Просмотр содержимого документа
«Структура занятия по развитию связной речи»
Структура занятия по развитию связной речи.
Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности.
"Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка" (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Основной формой логопедических занятий по развитию связной речи являются фронтальные, которые проводятся один раз в неделю. Фронтальное занятие по развитию связной речи является своеобразным итогом проведенной совместно с воспитателями группы работы за неделю по каждой заявленной лексической теме.
Воспитатель проводит фронтальное занятие в конце недели, оценивает речевую активность детей, проверяет их ориентацию в лексическом материале и отмечает успехи и трудности. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.
Виды занятий по развитию речи
1 – составление пересказа текста
2 – составление рассказа по сюжетной картине или картине известного
художника
3 - составление рассказа по серии сюжетных картин
4 - составление описательного рассказа
5 – составление пересказа с элементами драматизации
6 – составление творческого рассказа
Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию.
Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
Процесс планирования занятий начинается с определения цели и задач, которые должны быть четко сформулированы.
Так же следует:
отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);
обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;
подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;
включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения;
предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;
Структура фронтальных занятий включает три базовые части.
I. Оргмомент
Эта часть фронтального занятия помогает воспитателю настроить детей на работу, активизировать их словарный запас и внимание. Также в этой части можно предложить детям вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях речевой материал. Используется беседа с включением подготовительных упражнений, методы и приемы, мобилизующие познавательный потенциал:
- Ритуальные приветствия.
- Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива.
- Эмоциональный настрой.
- Речевые игры с мячом.
- Психогимнастика.
II. Основная часть занятия
Эта часть занятия состоит из нескольких подчастей, среди которых можно выделить следующие:
Введение в тему.
Педагог должен мотивировать детей на включение предстоящую деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. Воспитатель подводит детей к цели занятия: например, дети находят письмо и узнают, что осень приглашает к себе в гости. В этой части целесообразно использовать отгадывание и загадывание загадок о персонажах. А также включить упражнения, например: при пересказе детьми рассказа В. Бианки "Хвосты" можно провести игру "Угадай, чей хвост, чья голова?".
Перед ребенком ставится задача: "Животные потеряли все свои хвосты. Что же делать?".
Знакомство с текстом рассказа или содержанием сюжетных картин. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста. Моделирование связного рассказа.
Эта подчасть является самой информативной. Воспитатель знакомит детей с небольшими текстами литературных произведений (различных русских народных сказок или сказок и рассказов детских писателей), предлагает детям рассмотреть сюжетные картины или серию сюжетных картин. А затем просит детей ответить на ряд вопросов по содержанию прочитанного текста или картины. Логопед должен постепенно приучать детей давать полные ответы на вопросы, используя прием повторения в начале ответа части вопроса.
На данном этапе можно применять методику моделирования сюжета с
помощью условно-наглядной схемы.
Глухов В.П. для ее составления использует размещенные на штативе блоки- квадраты, обозначающие отдельные фрагменты рассказа. Ткаченко Т.А. в своей методике использует опорные сигналы, это схематические картинки. Т. В. Большева предлагает в качестве наглядности использовать мнемотаблицы и мнемодорожки.
Словарная работа
Воспитатель обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте, объясняет их значение. Здесь можно использовать прием исследования слова. (как добыть информацию: подумать самому, спросить у взрослого, прочитать в книге…)
Физкультурная минутка
Для большинства детей характерно снижение работоспособности. Под
влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов — памяти, внимания, восприятия, мышления. Дети с удовольствием выполняют упражнения, имитируя перечисленные действия в
соответствии с текстом, который зачитывает педагог.
Актуализация знаний
Воспитатель читает текст с установкой детей на пересказ и на самостоятельное составление наглядной схемы; обращает внимание детей на последовательность рассказа по картине, применяет прием "Вхождение в картину", схемы описательных рассказов.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить пересказ, рассказ по серии картин или рассказ по сюжетной картине, с обязательной наглядной опорой.
Также есть серия фронтальных занятий, на которых дети составляют пересказ по следам прочитанной сказки, с элементами драматизации и использованием различных предметов. Эти занятия очень нравятся детям. Они помогают каждому ребенку по желанию принять участие в знакомой сказке и сыграть по-своему выбранную роль сказочного персонажа. Очень важно, с каким настроением воспитатель слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное настроение и отношение взрослых удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот - недовольное, напряженное выражение лица педагога могут парализовать выступление самого способного ребенка.
III. Подведение итогов занятия
После выполнения всех заданий и упражнений основной части педагог вместе с детьми анализирует рассказы детей, отмечает такие качества как полнота, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту, картине и серии картин. Особенно обращает внимание детей на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества.
В заключении дети обсуждают с педагогом результаты работы и те трудности, которые возникли при выполнении заданий. Воспитатель может задавать вопросы: «Что интересного вы сегодня узнали?», «Что было для вас самым сложным?» Также необходимо обязательно похвалить и поблагодарить всех детей за участие в работе.
Структура занятия по обучению грамоте
1. Цели, задачи и содержание обучения грамоте дошкольников
В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения. В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:
Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
Научить детей чтению и письму.
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.
Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.
Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.
Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.
Первоначальное обучение грамоте предусматривает:
Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.
Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.
Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.
Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
Формирование слогового чтения и навыков письма.
