Доклад "Развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком."
Доклад "Развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком."
Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.
Одной из таких технологий стала пескография. Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком."»
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выгодский
Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.
Одной из таких технологий стала пескография. Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир.
Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Рисуя песком, как будто погружаешься в мир фантазий и сказок, причудливых образов и форм - это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его сыпучесть, его движение и тепло. Погружение в приятное текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение и страхи. С помощью песка можно нарисовать и пейзажи, и портреты, и натюрморты, и абстракции.
Проведя наблюдений за работой детей во время самостоятельной и образовательной деятельности мною был выявлен недостаточный уровень развития фантазии, проявления творческого воображения, гиперактивные дети затихают при игре с песком. дети играют сами по себе, не хотят и не умеют делиться игрушками, не знают, как обыграть понравившуюся им игрушку, у детей нет взаимопонимания между собой в игре.
Интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок как самостоятельной так и в ОД , целью которых является развитие его творческих способностей.
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Хочу поделиться своим опытом использования технологии пескографии в игровой деятельности.
Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.
Задачи:
- создать условия для развития творческого потенциала;
- осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой деятельности;
- способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;
- создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.
В настоящее время большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада. Предметно-пространственная среда в образовательной организации согласно ФГОС ДО выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Для развития творческой, гармоничной, интеллектуальной, инициативной личности все большее распространение получает инновационная технология пескография. В моей группе создан центр «Рисование песком», рисование песком осуществляется на столе-планшете со встроенной разноцветной подсветкой, специальным цветным песком. Дети проявляют самостоятельность в выборе цвета подсветки для реализации своих творческих замыслов. Стол-планшет в нашей группе установлен в доступном для детей месте, наряду с другими материалами (бумагой, красками, пластилином и т.п.). Дети играют как сидя, так и стоя. При этом ребенок может ходить вокруг стола-планшета, либо оставаться на одном месте. Дети могут подходить к столу-планшету в любой момент, когда им этого захочется.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и широкие возможности применения в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).
Техника рисования – пескография, дает возможность развития:
индивидуальности;
повышения самооценки;
мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
Воспитанники моей группы включаются в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также релаксации. Релаксация в заключительной части физкультурных занятий позволяет мне регулировать степень психического возбуждения воспитанников, ослабить психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Песок мы используем и на занятиях. Так на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности дети рисуют на песке геометрические фигуры, цифры, исследуют свойства песка.
Часто практикуем игры: скользить ладонями по поверхности песка, создать отпечаток ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка, «пройтись по песку отдельно каждым пальчиком и многие другие.
Дети придумывают удивительные сценарий игр, создают на песке интересные сюжеты. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.
Развитие речи происходит в процессе живого общения детей между собой во время создания рисунка, проговаривания диалога любимого героя. Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Образы, созданные из песка, мимолётны и неповторимы. Зато некоторые наиболее удачные работы мы фотографируем и создаем фотогалерею. Сюжет из сказки «Колобок», раскидистое дерево, наряженная новогодняя ёлка с подарками, город, транспорт, персонажи из мультфильмов, животные, люди, вымышленные персонажи, абстракция, пейзажи… Возможно, пока это ещё не шедевры, но ведь все когда-то начинали с азов.
В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания в мире взрослых и складываются под ее влиянием умственные способности.
Дети играют в небольших группах, что способствует эмоциональной и социальной адаптации детей. Дети сами придумывают творческие игры, что не всегда доступно им в повседневной жизни. В играх они используют игрушки, которые принесли с собой, или вдруг решают применить другие материалы. Воображаемый мир одного ребёнка зачастую становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Играя в песке, дети становятся увереннее, просыпается любознательность. Стол-планшет с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребёнка к свободному и нестандартному творчеству. Играя с песком, дети учатся рисовать песочные «картины», создают различные изображения. Это помогает развитию у детей моей группы эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Осваивая технологию пескографии, мы с детьми решили заинтересовать родителей и провели для них мастер-класс.
Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Детям нравится экспериментировать с написанием букв и цыфр. Дети очень гордятся тем, что могут написать печатными буквами своё имя под нарисованной ими картинкой, для такого случая у нас в группе есть заготовки – карточки с именами детей. Дети обучаются путем копирования и подражания. Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений. Невозможно сдержать творческие порывы ребёнка, который решил научиться писать. И стол-планшет с песком предоставляет ему прекрасные возможности для работы по достижению этой цели. Рисуя песком, ребёнок становится более усидчивым, внимательным.
Играя, дети испытывают удовольствие, и это побуждает к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребёнок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят своё выражение в реальных и видимых формах. Исчезает страх ошибиться или сделать что-то неправильно, так как всё поправимо - ошибки на песке легче и проще исправить, чем на бумаге. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей.
Результатом работы явилось повышение творческого потенциала дошкольников. Игры с песком способствовало развитию мелкой моторики, фантазии, творческих способностей, образного мышления.