnyie_tiekhnologhii_v_orghanizovannoi_obrazovatiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "379049"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484328783"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Мастер-класс для педагогов "Песочная мозаика""
    ["seo_title"] => string(46) "master_klass_dlia_pedagogov_pesochnaia_mozaika"
    ["file_id"] => string(6) "474284"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1529982626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства