Подготовка публичных докладов образовательных учреждений, как правило, регламентируется региональными и муниципальными нормативными документами. Нередко в них указаны требования к отчетности школ без учета специфики детских садов. Предлагаем вашему вниманию рекомендации Агентства образования администрации Красноярского края, составленные специально для дошкольных образовательных учреждений, работающих над публичным докладом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Структура публичного доклада ДОУ»
Структура публичного доклада ДОУ
Н.Э. Огнева, Подготовка публичных докладов образовательных учреждений, как правило, регламентируется региональными и муниципальными нормативными документами. Нередко в них указаны требования к отчетности школ без учета специфики детских садов. Предлагаем вашему вниманию рекомендации Агентства образования администрации Красноярского края, составленные специально для дошкольных образовательных учреждений, работающих над публичным докладом.
Публичный доклад является средством отчетности руководителя ДОУ перед общественностью. Поэтому заведующий детским садом совместно с рабочей группой формирует содержание отчета по собственному усмотрению, руководствуясь требованиями региональных и муниципальных документов. Существует несколько подходов. Можно представить в публичном докладе все основные направления деятельности детского сада или раскрыть более подробно одно из них, которое руководитель считает приоритетным.
Например, публичный доклад ДОУ может содержать в себе результаты анализа таких направлений деятельности, как:
выполнение воспитательнообразовательной программы;
реализация программы развития детского сада;
освоение бюджетных и внебюджетных финансовых средств и т. д.
Рассмотрим структуру и содержание публичного доклада, отражающего результаты воспитательнообразовательной деятельности детского сада.
Текст данного доклада можно сгруппировать по разделам:
качество реализации образовательной программы;
инновационные технологии;
ресурсное обеспечение;
управление детским садом;
здоровьесберегающие технологии;
взаимодействие с родителями воспитанников;
социальная активность детского сада.
В первом разделе доклада "Качество реализации образовательной программы" необходимо проанализировать программу (и каждую из ее составляющих частей), опираясь на следующие показатели:
комплексный подход к осуществлению программы;
дидактическое обеспечение программы;
методическое обеспечение программы.
Раздел "Инновационные технологии" освещает эффективность использования современных педагогических технологий, в т. ч.:
соответствие применяемых инноваций целям образовательной деятельности ДОУ;
степень владения технологиями (например, наличие у педагогов авторских разработок);
В разделе "Ресурсное обеспечение" целесообразно оценить наличие материальнотехнических и медикосоциальных условий, обеспечивающих разностороннее развитие воспитанников. В их числе:
соответствие компонентов предметнопространственной среды образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
наличие условий для разностороннего развития детей с учетом возрастных особенностей;
соответствие предметнопространственной среды эстетическим и гигиеническим требованиям;
наличие условий для участия воспитанников в преобразовании среды;
уровень освоения детьми предметнопространственной среды.
В разделе "Управление детским садом" можно рассмотреть:
наличие в системе управления коллегиального органа управления, имеющего властные полномочия в соответствии с Уставом ДОУ;
роль органов самоуправления в воспитательнообразовательном процессе и формы их работы;
механизмы взаимодействия органов самоуправления между собой, с коллегиальным органом управления и руководителем ДОУ;
степень открытости учреждения (наличие средств информирования общественности о работе органов управления и самоуправления и способов привлечения участников воспитательнообразовательного процесса к разработке ключевых управленческих решений).
