kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театральная деятельность как основа развития детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театральная деятельность охватывает большой спектр деятильности дощкольников,поэтому широко использую ёё в своей деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Театральная деятельность как основа развития детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность как основа развития ребёнка дошкольного возраста.

Сообщение Дектевой М.А.

Театр – это волшебный мир.

Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б.М.Теплов

В настоящее время в погоне за стремлением дать детям как можно больше знаний, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание. Сейчас дети всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Они всё реже удивляются и восхищаются, возмущаются и сопереживают. Такие дети часто не знают, как занять себя в свободное время и на всё вокруг смотрят без особого интереса и удивления.

Именно поэтому стоит уделить большее внимание театрализованной деятельности. Ведь вся жизнь детей насыщена игрой. И каждый из них хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, помогая ему приобретать жизненный опыт, - всё это помогает осуществить театр. Именно театральная деятельность развивает личность ребёнка, является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает его к духовным ценностям. Театральные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют ребёнка сочувствовать. Приобретая знания, умения, познавая мир, ребёнок познает его вне себя, его внутренний мир остаётся закрытым для него. Прочитав множество статей в разных педагогических изданиях, журналах, я пришла к выводу, что состоянием ребёнка можно «управлять». В дошкольном возрасте дети испытывают затруднения в выражении эмоций. Всё это связано с тем, что взрослые постоянно что-то запрещают: не проливать слёзы, громко не смеяться, не показывать страх или свою агрессию. У некоторых детей слишком много запретов. А ведь ребёнок должен быть жизнерадостным, переполнен жизненной энергией,  бьющими через край эмоциями.

В условиях театрализованной деятельности общение с детьми становится более интересным и содержательным. Маленькие дети лучше воспринимают обращённую к ним речь, если она сопровождается наглядными предметами, такие как картинки и игрушки. И поэтому, первое, что можно сделать в группе – обогатить предметно- развивающую среду Создавая естественную среду для развития фантазии и воображения, отработки поведенческих и речевых навыков, что поможет детям адаптироваться к социальной жизни, обеспечит привитие им таких качеств, как уверенность в себе, доброжелательность. То есть будет направлено на формирование человека думающего, любящего, чувствующего и активного.

Главная задача использования театрализации – сделать жизнь воспитанников интересной, наполненной яркими впечатлениями. А так как педагогический процесс иногда бывает однообразен, скучен и неинтересен для детей, важно вносить что-то новое, своё, придумывать свой стиль общения с детьми. Например, на занятие по художественному творчеству к детям может прийти «принцесса кисточка», которая покажет не только приёмы рисования, но и расскажет какую-нибудь интерессную сказку, в конце которой попросит помощи у ребят. А вот на занятиях, где основным видом деятельности является беседа или рассказывание, включение кукол или игрушек вызывает активность детей.

Для детей очень важно пользоваться не только уже готовым набором театра, но и изготавливать его самостоятельно или совместно со взрослым. Чем разнообразнее театр, тем больше развивается ребёнок творчески.

Театрализованные игры пользуются у детей большой любовью. К ним относятся такие игры, как игры-драмматизации под музыку и с персанажами, дидактические игры. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. Участвуя в играх-драмматизациях, ребёнок входит в образ, перевоплащается в какого либо героя, живёт его жизнью. Детям интересно изображать смелых и искренних, сильных, добрых и отважных. Любимые герои становятся образцом для подражания.

Театр объединяет в себе все виды искусства. Работа над тем или иным спектаклем объединяет детей, даёт им понятие о чувстве партнёрства, взаимовыручки, снимает скованность, помогает поверить в себя, перешагнув через «я стесняюсь». В результате всего у детей формируется устойчивый интерес. Более активные дети реализовывают свои способности, а малоактивные начинают чувствовать уверенность в своих силах. Приступая к работе по приобщению детей к театрализованной деятельности, начните её с того, что расскажите детям об истории возникновения театра, о том, что есть в театре, какие они бывают и люди каких профессий в нём работают. Так же целесообразно создать с детьми своими руками из подручных средств настольный театр. Дети могут смастерить под вашим руководством, например, персонажей для сказки «Три поросёнка», используя втулки и цветную бумагу. Дети с удовольствием играют в творение, созданное своими руками. Помимо этого готовьте и показывайте другим группам дошкольного отделения спектакли. Это помогает детям делиться опытом. Так же необходимо вести работу с родителями. Проведите с ними консультации: «Воспитание сказкой», «Театрализованная деятельность для дошкольников», «Покажи мне спектакль», «Создание театра в домашних условиях», а так же детско-родительский конкурс «Театр своими руками». Можно посетить интерактивный театр, где сами дети будут участниками спектакля. А ещё можно устроить экскурсию за кулисы театра, где детям расскажут о жизни актёров за занавесом.

