Просмотр содержимого документа
«"Технологическая карта- как инновационная технология"»
«Технологическая карта - как инновационная технология»
Технологическая карта — это новый вид методической документации, в которой материал четко структурирован и предназначен для проектирования образовательного процесса в ДОУ. Технологическая карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием действий, средств, времени на реализацию и предполагаемых результатов.
Преимущества технологической карты:
— позволяет организовать эффективный образовательный процесс;
— обеспечивает интеграцию образовательных областей и детских видов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
— сокращает время педагога на подготовку к непосредственно образовательной деятельности;
— помогает создать конкретные представления об изучаемых объектах, явлениях и процессах в вопросах теории и практики дошкольного образования;
—дает педагогу определенную психологическую защищенность, уверенность в правильности своих действий
— повышает эффективность восприятия информации, понимание и усвоение ее в целом.
Главной характеристикой технологической карты является представление образовательных процессов на уровне технологии, то есть на уровне проектирования и конструирования
Разработка технологической карты.
Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно.
Алгоритм составления технологической карты не является незыблемым, универсального рецепта нет, но есть общие моменты, вот они:
Определение темы
Постановка цели
Формулирование задач
Определение этапов ООД, их целей и промежуточных результатов
Примерный хронометраж этапов
Наполнение содержанием, подбор материала
Выбор методов и приемов
Прослеживается цепочка каждого этапа: содержание – методы и приемы – результат
В зависимости от целей, вида деятельности, используемой технологии этапы и их чередование может изменяться. Однако логика построения и взаимосвязь должны сохранятся. Важно придерживаться основных положений методики.
В итоге хотелось бы отметить, что при проведении занятий или развлечений, умение конструировать технологическую карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.
Технологическая карта НОД
ФИО педагога: Алимбекова Анна Сергеевна, Мусалова Наталья Александровна
Должность в ДОУ: воспитатели
Группа: вторая младшая группа (3-4 года)
Цели НОД: закрепление и обогащение представлений детей о фруктах и овощах, расширение сенсорного опыта детей; формирование умений устанавливать отношения между группами предметов («один», «много», «ни одного»)
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Характеристика этапов НОД:
Название, содержание и цель этапа —
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Организационный момент Цель: привлечение
внимания детей,
настраивание на
предстоящую деятельность Методы: словесный
(обращение к детям);
приветствие. Педагог задает
положительный эмоциональный настрой.
Формы организации:
включение детей в игровую ситуацию: групповая игра.
Педагог собирает детей вокруг себя Педагог обращает внимание на гостей и приветствует их вместе с
воспитанниками.
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Дети подходят к
воспитателю. становятся
около него. Приветствуют гостей.
Встают в круг вместе с педагогом, берутся за руки, улыбаются друг другу.
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
Цель: создание условий мотивации у
воспитанников к
познавательной деятельности поискового характера; формирование и фиксирование детской
цели: оказание помощи Зайке путем закрепления знаний об овощах и фруктах.
Методы: словесный
(обращение к детям); обращение к личному жизненному опыту;
технология «Ситуация»
-Ребята, сегодня к нам придет гость. А кто же? Отгадайте сами. Загадывает загадку:
По тропинке скок-поскок Маленький лесной зверек Летом шубка серая, А зимою белая.
На самой макушке
Длинные ушки. (Зайка)
-Правильно, к нам в гости пришел Зайка. Давайте поздороваемся с ним.
Зайка принес с собой овощи и фрукты со своего огорода. Овощи он хочет оставить себе, а фруктами поделиться с нами. Да вот проблема! Он как лесной житель, не знает где овощи, а где фрукты. Давайте поможем Зайке разложить овощи в корзину, а фрукты - в вазу.
Обращается к детям: Хотите помочь Зайке? Как ему помочь? Сможете
Проявляют интерес к предстоящей деятельности.
Вживаются в игровую ситуацию.
Слушают и отгадывают загадку. Предполагаемый ответ - зайка.
Сюрпризный момент появление игрушки - Зайки. Здороваются с гостем.
Выражают желание оказать помощь Зайке.
Предполагаемый ответ - Да! Хотим. Поможем зайке разложить овощи и фрукты.
деятельностного метода
Л.Г. Петерсон.,
разложить овощи и фрукты?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД
Цель: создание условий для формирования умений устанавливать отношения между группами предметов («один», «много», «ни одного»).
Проводит дидактическую игру «Разложи овощи и фрукты».
Воспитатель обращает внимание на правильность выполнения задания: Уточняет, какой фрукт или овощ ребенок положил в соответствующую емкость.