Анализ условий для сохранения здоровья воспитанников можно включить в раздел "Здоровьесберегающие технологии", в котором оцениваются:
профилактика заболеваний детей;
динамика показателей здоровья и меры, принимаемые к ее улучшению;
качество питания дошкольников в детском саду;
психологическая безопасность детей (система психологомедикопедагогического сопровождения воспитанников, психологический климат в группе и т. п.);
здоровьесберегающая инфраструктура детского сада (оснащение групп спортивноигровым оборудованием, наличие бассейна, спортивного зала, площадок и т. п.);
соответствие режима дня санитарногигиеническим требованиям;
воспитательнообразовательная работа с дошкольниками, направленная на развитие навыков здорового образа жизни (включение образовательнооздоровительных программ и технологий в систему работы, использование разнообразных форм организации физической активности);
взаимодействие с межведомственными и другими образовательными учреждениями в целях сохранения и укрепления здоровья детей;
система просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями;
меры по обеспечению безопасности воспитанников (результаты мониторинга безопасности детского сада);
деятельность сотрудников ДОУ по здоровьесбережению детей;
соблюдение гигиены образовательного процесса (соответствие санитарногигиеническим нормам);
динамика перехода детей из одной группы здоровья в другую;
степень детского травматизма на территории детского учреждения.
В разделе "Взаимодействие с родителями воспитанников" особое внимание стоит уделить отношению взрослых к ДОУ. Позитивное отношение проявляется в активном участии родителей в жизнедеятельности детского сада. Поэтому можно представить формы совместной работы, результаты анкетирования семей воспитанников и т. п.
В заключительном разделе "Социальная активность детского сада" следует отразить участие учреждения в мероприятиях различного уровня – муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах и т. п., перечислить награды и достижения ДОУ, назвать публикации педагогического коллектива в СМИ.
В конце каждого раздела должны быть представлены выводы.
Публичный доклад завершается заключительными выводами, в которых обобщается его содержание, отмечаются основные недостатки в работе, формулируются перспективные планы и направления развития ДОУ.
Публичный доклад составляется ежегодно или один раз в три года по результатам реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения. Пример публичного доклада ГОУ "Детский сад компенсирующего вида № 733" г. Москвы представлен в приложении.
Публичный доклад государственного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида № 733" г. Москвы
Информационная справка:
Государственное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 733" (далее – ДОУ) открыто в 1982 г. С 1991 г. ДОУ перепрофилировано в учреждение санаторного типа для ослабленных и часто болеющих детей.
ДОУ – активный участник различных конкурсов. С 2005 г. – городская экспериментальная площадка: "Построение физкультурной, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ и семье".
Общая характеристика
В 2005 г. ДОУ получило лицензию Департамента образования правительства г. Москвы на образовательную деятельность (серия А, регистрационный № 004751 от 21.03.2005) и свидетельство о государственной аккредитации (регистрационный № 006049 от 20.05.2005).
ДОУ рассчитано на 70 малышей от 2 до 7 лет с ослабленным здоровьем, часто болеющих простудными заболеваниями. Комплектуется в апреле каждого года через медикопсихологопедагогическую комиссию на основании медицинских документов ребенка.
ДОУ расположено в экологически чистом районе г. Москвы – Строгино по адресу: ул. Исаковского, д. 22, корп. 2.
Телефоны: (495) 7508557; 9428043.
Воспитанники ДОУ
В 2008 г. в ДОУ было укомплектовано 5 групп, которые посещали 82 ребенка:
ясли (от 2 до 3 лет) – 13 детей;
младшая группа – 15 детей;
средняя группа – 16 детей;
старшая группа – 20 детей;
подготовительная группа – 18 детей.
Среди воспитанников: мальчиков 63,4% и девочек 36,6%.
Состав семей воспитанников:
полная – 84,1%;
неполная – 15,9%;
многодетная – 6,1%.
Социальный статус родителей:
служащие – 70,7%;
коммерсанты – 11,0%;
рабочие – 7,3%;
неработающие – 11,0%.
Национальность родителей:
русские – 96,3%;
другие национальности – 3,7%.
Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают дети из русскоязычных и полных семей, мальчики, дети из семей служащих.
Кадровое обеспечение воспитательно-учебного процесса
Педагогический процесс в ДОУ обеспечивают специалисты:
заведующий;
старший воспитатель;
учитель-логопед;
педагогпсихолог;
музыкальный руководитель;
педагог дополнительного образования;
воспитатель по физической культуре;
10 воспитателей.