Немаловажную роль занимает театрализация на праздниках и развлечениях, когда происходят сюрпризные моменты, неожиданно выступают взрослые. Встреча с тем или иным героем заставляет ребёнка волноваться, радоваться, восторгаться. Чем ребёнок становится старше, тем меньше возникает это состояние. Поэтому, чтобы сохранить это чувство у детей подольше, взрослый актёр, будь то родитель или воспитатель, должен помнить, что праздник готовится не для гостей, а устраивается для детей. Важно использовать при подготовке приём секретности, не рассказывать заранее, какие будут герои на празднике, не читать их стихи и слова, не говорить о костюмах. Тогда дети  смотрят и участвуют в празднике затаив дыхание, восторженно открыв глаза.

Смотря телевизор, сидя за компьютерами или планшетами, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в театрализованной деятельности обогащает эмоциональную сферу ребёнка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная нами на развитие эмоций в театрализованной деятельности, очень актуальна и важна. Именно театральная игра, по мнению Г.Поповой, помогает открыть заветную дверь в мир детства и отыскать ключик во внутренний мир каждого ребёнка.


Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, стимулирует развитие психических процессов, способствует творческому развитию и формированию основ личностной культуры. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей. По влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место наряду с музыкой, рисованием и лепкой.

В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты. В России истоком театра был школьный и домашний театр. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современности. В XIX в. большую роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, она выполняет и психотерапевтическую функцию.

Рассмотрим подробнее значение театральной деятельности для развития детей:

 

Кругозор и общая культура.

Театрализованная деятельность помогает повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

 

Эмоциональное развитие.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает его эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Помогает эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению.

 

Речь.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно расширяется и активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно выражаться. У него становится лучше диалогическая речь и грамматический строй речи.

 

Развитие психических процессов.

В процессе театрализованных игр развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции.

 

Физическое развитие.

В театрализованной деятельности совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

 

Творчество.

Театрализованная деятельность - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности его личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение и ассоциативное мышление.

 

Коммуникативные навыки.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Ребенок, благодаря театрализованной деятельности учится решать многие проблемные ситуации и преодолевать застенчивость.

С первыми театрализованными действиями малыши встречаются очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Желательно использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. С театрализованными представлениями дети могут также познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.

 

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Выбор постановки зависит от возраста детей. Чем дети младше, тем спектакль должен быть проще. Лучше всего подходят русские народные и авторские сказки. Можно взять текст сказки целиком в оригинале и разыграть его слово в слово, но интересней, если сказу изменить: добавить смешные эпизоды, слова, ввести новых героев, изменить концовку. Пофантазируйте, например, как колобку обмануть лисичку, а козлятам - злого волка, используйте эту возможность сочинения сказки на новый лад. Интересно также сочинить собственную историю или смастерить оригинальную куклу, которая станет главным героем. Когда уже выбран сценарий театра, нужно подумать о том, какой вид театрализованных игр лучше подойдет детям.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими. Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки полученных впечатлений и выражения эмоций. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта. Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Театральная деятельность как основа развития детей дошкольного возраста

Автор: Дектева Марина Анптольевна

Дата: 07.12.2022

Номер свидетельства: 619435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "316903"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460200661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Использование метода куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-mietoda-kuklotierapii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "147830"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419504852"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья «Развитие познавательного интереса у детей  дошкольного возраста  в процессе экологического воспитания»"
    ["seo_title"] => string(124) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-ekologhichieskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "307212"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458290273"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
    ["file_id"] => string(6) "529998"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1575373474"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Роль театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей"
    ["seo_title"] => string(76) "rol_tieatral_noi_dieiatiel_nosti_v_razvitii_kommunikativnykh_navykov_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "450898"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516287215"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства