Просмотр содержимого документа
«"Такие разные материалы"»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающиммиром в средней группе
«Такие разные материалы»
Цель: формирование представлений о материалах (металл, дерево, стекло) и их свойствах.
Задачи: Расширять представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы: (металл, дерево, стекло). Формировать умение детей определять из чего сделан тот или иной предмет, развивать умение группировать предметы по материалу(стеклянные, металлические, деревянные).
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования; развивать умение работать в паре.
Воспитывать интерес к познанию; формировать качества взаимоуважения и взаимовыручки.
Методы и приемы: рассматривание, беседа, вопросы воспитателя, практическая деятельность детей, пояснение, эксперименты – опыты.
Демонстрационный материал: Игрушка Лунтика, емкости из стекла, металла, три подноса, бутылка с водой, мешочек с игрушками и предметами из различных материалов, пластиковый шарик, два мешочка, ложки деревянные и металлические.
Структура занятия: I. Вводная часть:
Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся. Проходите и присаживайтесь.
Ребята, мы с вами будем общаться и поэтому надо вспомнить правила общения:
Говорим по очереди;
Не перебиваем говорящего;
Дослушиваем до конца.
В гости к детям приходит Лунтик. «Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь. Моя коллекция предметов из разных материалов была расставлена по разным полочкам. А гусеницы Вупсень и Пупсень баловались и всё уронили, теперь они все перепутались! Помогите мне, пожалуйста. Предметы все в одном мешке.»
Ребята, поможем Лунтику?
II. Основная часть:
Игра «Чудесный мешочек»
Дети ощупывают предмет, угадывают, что это за предмет, из какого материала он сделан и потом только показывают его всем. И раскладывают по подносам. На одном подносе предметы из стекла - стеклянные, надругом изметалла - металлические и на третьем из дерева - деревянные.
Лунтик: Спасибо большое ребята, с моей просьбой вы справились, вы хорошо запомнили названия разных материалов, правильно их определяете .. А сейчас предлагаю немного размяться.
Физкультминутка.
Вот от Лунтика зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели – встали,
Сели – встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойнее дышать.
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем с деревянным, стеклянным и металлическим предметами и узнаем про них много интересного.
№1. Проведем первый опыт: «Плавает – тонет»
Воспитатель: Ребята, давайте опустим деревянный предмет в воду и посмотрим, что с ним произойдет. Что пластина делает в воде? (плавает)
А теперь металлический предмет опустим в воду, что произошло с ним?
И осталось нам стеклянный предмет опустить в воду.
Как вы думаете, почему деревянная пластина плавает, а металлический предмет и стеклянный утонули?
Дети: Деревянные – легкие, поэтому они держатся на воде, а стеклянный и металлический предметы тяжелые и они утонули.
Правильно, из этого опыта можно сделать вывод, что металлический и стеклянный предметы тяжелее и они опустились на дно.
Опыт №2. «Легкий – тяжелый»
Сейчас мы проведем опыт, чтобы узнать, что тяжелее деревянная ложка или металлическая. Кладем в один мешок 2 ложки деревянных, в другой 2 ложки металлических. А весами будете вы, ребята. (Двое детей по очереди берут в руки мешочки и определяют, какой мешок легче, а какой тяжелее.)
Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.
Ребята, а вы любите играть в прятки? И Лунтик тоже хочет поиграть с вами в прятки. Закрываем все глаза. Лунтик прячет шарик в стеклянный стакан, металлический и деревянный. Раз, два, три - шарик скорее найди! Дети открывают глаза и сразу находят предмет. Ребята, а почему вы так быстро увидели шарик? Каким свойством обладает стекло, что вы сразу через него увидели шарик? Стекло какое? (прозрачное).
- А теперь скажите, что в железной кружке и в стакане из дерева?
Дети: - Не видно.
Воспитатель: - Значит, изделия из металла и стакана непрозрачные.
А где люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство – прозрачность? (Дети - из стекла делают стекло для машин, очки, стенки аквариума, стекло для окна, и т. д.). Хорошо, что люди придумали стекло. Что было бы, если у нас не было стеклянных окон? Было бы темно, не было бы солнца и света в группе.
Ребята, а что будет, если кто-то нечаянно уронит стакан? Правильно он разобьется. Значит, стекло какое? (стекло хрупкое). А если ложку или матрёшку бросить на пол? Проверим? (после удара о пол ложка осталась целой.)Стекло – хрупкое, а металл и дерево - не разобьются. Они прочные.
Ребята, Лунтик захотел попить воды и волнуется, куда же ему лучше налить воду: в стеклянный или металлический стакан. Он думает, если стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить Лунтику воды в оба стаканчика. Наливаем воду. Смотри, Лунтик, вода не выливается, не просачивается. Значит, стекло и металл обладают ещё одним общим свойством-водонепроницаемостью.
III. Заключительная часть:
А сейчас еще одно задание выполним, которое нам Лунтик предлагает: поделимся на пары и каждая пара соберет картинку и скажет что это за предмет и какой он, из чего сделан.
Рефлексия: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось?
Лунтик: Спасибо вам ребята, вы очень много знаете и я у вас многому научился. Мне было с вами интересно.