Из них имеют:
высшее образование – 14 чел.;
среднее специальное педагогическое – 3 чел.;
высшую квалификационную категорию – 7 педагогов;
I квалификационную категорию – 9 педагогов;
II квалификационную категорию – 2 педагога.
С воспитанниками работает высококвалифицированный педагогический коллектив.
Заведующий ДОУ – отличник народного просвещения, ветеран труда, почетный работник общего образования РФ, лауреат премии г. Москвы 2003 г. в области образования, победитель конкурса "Лучший руководитель дошкольного учреждения СЗОУО". Имеет звания общественного признания: "Заслуженный педагог", "Народный педагог" и "Академик академии творческой педагогики". Награждена памятной медалью Академии общественного признания "Элита образования".
Старший воспитатель ДОУ – почетный работник общего образования РФ, имеет почетную медаль Академии общественного признания "Элита образования".
Условия обучения и воспитания
Развивающая предметная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
В ДОУ имеются:
кабинет заведующего;
методический кабинет;
кабинеты психолога и логопеда;
медицинский кабинет;
изолятор;
физиопроцедурный и массажный кабинеты;
физкультурный зал;
зал для проведения лечебной физкультуры;
спортивный комплекс на улице;
участки для прогулок детей;
музыкальный зал;
изостудия;
выставочный зал;
цветник;
групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей;
помещения, обеспечивающие быт, и т. д.
Все кабинеты оснащены современным оборудованием.
Можно сделать вывод, что в ДОУ хорошая материальнотехническая база, грамотно организованная предметноразвивающая среда.
Управление детским садом
Непосредственное управление ДОУ осуществляет СевероЗападное окружное управление образования Департамента образования правительства г. Москвы. Оно взаимодействует с учреждением через окружной методический центр. Также активное влияние на деятельность ДОУ оказывают Профсоюз работников образования и науки СевероЗападного округа и префектура СевероЗападного округа г. Москвы.
В состав органов самоуправления ДОУ входят:
Совет ДОУ;
правление Попечительского совета;
родительский комитет;
профсоюзный комитет.
Обеспечение безопасности. Организация питания
Безопасность детей и сотрудников ДОУ обеспечивают лицензированные частные охранники. Оплата охранных услуг осуществляется за счет бюджетных средств. На входных дверях ДОУ установлены домофоны.
В ДОУ организовано 4разовое питание на основе примерного 20дневного меню, разработанного Научноисследовательским институтом питания РАМН, утвержденного Департаментом образования и согласованного с Департаментом здравоохранения правительства г. Москвы.
В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или витаминизированные напитки. В ежедневный рацион питания включены фрукты и овощи.
Стоимость питания (в расчете на 1 воспитанника в день) на конец 2008 года составляла: ясли – 78 руб., сад – 88 руб.
Таким образом, детям обеспечено полноценное сбалансированное питание.
Забота о здоровье воспитанников
ДОУ специализируется на работе с часто болеющими и ослабленными детьми.
Показатели здоровья воспитанников набора 2008 г. (состоящих на учете у специалистов) представлены в табл. 1.
физиотерапия (свето и ультразвуковое лечение, ингаляции).
Помимо перечисленных процедур дети регулярно принимали кислородные коктейли.
Общая заболеваемость за 2008 г. составила 15,6 дн. на 1 ребенка, в т. ч.:
простудная – 13,9 дн.;
инфекционная – 1,7 дн.
Посещаемость за 2006 г. (с учетом того, что ДОУ не работало 2 месяца летом) составила 172,8 дн.
Приведенные данные подтверждают результативность оздоровительной работы с детьми. Проблемой остается заболеваемость детей после праздников и выходных (так называемая "родительская" заболеваемость). Ее уровень попрежнему достаточно высок.
Учебный план и режим работы ДОУ
ДОУ реализует базисную программу развития ребенкадошкольника "Истоки", разработанную авторским коллективом Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца.
Учебновоспитательный процесс строится с использованием парциальных программ и технологий по линиям развития:
физического;
социального;
познавательного;
эстетического.
Учебный план для всех категорий воспитанников ДОУ представлен в табл. 2.
Таблица 2
Учебный план
Вид занятий
Количество занятий в неделю
ясли
младшая группа
средняя группа
старшая группа
подготовительная группа
Базовая часть
Ознакомление с художественной литературой
1
1
0,5
1
1
Ознакомление с окружающим миром
–
–
1
1
1
Развитие речи
3
1
0,5
2
2
Математика
–
1
1
1
2
Рисование
0,5
1
0,5
0,5
0,5
Лепка
1
1
0,5
0,5
0,5
Конструирование
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Аппликация
–
0,5
0,5
0,5
0,5
Физическое воспитание
2
2
3
4
4
Музыкальное воспитание
2
2
2
2
2
Итого
10
10
10
13
14
Вариативная часть
Английский язык
–
1
2
2
2
Ритмика
–
1
2
2
2
Изобразительная деятельность
–
1
2
2
2
Развивающее обучение
–
–
–
–
2
Итого
–
1
2
2
3
Всего
10
11
12
15
17
Итоговый результат в нижней части табл. 2 объясняется тем, что все занятия вариативной части проводятся по подгруппам. То есть на одного ребенка приходится не более установленной нормы дополнительных занятий: 1 – для воспитанников ясельной группы, 2 – для воспитанников младшей, средней и старшей групп и 3 – для воспитанников подготовительной группы.
ДОУ функционирует по 5дневной рабочей неделе с 7.00 до 19.00, с выходными днями – суббота и воскресенье.
Дополнительное образование в ДОУ
Воспитанники ДОУ от 3 до 7 лет могут заниматься по следующим программам дополнительного образования:
М.С. Александрова "Английский язык в детском саду";
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова "Школа для дошкольника" (развивающее обучение).
Результаты воспитательнообразовательной деятельности
Общий уровень реализации программы – 80,6%. Показатели ее выполнения в различных возрастных группах ДОУ приведены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели выполнения программы
Разделы программы
Уровень, %
младшая группа
средняя группа
старшая группа
подготовительная группа
Социальное развитие
71,6
73,5
79,1
84,3
Познавательное развитие
76,9
81,5
82,2
85,3
Художественноэстетическое развитие
75,8
80,3
83,6
88,7
Физкультурнооздоровительное развитие
75,0
81,5
82,3
89,3
Итого
74,8
79,2
81,8
86,4
Можно отметить, что нормы и требования к нагрузке детей по количеству и продолжительности занятий соответствуют требованиям СанПиН. Из дополнительных занятий наиболее востребован английский язык.
В 2008 г. воспитанники и сотрудники ДОУ стали участниками и победителями различных соревнований и конкурсов районного, окружного, городского, всероссийского и международного уровней (табл. 4).
Таблица 4
Результаты участия в различных мероприятиях в 2008 г.
Поступления и расход родительских средств за 2008 г. отражены в табл. 6.
Таблица 6
Расход родительских средств
Наименование платежа
Поступило, руб., коп.
Израсходовано, руб., коп.