Задачи подготовки детей к обучению грамоте:
1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:
развитие умения вслушиваться в слово;
выделять звуки;
различать звуки, близкие по звучанию.
2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:
последовательно выделять звуки;
устанавливать их место в слове;
3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.
Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.
2. Современные требования к занятию по обучению грамоте.
Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Развитие проводится по основным направлениям:
развитие сенсорных и моторных функций;
развитие мимической мускулатуры;
развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
формирование черт гармонической личности.
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Используются литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Схема занятия включает:
Оргмомент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.
Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.
На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.
Физминутки несут речевую нагрузку.
Задания на словотворчество детей.
Задания на коррекцию психических функций.
Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
Некоторые варианты организации занятий с использованием:
специально изготовленных пособий, рисунков, панно;
настольно-печатных игр;
сюжетов и героев мультфильмов.
В занятия вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания, физпаузы, голосовые, дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи, диалоги.
Более детальное изложение вариантов организации сюжетно-тематических фронтальных занятий:
1. Организационный момент.
Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” (звук ЛЬ) начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).
Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “Я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
2. Сообщение темы занятия.
Обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки.
Например, в занятии “Наши друзья – Домовой и Домовенок” (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки “Д”, “ДЬ”.
На занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки Р, РЬ) дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным: сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки “Р”, “РЬ”.
Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
показывается “профиль” звука на рисунке;
уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные);
определяется их место в звукобуквенном городе (в Синей, Зеленой или Красной стране).
4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.
Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики.
Например, согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой:
са-ша-са-ша - здороваются,
со-шо-со-шо - удивляются,
су-шу-су-шу - сердятся,
сы-ши-сы-ши - прощаются.
5. Произношение звуков в словах.
На этом этапе решаются следующие задачи:
развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
уточнение и расширение лексического запаса;
овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
развитие слухового внимания и зрительной памяти;
овладение простыми и сложными видами слого-звукового анализа и синтеза.
Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей.
В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки.
Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда...) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком (в начале, в середине, в конце) развивает звуковое чутье.
Параллельно ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в ед. и мн. числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками.
Развитию слухового внимания способствуют словесные игры: “Звук потерялся”, а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов.
Зрительная память и внимание хорошо развивается в играх “Что изменилось?”, “Кто спрятался?”, “Кто улетел?”.
Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.
6. Физминутка.
Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.
Основные задачи физминутки заключаются в:
снятии усталости и напряжения;
внесении эмоционального заряда;
совершенствовании общей моторики;
выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Предлагаются различные формы проведения физминутки:
физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.
Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия.
7. Работа над предложением.
Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложении способствует предварительная работа над словосочетаниями (согласование прилагательных с сущ., образование отн. прил., согласование их с существительными и т.д.)
Усвоение закономерностей в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.
На данном этапе занятия решаются следующие задачи:
установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
актуализация накопленного словаря;
формирование связности и четкости высказывания;
работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;
анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии.
Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под).
Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки (наступила зима, распустились почки на деревьях). “Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?”. Этот же принцип используется в исправлении “полезных” советов: ”Гладьте белье сковородкой”... Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы, как “Что вы будете делать, если...” Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.
Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях.
8. Произношение звука в связной речи.
Основная задача данного этапа:
совершенствование навыка правильного произношения звуков в связной речи, т.е. доведение произношения до автоматизма.
Попутно решаются и другие задачи:
развитие воображения и творческой фантазии;
развитие словотворчества;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.
Обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой занятия и заданиями предшествующего этапа.
Методы основной и попутных задач разнообразны: чистоговорки, диалоги, стихи, насыщенные изучаемым звуком, доступные, занимательные, многообразные по интонационным характеристикам.
Задания на составление или договаривание чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, рифмы: пересказ сказок, театрализация, творчество в развитии сюжета занятия, придумывание диалогов, вопросов.
9. Обучение элементам грамоты.
Это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:
познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
учить читать букву, слоги, слова;
учить писать печатными буквами слоги, слова.
При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличаем звука от буквы является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем.
Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы:
“Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка”.
Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.
Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.
Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.
Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? Более сложные задания: кроссворды, ребусы, игры “Звездный час”, “Поле чудес”.
По мере овладения чтением задания даются на любом этапе занятия.
Наиболее приемлемой формой организации занятий является игровая.
Письмо печатных букв требует соблюдения санитарных и гигиенических норм на занятиях и дома.
10. Итог занятия.
Подводится итог, т.е. определяется результативность. Дается только положительная эмоциональная оценка. Отмечается активность каждого ребенка. Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз.
В конце занятия детей может ожидать сюрприз.
Главное: занятие от начала до конца должно быть добрым.
Литература
Алексеева М. М. [и др.]. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пос. для вузов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2000. — 400 с.; то же [Электронный ресурс]. — URL: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-382.shtm
Пятибратова, И. И. Методика предшкольной подготовки: учебно-метод. пособие / И. И. Пятибратова, Е. Б. Чернышова. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. — 128 с.
Т.А. Ткаченко “Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте”. Москва ЭГСИ Чебоксары. Чувашия 1999 г.
Е.В. Колесникова “От звука к букве”. Москва “Тандем” 1998 год.
С.А. Степанова “Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста” жур-л “Логопед” № 5 2007 г.
Г.А. Ванюхина “Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий” жур-л “Логопед” № 3 2007
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}