-Молодцы, ребята! Помогли Зайчику.
-Посмотрите, ребята, сколько фруктов в вазе?
Проводит дидактическое упражнение «Возьми фрукт»
Даша, возьми себе фрукт. Сколько у тебя фруктов?
Егор, возьми себе фрукт. Сколько у тебя фруктов?
Раздает фрукты всем детям.
Сколько было в вазе фруктов?
А теперь сколько осталось?
Верно, ребята, было много фруктов, вы взяли по одному. И ни одного не осталось.
Дети раскладывают овощи в корзину, а фрукты - в вазу.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Предполагаемый ответ детей - Много.
Каждый ребенок берет по одному фрукту, определяет, сколько у него фруктов, сколько было в вазе, сколько осталось в вазе фруктов.
Предполагаемый ответ детей — Один.
Предполагаемый ответ детей - Много, ни одного.
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий Цель: создание условий для развития речи детей, демонстрации воспитанниками знаний о классификации предметов по заданному признаку; способствование снятию напряжения, эмоциональной и
физической разрядки.
Методы: словесный,
наглядный, практический
-Ребята, а теперь посмотрите
внимательно на свои фрукты и расскажите нашему гостю, все ли они одинаковые? Чем отличаются? Скажите, пожалуйста, ребята, у кого из вас фрукт красного цвета? У кого желтого? У кого зеленого цвета? Оля, а у тебя фрукт какого цвета? А у тебя, Саша? (Проводит индивидуальную работу с детьми) -Молодцы, все верно! Ребята, зайчик предлагает вам поиграть.
Проводит физкультминутку «Зайка» (Показывает последовательность
действий). Скок-поскок, скок-поскок Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок А затем присядку, Чтоб не мерзли лапки. Хвалит детей.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Предполагаемый ответ детей - Нет. Цветом.
Называют цвета фруктов.
Дети повторяют за
воспитателем текст и выполняют движения в соответствии с текстом.
С амостоятельное применение нового на
-А сейчас давайте сядем на свои места за столом и выполним задание в тетрадях.
Работают в рабочих тетрадях
практике.
либо актуализация уже имеющихся знаний,
представлений, (выполнение работы) Цель: создание условий для применения
полученных знаний на практике.
Методы: словесный,
наглядный, практический
Проводит дидактическое упражнение «Соедини линиями»
Объясняет, что нужно соединить линиями овощи - с корзиной, а фрукты - с вазой.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Хвалит по необходимости. Задает вопросы,
стимулирующие процессы мышления: -Что на рисунке только одно? Чего много?
Отвечают на вопросы воспитателя. •
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
Итог занятия.
Систематизация знаний.
Цель: выявление уровня осознания содержания
полученного материала.
Методы: словесный,
наглядный
Зайка благодарит детей за помощь. Оставляет в подарок вазу с фруктами. Прощается с ними.
Педагог подводит итоги - обобщает знания по теме занятия. Оценивает деятельность детей:
-Ребята, с кем вы сегодня встретились? Что делали? Вам понравилось помогать зайчику? А какое задание вам понравилось больше всего? Что было легко, а что - сложно? Мы с вами считали, каких предметов много, а каких мало или по одному. Молодцы, вы все справились с заданиями!
А теперь нам пора прощаться с нашим гостем. Ему нужно возвращаться в лес.
-До свидания! Приходи к нам еще в гости!
Проявляют радость, делятся впечатлениями.
Благодарят Зайку.
Делают выводы (с помощью воспитателя).
Отвечают на вопросы воспитателя.
Прощаются с Зайкой.
Рефлексия
Цель: учить детей давать объективную оценку своим знаниям
Методы: словесный,
наглядный, практический
Педагог проводит рефлексивное
упражнение «Яблоня»
Предлагает детям оценить свои знания, свое настроение во время совместной деятельности путем выбора карточки с изображением яблок двух цветов красных и зелёных. Старается добиться от ребенка ответа, почему он выбрал именно ее. Особенно в том случае, если ребенок выбирает отрицательную эмоцию.
-Все ребята молодцы, замечательно справились с заданиями!
На нарисованную на доске яблоню дети приклеивают яблоки: зелёные - я считаю, что сделал всё правильно, у меня хорошее настроение; красные - не справился с заданием, у меня грустное настроение.
Список использованной литературы
1. Корепанова М.В Основная образовательная программа 2100
2. Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в ДО. – М: Мозаика-Синтез, 2013
3. Комарова Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. – М, 2015