Дополнительное образование
309 845,00
299 696,81
Социальная поддержка сотрудников ДОУ
447 900,00
446 420,00
Развитие ДОУ
344 250,00
350 899,57
Итого
1 101 995,00
1 097 016,38
За счет внебюджетных средств, перечисленных на развитие ДОУ, приобретены:
мягкий инвентарь (шторы и покрывала в 3ю группу) – 51 400,00 руб.;
хозяйственные товары – 34 298,56 руб.;
канцтовары (обеспечение работы изокласса, папки, бумага, маркеры, пленка для ламинатора и другие канцтовары) – 69 672,58 руб.;
игрушки – 31 573,87 руб.;
медали, кубки, грамоты (для обеспечения соревнований и выступлений в различного уровня конкурсах) – 38 565,20 руб.;
методическая литература – 4248,34 руб.;
мебель детская игровая – 16 582,00 руб.;
мебель в кабинет психолога и методический кабинет – 84 986,81 руб.;
посуда – 5334,98 руб.;
технические средства обучения (магнитофон, шахматная доска) – 6146,23 руб.;
заправка картриджей – 8091,00 руб.
Таким образом, финансирование из бюджета идет только на социально защищенные статьи – заработную плату, коммунальные и договорные услуги, питание детей. Поступление внебюджетных средств позволило на протяжении года оказывать социальную поддержку сотрудникам ДОУ, что помогло закрыть имеющиеся вакансии и повысить квалификационный уровень педагогов. Без родительских средств невозможно было бы содержать и развивать материальнотехническую базу и обеспечивать развитие ДОУ. Содержание охраны позволило обеспечить безопасность детей.
Социальная активность и партнерство ДОУ
ДОУ в течение года активно сотрудничало с педагогическим колледжем № 8 г. Москвы и Институтом развития дошкольного образования РАО, проводя дни открытых дверей и открытые занятия, а также принимая на летнюю практику студентов.
Коллектив ДОУ провел открытые занятия на темы:
"Организация оздоровительноразвивающей работы в ДОУ";
"Физкультурнооздоровительная работа в детском саду".
Кроме того, коллективом ДОУ проведены открытые занятия в рамках дня открытых дверей и конкурса "Воспитатель года":
"Осень золотая";
"Волшебник Изумрудного города";
Спортивнооздоровительная развивающая сюжетная игра по мотивам "Форт Боярд".
Воспитателем по физической культуре дан мастеркласс по "Русским шашкам" для педагогов Южного и СевероЗападного округов.
В социуме ДОУ активный участник и 4кратный призер социокультурной досуговой программы Управы района "Строгино" "Победитель", участник концертных программ для ветеранов района.
По договору со школами № 85 и № 1295 в течение года шла плановая работа по социализации детей подготовительной к школе группы.
Совместно с окружным методическим центром "Детскоюношеский клуб физической подготовки СевероЗапад" проводится мониторинг физической подготовленности детей всех возрастных групп.
В 2008 г. о ДОУ писали СМИ:
статья по управленческой деятельности заведующего ДОУ "Совместительство и совмещение должностей" в журнале "Справочник руководителя дошкольного учреждения" (№ 8);
заметка в газете "Октябрьское поле и весь СевероЗапад" (от 16.12.2008) "Раз – и в дамки";
Заведующий ДОУ выступила на VI Всероссийской научнопрактической конференции "Дети России образованы и здоровы", а опыт экспериментальной работы коллектива ДОУ был отражен в книге "Физкульт Ура!: оздоровление, воспитание, развитие" (авторы: Егоров Б.Б., Малова Г.П., Давыдова И.И.).
Анализ показывает, что сотрудники ДОУ занимают активную жизненную позицию и потому приучают детей с дошкольного возраста понимать социальную значимость участия в мероприятиях различного уровня.
Направления развития ДОУ
Основными проблемами ДОУ на протяжении многих лет являются:
"родительская" заболеваемость;
недостаточная активность родителей в работе органов самоуправления.
Обозначенные проблемы с переменным успехом решались в 2008 г. Надо отметить, что качественные показатели некоторых из них изменились в лучшую сторону по сравнению с 2007 г. Например, снизилась на 2,7 д/дн "родительская" заболеваемость и посещаемость ДОУ увеличилась на 4,1 д/дн, что объясняется регулярной просветительской работой с семьями воспитанников и качественной профилактикой заболеваний детей.